Глава 2. Вопросы терминологии и классификации

Упорядоченность терминологии является одним из условий успешного развития науки. 'К числу понятий, которые долженбыть уточнены или даже заново введены в теорию письма, относятся следующие: "система письма", "типы письма", "семейства систем письма", "письменный знак", его "значение" и "графема", "иероглиф", "буква", "алфавит", "основные орфографическиепринципы письма" и некоторые другие. Требует уточнения также типологическая классификация письма.

Понятие "системаписьма" может быть определено как исторически сложившееся и упорядоченноеписьмо того или иногонарода *. Каждая система письма характеризуется ее назначением (для передачи того или иного языка),ее типом (например, слоговым, звуковым и т. п.), составом, значением и формой письменных знаков, а также основными орфографическими принципами.

*(Некоторыенародыприменяли одновременнопо две системы письмо, разнившиеся главным образом в графическом отношении(например, кириллица и глаголица у славян, катакана и хирагана в Японии, брахми и кхарошти в Индии).)

Всякая сложившаяся система письма использует тот или иной составписьменных знаков. Знаки этислужат для передачи целых слов, отдельных слогов или же звуков*, т. е. имеют свое определенное значение. Кроме того, письменный знак обладает типовой графической формой, присущей ему как носителю того или иного значения и обусловливающей его узнавание независимо от индивидуальных и историческименяющихся почерков; эта типовая форма знака может быть названа его графемой (для буквы"ш"в русском письме - три вертикальные черты, соединенные в нижних их концах). Поскольку письмослужит для передачи языка, постольку наиболее важным признаком письма является не графическая форма письменных знаков, а то, какие элементы языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или звуки) обозначаются знаками (или изображениями). В соответствии с этим обычно устанавливается четыре основных типа письма, традиционно называемые "пиктографическим" (от латинского слова picto - 'рисую'и греческого -'пишу',т. е. буквально "рисуночное письмо"), "идеографическим" (отгреческих слов - 'идея','понятие'и т. е. буквально "письмо понятий")."слоговым" и"буквенно-звуковым"**.

*(Пиктографическиеизображения, передающие целые сообщения, здесь не упомянуты, так как они "систем письма" необразуют.)

**(И. Гельб в своей монографии ("A Study of Writing". Chicago, 1952 см. например, стр. 14), наряду с перечисленнымичетырьмя категориями письменных знаков (передающих звуки, слоги, словаили целые "фразы"),выделяет еще одну, пятую категорию. И. Гельб называет знаки этой категории "просодическими знаками", т. е. знаками, передающимиразличные особенности звуков(долготу, акцент, ударение, тон), атакже паузы и интонация. Несомненно,такие знакиобразуют отдельную категорию или, вернее, даже две категории письменных знаков: 1) знаки, служащие для уточнения тех или иных особенностей звукаили слога, обозначенногоосновным буквенно-звуковым или слоговым знаком; 2) знаки, служащиедля обозначения интонаций, пауз и членения речи. Однакокак та, так и другая категория знаковсистем и типовписьма не образует, всегда применяется в сочетании с основнымибуквенно-звуковыми, слоговымиили даже логографи четкими знаками и выполняетпо отношению к ним вспомогательную роль (см. гл. 9 настоящей работы).)

"Пиктографическое" письмо - исторически самый первоначальный тип письма. В настоящее время таковым является письмо американских индейцев, народов КрайнегоСевера и т. д.

Почти каждый памятник пиктографического письма (пиктограмма) представляет собой сложный рисунок или же серию рисунков, как бы "рассказ в картинках"; рисунок этот самостоятельно передает (а не иллюстрирует) какое-либо целоесообщение, графически почти не расчлененное на отдельные слова изобразительными элементами пиктограммы. В связи с этим пиктограмма обычно отра-.жает только содержание речи и не отражает языковые формы. Кроме того, изображения, применяемые в пиктографии, обладают (в отличие от идеографии) еще очень нестабильным и не всегда однозначным характером; именно поэтому различные разновидности пиктографии не могут быть названы "системами письма".

Во многих работах по вопросам письма пиктография определяется принципиально иначе. Ряд авторов считает, что пиктограммы передают не высказывания или сообщения, т. е. не речь, а непосредственно "мысли" или "образы восприятия и представления", т. е. явления мышления, не облеченные в слова. Так, И. М. Дьяконов* определяет пиктографию "как наиболее ранний способ фиксации мысли для общения на расстоянии или через какой-либо промежутоквремени". Еще более категорически высказывается А. Г. Опиркин **. "Рисуночное письмо,-пишет он,-лишено непосредственной связи с языком. Оно фиксирует не речь, а непосредственно образы восприятия и представления".

*(И. М. Дьяконов. Пиктография. БСЭ, изд. 2, т. 33, 1955, стр. 33.)

*(А. Г. Спиркин. Происхождение языка и его роль в формировании мышления. В сб.: "Мышление и язык". М.,1957,стр. 61.)

Такое понимание пиктографии очень опорно: оно как бы предполагает возможность изначальной непосредственной связи между письмом и мышлением. Между тем, как указывалось выше (см. гл. 1), связи типа "понятие - письменный знак" могут возникать, но лишь на базе ранее существовавших связей типа "понятие - слово - письменный знак" в результате многократного их повторения. Следовательно, для пиктографии, как для самогопервоначального, незакрепленного и нестабильного письма, связи типа "понятие - письменный знак" были еще невозможны.

Понимание пиктографии как письма, отражающего не речь, а "непосредственно образы восприятия и представления", могло бы быть отчасти оправдано лишь в случае, если бы пиктограммы (подобно первобытному искусству, на основе которого они возникли) передавали только индивидуальные конкретные ситуации и, наоборот, не передавали бы никаких общих, а тем более абстрактных понятий. В частности, именно так понимает пиктографию А. Г. Спиркин*. В связи с этим он относит начало пиктографического письма к неандертальскому человеку, т. е. ко времени, когда еще только формировались зачатки членораздельной речи, а мышление оперировало в основном материалом конкретных, наглядных представлений.

*(Там же, стр. 61.)

Утверждение это ошибочно в двух отношениях. Во-первых (см. гл. 3),от мустьерской культуры, к которой относится неандертальский человек, до нас не дошло никаких изобразительных памятников, кроме бесформенных следов краски; не выдерживает критики пиктографическое истолкование и древнейших памятников первобытного искусства, относящихся к ориньяко-солютрейской культуре. Следовательно, даже зарождение пиктографии может быть отнесено никак не ранее, чем к мадленской культуре (25 - 1 тыс. лет до н. э.); а в этот период уже сформировалась членораздельная речь и образовались общие и абстрактные понятия*, существование которых невозможно без оформления их в словах. Во-вторых, во многих памятниках пиктографического письма фактически применяются символические и условные изображения, передающие отвлеченные понятия (рис. 6).

*(В. В. Бунак. Происхождение речи по данным антропологии. В сб.: "Происхождение человека и древнее расселение человечества". М., 1951, стр. 221 и 276 - 276.)

Таким образом, утверждение, будто бы пиктографическое письмо "лишено непосредственной связи с языком", будто бы оно фиксировало "не речь, а непосредственно образы восприятия и представления",- очень неточно. В отличие, например, от музыки, отчасти танца, или произведений архитектуры (см. стр. 22 - 2), пиктограммы всегда передавали какие-либо сообщения, оформленные в словах (устно или письменно); при "чтении" пиктограмм их содержание тоже формулировалось словесно(вслух или про себя). Правда, словесные формулировки содержания пиктограммы у ее "автора" и у ее "читателя" никогда не были и даже не могли быть тождественны, всегда значительно разнились. Однако это нисколько не опровергает положения, что пиктография служила для передачи речи, так как словесно оформленное сообщение не что иное, как речь. Это только доказывает, что пиктография, являясь самым первоначальным, зачаточным письмом, передавала речь еще очень несовершенно, и, в частности, не отражала языковых форм.

Важнейшим отличием идеографического письма(в наиболее чистом виде - древнейшее шумерское, древнейшее китайское письмо, а также цифры, математические, химические, астрономические и другие научно-технические знаки) от письма пиктографического обычно считают условную, а не изобразительно-картинную форму идеографических знаков (идеограмм).

Такое различение идеографии и пиктографии, основанное главным образом на этимологии слова "пиктография", неправильно как методологически, так и фактически. Методологически это утверждение неверно, так как типологическую классификацию письма необходимо строить, исходя не из формы знаков, а из того, какие элементы языка эти знаки обозначают. Неверно это утверждение и фактически. Правда, идеограммы обычно более условны и схематичны, чем пиктограммы. Однако некоторые пиктограммы тоже имели условный характер (см. рис. 2).С другой стороны, во многих в основном идеографических (например, в египетской иероглифике) и даже в некоторых фонетических системах (например, в финикийской) письменные знаки долго сохраняли первоначальную картинную форму.

Важнейшим отличием идеографии от пиктографии следует считать не форму знаков, а их значение. Идеографический знак обозначает, как правило, или отдельное слово, или его знаменательную часть (например, корневые морфемы в сложных китайских словах, образованных путем слияния первоначальных однослоговых слов, или корневые основы грамматически изменяющихся японских и корейских слов*);кроме того, многие современные идеограммы (например, научно-технические знаки - см. стр. 13) передают научные термины, выражаемые как отдельным словом, так и целым словосочетанием.

*(Морфема - минимальная составляя часть слова, выражающая какое-либо значение. Морфемы подразделяются на корневые (знаменательные), являющиеся носителями основного значения слова (например, пар-овоз) и на аффиксальные, служащие для словообразования (например, пар-овоз-ик) или для словоизменения (например: пар-о-воз-ик-ом).Корневой основой обычно называют совокупность корневых морфем данного слова.)

В связи с таким значением идеограмм идеографическое письмо отражает речь более точно, чем пиктографическое. Наряду с содержанием речи, оно обычно передает также членение речи на слова, синтаксический порядок слов, а в ряде случаев (см. ниже) и фонетическую сторону речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: