Наряду с различными видами палок с зарубками столь же широкое и аналогичное применение имели некогда шнуры с узлами

Наибольшего развития этот способ закрепления и передачи сообщений достиг, как известно, в "кипу" перуанских инков. Основной частью "кипу" (рис. 8, 2) служила толстая веревка, к которой прикреплялись шнуры с различного рода узлами и сплетениями. Количеству шнуров и узлов, их величине, взаиморасположению и цвету придавалось определенное смысловое значение. Так, если шнуры не были окрашены, они служили для числового учета или для запоминания знаменательных дат. Окрашенные узлы, видимо, использовались для передачи более сложных сообщений: например, черные шнуры обозначали смерть, несчастье, красные - войну, белые - мир, желтые - золото, зеленые - маис.

Испанский историк де ла Вега (мать которого была из племени инков) оставил следующее описание кипу (начало XVIIв.): "Для войны, управления, дани, церемоний имелись различные кипу,и в каждой из них множество узлов и привязанных нитей - красных, зеленых, голубых, белых и т. п.; так же как мы находим разницу в наших двадцати четырех буквах, размещая их различными способами, чтобы передать различные звуки, так и индейцы получали большое число значений при помощи различного расположения узлов и их цветов"*. Точное назначение кипу досих пор не установлено. В отличие от сказанного выше, некоторые исследователи ** считают, что кипу служили только для целей учета и для закрепления важнейших дат.

*(G. de la Vega. Commentarios reales. Lisboniae, 1609.)

**(E. Nordenskold. Picture-Writing and other Documents. "Comparative Ethnographical Studies", v. 7, pt. 1. Goteborg, 1928.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: