Развитие этих способов общения рисуется следующим образом

Сперва первобытный человек стал понимать, как "условные знаки", различные явления окружавшей его действительности 38, например, следы или надломленные ветви в лесу как знак того, что здесь прошел человек или какой-то зверь, пепел от костра как знак того, что здесь была стоянка, и т. д.

38 Такое "понимание" было свойственно не только человеку, но и животным; однако у животных оно имело не сознательный, а или инстинктивный или условно рефлекторный характер.

Умение понимать эти "природные" знаки, видимо, получило особенное развитие во время последних палеолитических оледенений. "Может быть, не оказывается достаточного внимания,- пишет Ж. Феврие,- роли, которую могли сыграть в этом отношении в верхнем палеолите следы на снегу... Во всех странах, где свирепствовал холод, человек в обеспечении своей повседневной жизни отныне зависел много больше от результатов своей охоты, чем от собирательства. И вот снежный покров образовывал, если использовать это избитое выражение, "природную книгу", на которой всякое существо вынуждено было оставлять свой отчетливый знак. Охотники ориньякской или магдаленской эпохи знали, таким образом, многие сотни следов, каждый из которых был связан в их уме с определенным родом животных, с соседним племенем и т. д. Следовательно, можно сказать, что они научились читать раньше, чем научились писать"*.

*(J. Fevrier. Histoire de l'ecriture. Paris, 1948, p. 17 - 18.)

У большинства современных охотничьих и скотоводческих народов умение "читать" следы достигало столь же исключительного совершенства. Искусный "следопыт" мог определить по следам не только количество и породу прошедших животных, но и их возраст, цель их движения. М. Косвен рассказывает о туркменских следопытах, что "если они знали след верблюдицы, то узнавали и след ее детенышей, если они знали следы отца и матери, то узнавали и следы их детей"*.

*(М. Косвен. Очерки истории первобытной культуры. М.,1953.)

На следующем этапе развития "предметных" способов общения человек научился искусственно воспроизводить и уничтожать эти предметные знаки; например, нарочито оставлять следы при ходьбе по каменистой почве, надламывать на своем пути ветви, чтобы его могли найти товарищи по охоте, сознательно стирать следы для маскировки пути и т. п.

На последующем этапе человек научился применять условные знаки, не встречающиеся в природе. Например, американские индейцы во время охоты и походов прикрепляли на дереве стрелу как знак, указывающий направление их пути; австралийцы, покидая стоянку, проводили ногой черту в песке и в конце черты втыкали ветку; направление и длина черты указывали направление и расстояние пути*.

*(Там же, стр. 131.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: