В предыдущих четырех разделах разобрано отношениеписьма к языку. Остается (рассмотреть отношениеписьмак остальнымсредствамобщения между людьми

Поскольку язык является основным и важнейшим из этих средств, постольку все остальныесредства общения могут быть разделены на группыпоособенностям их связи с языком.

К первой из таких групп относятся средства общения,закрепляющие и воспроизводящие язык в его обычной звуковой форме, а именно: звукозапись, репродукторы, патефон, телефон, радио, отчасти звуковое кино и др.

Ко второй группе относятся средства общения, тоже передающие язык,но переводящие его из обычной звуковой в какую-либо иную форму; к таким средствам общения принадлежит письмо, а также разные телеграфные 'азбуки (например, Морзе), различные системы сигнализации (фонарями, флагами, ракетами и т. п.),дорожные знаки, применявшиеся в прошлом "предметные" способы передачи сообщений (например, кипу, вампумы) и др.

Наконец, к третьей группе относятся средства общения между людьми, почти не связанные с языком, передающиесодержание сознания непосредственно, минуя язык; к числу таких средств общения принадлежит музыка, содержание которой обычно даже не может быть выражено словесно, архитектура, танец, мимика, жест, а в несколько меньшей мере - живопись и скульптура*.

Первые две группы средств общения могут быть названы языковыми, последняя - неязыковой.

*(Необходимо учитывать, что высокий расцвет этих средств общения полностью обусловлен развитием человеческого'мышления, которое всвою очередь стало возможным лишь набазеязыка. К сожалению, отношение этих способов общения и отражения действительностик языку и мышлению остается одним из наименее разработанныхвопросов в марксистской философии. В частности,неясным остается вопрос, каким образом музыка, минуя язык, может иметь не только конкретно-эмоциональное, но подчас и глубокое идейное содержание.)

Письмо, относясь к языковым средствам общения, в то же время занимаетсреди них совершенно особое по своему значению место*.

*(Непонимание этого особого места письма характерно для большинства современных, в частности американских, сторонников "теории информации".)

От первой группы языковых средств письмо принципиально отличается в трех отношениях.

Во-первых, и патефон, и телефон, ирадио, и репродукторы воспроизводят речь в ее первоначальной фонетической форме. Наличие в этих способах некоторых промежуточных звеньев, например электромагнитных колебаний, нисколько не меняет дела, так как люди, пользующиеся патефоном, телефоном, радио, этих промежуточных звеньев не воспринимают и могут даже не знать о них. Наоборот, при пользовании письмом звуковая речь всегда превращается в особые, графические знаки и воспринимается через посредствоэтих знаков. Более того, применение письма возможно сейчас лишь при условии изучения и освоения той или иной системы письменных знаков и орфографических правил их применения.

Во-вторых, письмо возникло еще в доисторическую эпоху и, непрерывно совершенствуясь, сопровождает человечествов течение всего исторического периода его существования. Оно не требует сложной аппаратуры и представляет собой в настоящее время почти столь же привычное, естественное средство общения, как звуковая речь. Оно используется (вместе со связанным с ним книгопечатанием) во всех областях современной общественной жизни, быта, литературы и науки и является одним из необходимых условий прогрессивного развития человечества.

В отличие от письма важнейшие способыпередачи речи в ее звуковой форме появляются значительно позже, в конце XIX - в начале XXстолетия. Все эти способы связаны со сложной аппаратурой и выполняют по сравнению списьмом гораздо более ограниченные функции, полезные, но не необходимые для дальнейшего развития общества. Так, репродукторы используются для усиления речи на различных коллективных собраниях, телефон - для переговоров на большом расстоянии, патефон - для воспроизведения литературно-художественных, вокальных и других произведений, радио - для передачи этих же произведений, а также различной информации.

В-третьих, использование при письме особых графических знаков взамен фонетических обусловливает крупные преимущества письма по сравнению со способами воспроизведения речи в ее фонетической oформе. Чтение не требует, как уже указывалось, почти никакой аппаратуры. Процесс чтения занимаетобычно меньшее время, чем процесс слушания текста. Письменные тексты легко допускают беглый просмотр, выборочное чтение, возвращение к уже прочтенным местам и наведение справок, что труднее достижимо при воспроизведении речи в ее фонетической форме. Благодаря этимпреимуществам письмо вряд л;и сможет быть вытеснено другими способами воспроизведения речи даже вотдаленной перспективе.

Таким образом, письмо отличается от звукозаписи, патефона, телефона, радио использованием особой, графической системы знаков и, кроме того, своей глубочайшей древностью, всеобщностью пр" менения и огромным общественным значением. Звукозапись, патефон, телефон, радио являются всего лишь специальными техническими способами воспроизведения звуковой речи; письмо следует считать хотя и вспомогательным к звуковой речи, но особым средством общения. Патефон, телефон, радио и т. п. относятся к звуковой речи так же, как книгопечатание, почта и телеграф относятся к письму.

Ближе стоит письмок средствам общения второй группы, т. е. к телеграфным азбукам, различным системам сигнализации, дорожным знакам и т. п., так как средства эти, передавая язык, тоже используют неязыковые системызнаков. Однако все эти средства общения отличаются от письма своей еще более узкой (чем у телефона, радио и т. д.) специальной сферой применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: