Вопрос, когда именно это произошло, очень трудно разрешим в связи с синкретизмом, свойственным первобытному искусству

Однако анализ дошедших до нас несомненных памятников первоначального пиктографическогописьма показывает, чтопочти всем им свойственны некоторые своеобразныеграфическиеособенности. Учет этих особенностей помогает решить вопрос о преобладании художественно-образного или практически-коммуникативного назначения в различных первобытных рисунках. Так, большинство несомненных памятников пиктографического письма современных народов представляют собой не отдельные, изолированные изображения, а или сложные изобразительные композиции повествовательного характера, или же серии последовательносвязанных друг с другом рисунков, как бы "рассказы в картинках".

К первому типу относятся: пиктографические записи условий обмена (например, рис. 1, а), большая часть пиктографических писем (рис. 1, б; 2, а), мемориальные записи крупных событий, военных, судебных и т. п. (рис. 2,6).


1. Образцы пиктограмм, представляющих собой сложные изобразительные композиции: а - пиктографическая запись условий обмена 30 убитых на охоте (знак ружья) бобров на бизона, морскую выдру и овцу; б - пиктографическое письмо семи индейских племен президенту США (просьба о разрешении переселиться в район трех озер; линии, соединяющие головы и сердца животных, указывают на единство мыслей и чувств племен).


2. Образцы условно-символических пиктограмм: а - пиктографическое письмо юкагирской девушки: девушка (1) живет в своем доме, но ее мысли витают над домом другого человека (2), хотя у него жена и двое детей (3) и хотя вокруг дома девушки бродит юноша (4), мысли которого над ее домом; б - пиктографическая запись (племя Нсибиди, Нигерия) судебного разбирательства: под деревом (1) внутри круга представители сторон (2) и вождь (3) со свитой (4), над кругом сторонники выигравших дело (5); двое обнимаются (7); ниже сторонники проигравших дело (6); один протестует (9); в связи с сложностью дела посылали за свидетелями в соседние деревни (10); перекрещивающиеся линии (11) указывают, что дело шло о нарушении брака ('Народы Африки'. М., 1954).

Ко второму типу относятся: пиктографические рассказы о событиях войны и охоты (рис. 3, а),большинство надгробных мемориальных надписей (рис. 3, б),пиктографические племенные летописи-хроники (рис. 3, в).Сюда же могут быть отнесены пиктографические записи молитв, заклинаний, обычаев и легенд (рис. 3, г).Правда, рисунки этой последней категории обычно служили лишь опорными пунктами для устного рассказа или как бы иллюстрациями к нему. Поэтому к памятникам письма эти пиктограммы могут быть отнесены лишь условно*.

*(М. Коэн называет эту последнюю категорию пиктограмм (поскольку она служит как бы вехами для устного рассказа) "пиктограммами-сигналами" в отличие от всех остальных (полностью заменяющих устный рассказ), которые Коэн именует "пиктограммами-знаками" (М.Cohen. L'ecriture. Paris, 1953,стр. 16).)

Близкую к пиктографии, ноособую группу составляют отдельные, изолированные изображения и знаки, служащие для передачи каких-либо сообщений (рис. 4). К числу таких знаков относятся: 1) родовые и племенные знаки (например, тотемные); 2) царские и другие личные знаки (на печатях, монетах и т. п.); 3) знаки собственности, родовой, племенной или личной (тамга, тавро, васм); 4) клейма мастеров на изготовленных ими предметах; 5) магические и культовые знаки, например, знаки богов и демонов, знаки, охраняющие от несчастий и зла (на амулетах, талисманах и т. п.), знаки запрета (например, табу), знаки заупокойного культа и др.; 6) прочие изолированные знаки, например, знаки направления (чаще всего изображения стрелы), знаки опасности, изображение ведра, применявшееся кочевниками Сахары для указания источников воды, и др. Знаки эти появляются почти одновременнос пиктограммами (в узком смысле этого термина). Типологически их сближает с пиктограммами то, что они служат для передачи не отдельных звуков, слогов или даже слов, а целых сообщений; например: "этот предмет - собственность племени Оленя", или "этот человек неприкасаем", или "здесь - вода". Отличаются они от пиктограмм тем, что многие из них имеют не картинный, а символический или даже чисто условный характер*.

*(О происхождении этих знаков см. стр. 71.)

Правда, символические (см. рис. 1 - 2) и даже чистоусловные элементы (например, черточки, указывающие количество, см. рис. 1, а; 3, б) встречаются в подавляющем большинстве и обычных пиктограмм и служат наиболее убедительным доказательством их пиктографического назначения. Без этих элементов нередко обходятся только пиктограммы (рис. 3, а; 3, в), состоящие из серии связанных друг с другом рисунков.


3. Образцы пиктограмм, представляющих собой 'Рассказы в картинках': а - пиктографическое письмо эскимоса о событиях охотничьей поездки; б - пиктографическая надпись на надгробии индейского вождя (вождь по имени Олень пережил семь походовдевять сражений и во время похода, продолжавшегося две луны, убит секирой); в - пиктографическая погодная летопись племени Сиу (каждый год обозначен изображением, передающим важнейшее событие этого года); г - пиктографическая запись магической песни американских индейцев (каждое изображение соответствует строфе песни; например: 'Я слышу волшебные слова Меды, мои друзья (1). Благодаря кому текут эти реки? Благодаря Монедо текут эти реки (2). Посмотрите на меня, задавайте мне вопросы, мои друзья


4. Древнейшие условные знаки: а - масдазильские знаки; б - знаки из пещеры Пасьега; в - знаки собственности негроз и айнов; г - условные знаки на австралийском жезле вестника; д - условные знаки на чуринге

Таким образом, вероятным временем возникновения первоначальногописьма следует считать время, когда в первобытном искусстве появляются изображения сложного повествовательного типа, а тем более последовательно связанные друг с другом рисунки или же рисунки, включающие элементы символического и знакового характера. Отличительной особенностью пиктографических изображений является также их обычно более схематический, условный характер; основная задача их - не создание художественного образа, а обеспечение понимания того, что изображено*.

*(В истории письмаприменение художественно выполненных и даже многокрасочных реалистических изображений встречается (например, в мексиканском пиктографическом письме, в некоторых древнеегипетских иероглифических надписях", но сравнительно редко. Подавляющее же большинство даже самых ранних пиктографических памятников письменности в графическом отношении очень схематично.)

Однако в связи с синкретизмом первобытного искусства даже самый внимательный учет перечисленных выше признаков позволяет лишь с большей или меньшей степенью вероятности предположить, но не доказать, по преимуществу художественное или пиктографическое назначение тех или иных первобытных изображений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: