Как показано далее, не соответствует фактам и отнесение времени возникновения письма к палеолиту 12

*(В современной советской литературе это ошибочное положение защищал А. Г. Спиркин (см. выше, стр. 27).)

Противоречит фактам также утверждение, будто бы первоначальное письмо имело в основном магический характер, "использовалось,- как писал И. И. Мещанинов*,- почти исключительно для общения с тотемом и магической силою...". Правда, магические и заклинательные формулы, знаки табу и другие знакии надписи магического назначения занимали в древнейшем письме значительное место.

*(И. И. Мещанинов. Указ. соч., стр. 35.)

Однако большинство известных истории и этнографии пиктографических памятников служило все же не магически-культовым, а практическим целям - охотничьим, военным, торгово-обменным и др. (см. характеристику различных разновидностей пиктограмм на стр. 47 - 50).

В основном реалистический характер имело и первобытное искусство, служившее важнейшим источником возникновения первоначального пиктографическогописьма. Правда, многие первобытные рисунки (например, изображения зверей, пронзенных стрелами),вероятно, служили задачам охотничьей магии*. Однако в основе большинства этих рисунков лежало прежде всего стремление отразить в образах окружавшую первобытного человека реальную действительность.

*(Существует также и иной взгляд на эти первобытные рисунки, согласно-которому оиислужилимишенями для упражнений в попадании в цель (см. примечание А. А. Сидорова к книге: С. Рейнак. История искусств. М.:- Л., 1938. стр. 21).)

Что касается "языка жестов", то и в современной советской и в зарубежной литературе получили преобладание взгляды, согласна которым жесты, хотя и играли большую роль в общении первобытных людей, но не образовывали особую "стадию" в развитииречи, а были лишь компонентом звукового общения.

Несомненно, ведут свое происхождение от жестов и многие изобразительные знаки, встречающиеся в пиктографии и логографии Таковы, например, широко применяемое в пиктографииизображение-руки с вытянутым пальцем, как указание направления; китайский иероглиф ю - 'друг', 'дружба', воспроизводивший в своей архаической форме две распростертые руки; многие цифровые знаки (китайские, римские и др.), имитирующие счет на пальцах, и т. п. Такое происхождение многих изобразительных знаков, в частности цифровых, обусловлено тем, что их было очень трудно передать в рисуночном письме иным способом, кроме как воспроизводя соответствующие жесты. Отчасти прав и Чжан Чженмин; жесты, действительно, оказали влияние на форму некоторых древнейших китайских иероглифов. Однако, как справедливо указывает Ж. Феврие, в; форме знаков других древнейших систем письма, например египетской и шумерской, жесты почти не отразились. "Египетские иероглифы,- пишет Ж. Феврие,- так же как шумерские идеограммы-это только очень верные и точные изображения самих предметов, а не жестов, которые на них указывали, это то, что видит глаз, а не то, что стремятся выразить пальцы"*.

*(J. Fevrier. Histoire de I'ecriture. Paris,1948, p. 14 - 15.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: