Вывод о сформировании картинно-синтетического письма в эпоху неолита может быть обоснован также соображениями общесоциологического порядка

Письмо является дополнительным к звуковой речи средством общения. Поэтому оно возникает лишь тогда, когда одна звуковая речь оказывается уже не в состоянии полностью удовлетворить возросших и усложнившихся потребностей в общении, когда созревает необходимость в передаче речи на большие расстояния и закрепления ее во времени. А это, в свою очередь, могло произойти лишь в результате образования сравнительно крупных и стабильных форм общности людей, в результате развития внутри них и между ними многообразных общественных связей.

В эпоху верхнего палеолита и мезолита человечество состояло еще из относительно небольших и разрозненных матриархально-ро-довых групп. Поэтому оно вполне могло удовлетворять свои потребности в общении при помощи одной звуковой речи (может быть, иногда только с использованием рисунков, как "иллюстративных" дополнений к речи).

Иное положение создалось в эпоху неолита. В эту эпоху на основе прежних матриархально-родовых групп возникают новые, значительно более сложные, крупные и долговечные формы общности людей - племена, а впоследствии даже союзы племен. Эти племена и союзы племен нередко располагались на очень больших пространствах; внутри племен постепенно усиливалось разделение труда и в связи с этим обмен продуктами труда, требовавший иногда закрепления в виде записей; развивалась сперва родоплеменная, а затем и личная собственность, для обозначения которой были необходимы знаки типа тамги, тавра и т. п.; формировались стабильные обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение; выделялись племенные жрецы и вожди, деяния которых также требовали закрепления в памяти поколений; в этом же нуждалось и народное устное творчество. Между племенами и союзами племен тоже развивались различные обменно-торговые, военные и другие связи.

В результате всего этого в эпоху неолита должна была созреть потребность в письме, как в наиболее удобном средстве закрепления устной речи и передачи ее на большие расстояния.

Для правильного понимания выдвинутого положения необходимо учитывать также следующее. Формирование первоначального письма было связано с развитием производительных сил, свойственных неолиту, лишь постольку, поскольку именно эпохе неолита соответствовало возникновение таких относительно сложных, крупных и долговечных форм общности людей, как племена и союзы племен. Однако такое соответствие было закономерным только для археологического неолита, а также для тех народов (например, для американских индейцев, народов Океании, Крайнего Севера и т. д.), которые развивались в условиях временной изоляции от влияний более передовых общественных формаций. Наоборот, в более поздние эпохи, в результате заимствования технических достижений других народов, развитие производительных сил нередко резковырывалось вперед и намного опережало развитие общественных отношений. Так, например, германцы 1 тысячелетия до н. э. и славяне первой половины 1 тысячелетия до н. э. уже знали и широко применяли не только бронзу, но и железо, хотя и находились еще на различных ступенях развития родоплеменного строя. Поэтому и зарождение первоначального письма у славян, германцев и иных, исторически молодых народов, видимо, происходило не в эпоху неолита, а в эпоху бронзы и железа (см. гл. 7 и 8).

Согласно М. Коэну, пиктографическое письмо получает наибольшее развитие и распространение "у охотничьих и рыболовных народов", "в общественных группировках однородных и сравнительно многочисленных" и с относительно регулярными связями между этими группировками*.

*(М. Соhen. L'ecriture, p. 16.)

Следует отметить связь пиктографического (картинно-синтетического) письма с особенностями языков тех народов, у которых это письмо получило наибольшее развитие. Как указывалось, пиктограмма обычно представляет собой единую сложную композицию (или же "рассказ в картинках"), передающую целое сообщение, почти не расчлененное на слова изобразительными элементами пиктограммы. Такой синтетический характер пиктограмм, несомненно, соответствовал полисинтетическому строю языков* тех народов, которые особенно широко применяли пиктографию (ацтеки, американские индейцы, например, ирокезы, многие народы Крайнего Севера и др.). Отсюда, конечно, не следует, что полисинтетический строй языка послужил причиной появления у этих народов пиктографического письма; пиктография возникала у народов и с иным грамматическим строем языка, но находившихся на тех же ступенях развития племенного строя. Однако полисинтетический строй языка можно считать одним из факторов, способствовавших развитию пиктографического письма у многих народов.

* (Полисинтетическими (инкорпорирующими) обычно называются те языки, в которых предложение представляет собой как бы одно сложное составное слово, образуемое путем присоединения к главному члену предложения (к сказуемому) остальных членов предложения, а также формальных морфем; последние тоже относятся не к отдельным словам, а ко всему предложению в целом и обычно ставятся в его начале и конце. Так, например, в чукотском языке предложение "Я жирных оленей убиваю" передается как бы одним сложным словом: "ты-ота-каа-имы-ркын", "ты" здесь - префикс первого лица, "ркын" - суффикс настоящего времени, а все остальное - как бы корневые основы слов "жир", "олень", "убивать".)

Все сказанное выше может быть кратко резюмировано следующим образом. Выделение пиктографического письма из первобытной живописи происходило путем постепенной дифференциации их функций: функции художественно-образного познания мира - для искусства и коммуникативно-мемориальных функций - для письма. Дифференциация функций в свою очередь вызывала дифференциацию в средствах: средствами искусства оставались конкретные художественные образы, средствами письма становились все более схематичные, а затем условные изображения. Процесс этот, вероятно, начался еще в эпоху верхнего палеолита с использования изображений отдельных животных для закрепления в памяти первобытного человека образа того или иного зверя, а также в качестве "иллюстративных" дополнений к устным рассказам об охоте. Еще большее развитие этот процесс получил в эпоху мезолита; изолированные рисунки отдельных животных сменились развернутыми сюжетными композициями повествовательного характера, хотя все еще продолжали применяться лишь как "рисунки для памяти" (возможно, не только индивидуальной, но и коллективной, родоплеменной) и как "иллюстрации к рассказу". По-видимому, завершился этот процесс в эпоху археологического неолита и перехода к энеолиту. В связи с образованием в эту эпоху более сложных, крупных и стабильных форм человеческой общности - племен и союзов племен - произошло окончательное оформление картинно-синтетического письма. Пиктограммы стали применяться для передачи самых разнообразных сообщений адресатам, отсутствующим в данном месте или в данный момент; при этом, наряду с реалистическими изображениями, все чаще использовались изображения символического характера и даже условные знаки. Способствовал развитию пиктографии также полисинтетический строй языков тех народов, которые широко применяли пиктографическое письмо.

Иногда использовали пиктографическое письмо для сношений с туземцами и европейские колонизаторы (рис. 7).

Сохранило некоторое применение пиктографическое письмо и в настоящее время. Пиктографический характер имеют изображения товаров на вывесках магазинов и мастерских, многие дорожные знаки (например, знак стрелы или руки с вытянутым указательным пальцем как знаки 'Направления). Элементы пиктографии используются в изобразительной рекламе, в плакатах и т. д.

В прошлом, когда значительная часть населения была неграмотной, такие пиктографические изображения играли еще большую роль и даже не сопровождались текстом. В настоящее время изображения эти используются преимущественно в тех случаях, когда необходимо привлечь особое внимание к какому-либо сообщению, придать ему максимальную понятность и действенность.

Само собою разумеется, что пиктография первобытного человека периода неолита и энеолита, пиктография американских индейцев и современные пиктографические изображения - это явления во многом разного порядка. Общим для них является лишь то, что все они предназначались для передачи целых сообщений, графически почти не расчлененных на отдельные слова, а также то, что почти все они имели более или менее ярко выраженный изобразительный характер.

Вторым (наряду с первобытным искусством) источником формирования первоначального письма послужили различные внеписьменные, "предметные" способы передачи сообщений.

Способы общения людей при помощи различных предметов и явлений, которым придается условное смысловое значение, очень близки к письму, так как они: 1) тоже служат для передачи речи на расстояние или для закрепления ее во времени и 2) как правило, тоже воспринимаются зрительно (исключение - звуковая сигнализация, например, передача сообщений барабанным боем, звонками и т. д.). В то же время эти способы общения отличаются от письма по используемым средствам, имеющим не графически начертательный, а, как правило, предметный характер.


7. Пиктографическое послание губернатора Тасмании к туземцам с предложением мира и указанием последствий, ожидающих нарушителей мира

Использование различных (во всяком случае естественных, природных) явлений и предметов для передачи и закрепления простейших сообщений, вероятно, предшествовало не только возникновению первоначального письма, но и первобытной живописи. В частности, первые чисто условные знаки, вероятно, появились не в пик тографическом письме, а в этих внеписьменных способах общения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: