Вопрос № 2. Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция, как рынок свободной конкуренции, представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:

а) имеется довольно большое количество независимых товаропроизводителей;

б) тип продукта стандартизированный или однородный;

в) имеется полная информация о рынке (в частности о ценах);

г) отсутствуют препятствия для входа и выхода из отрасли.

Отличительная чертасовершенной конкуренции: ни одна из фирм не может оказать влияние на цену, так как доля каждой из них в общем объеме выпуска незначительна.

Увеличение или уменьшение количества продукции, выпускаемой отдельной фирмой, не оказывает ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, на цены. Более того, ни один продавец не сможет поднять цену выше установившейся рыночной цены, не потеряв своих клиентов.

Совершенная конкуренция, скорее идеальная модель рынка, нежели чем реальная рыночная структура. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется непосредственно соотношением спроса и предложения.

Рассмотрим, как определяется величина дохода фирмы на рынке совершенной конкуренции. Так как ни отдельные производители, ни отдельные потребители не могут повлиять на уровень цены, то она принимается как постоянная величина, и линия цены на графике будет отображаться прямой горизонтальной линией: Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы.
       
 
   
 

Рассчитаем величину предельного и среднего дохода для фирмы - совершенного конкурента. Так как цена - величина неизменная, то изменение совокупной выручки будет вызвано только изменением объемов выпуска, значит: то есть на рынке совершенной конкуренции предельная выручка равна цене MR=P Тоже самое происходит и со средним доходом фирмы. Так как цена на продукцию не меняется, то весь выпуск фирмы продается по этой цене, и значит: или AR=P Это и отразилось на нашем графике (вверху): предельный и средний доход - величины, равные значению постоянного уровня цены: MR=Р=AR Конкретный уровень цены товара складывается в результате взаимодействия спроса и предложения в отрасли. Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса. Кривая же индивидуального спроса показывают, какое количество товара намерен купить потребитель при различных ценах на данный товар и при неизменных прочих условиях. Точно так же кривую совокупного предложения (то есть предложения всех фирм в отрасли) можно построить, произведя горизонтальное суммирование кривых предложения всех фирм данной отрасли. Поскольку, исходя из характеристик совершенной конкуренции, доля каждой фирмы на рынке весьма мала, рыночная цена не зависит от объема продукта, продаваемого отдельной фирмой. Это значит, что линия спроса на продукцию данной фирмы также является прямой при данной цене (Р) и представляет собой горизонтальную линию. То есть спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен: сколь угодно малое повышение цены вызывает сокращение рыночного объема спроса до нуля, а при любом снижении превысит производственные возможности фирмы. Тогда в простейшем виде равновесие фирмы на конкурентном рынке графически можно представить следующим образом: Кривая валового дохода совершенно конкурентной фирмы. Так будут выглядеть графики спроса, предельного и совокупного дохода в условиях совершенной конкуренции. При этом валовой доход (TR) будет прямо пропорционален выпуску продукции (P x Q).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: