<...>
...Принимая во внимание, что Тютчев и Пушкин суть наиболее ритмические поэты, а следующая группа ритмичнее Блока; наконец, принимая во внимание, что минимум ритма принадлежит Бенедиктову, Надсону, Майкову, Толстому и Случевскому, — мы имеем следующую классификацию поэтов, по степени их ритма:
1) Пушкин и Тютчев.
2) Лермонтов, Державин, Жуковский, Баратынский, Фет, Каролина Павлова.
3) Блок.., Вл. Соловьев...
4) Сологуб.., Некрасов... Мережковский Полонский Вячеслав Иванов
5) Брюсов Городецкий
6) Бенедиктов, Ал. Толстой, Надсон... Случевский.
<...>
В заключение скажу, что выводы мои относительно ритмичности или аритмичности поэтов не касаются достоинства их поэзии; досто инство поэтического произведения — в сумме ритма, инструментовке, формах изобразительности, архитектонике стиля, в лепке образов, в словаре и т. д. Кроме того: каждый поэт имеет свой излюбленный размер, в котором сказывается его ритмическое богатство Ввиду всего сказанного я без страха высказываюсь перед современными мне поэтами: хвалю их ямбический диметр или порицаю его; я знаю, что мои похвалы или порицания вовсе не задевают всего их поэтического творчества, но касаются лишь одной стороны; так например: высоко чтя поэзию Брюсова, менее, быть может, ценя поэтический дар Сологуба, я тем не менее указываю на ритмическую бедность ямбов Брюсова и, наоборот, отмечаю Сологуба, как ритмика.
|
|
Предлагаемая статья не есть субъективная оценка, но беспри страстное описание структуры четырехстопного ямба.
Ю.Н. Тынянов