Примеры решения задач. Решение задач по теории множеств, доказательство формул удобно проводить, пользуясь не только определениями и объектным представлением о множестве

Решение задач по теории множеств, доказательство формул удобно проводить, пользуясь не только определениями и объектным представлением о множестве, но и с помощью диаграмм Эйлера. Рассмотрим решения ряда типовых задач.

1. Определить множество А решений уравнения х2 – 25 = 0.

x 2 – 25 = 0 х 2 = 25 х 1 = –5; х 2 = 5.

Ответ: А ={ x | x 2 – 25 = 0}={–5; 5}.

2. Определить множество В решений неравенства 2х + 9 ³ 0.

2 х + 9 ³ 0 Þ 2 x ³ – 9 Þ .

Ответ: В ={ x | 2 х +9 ³ 0}={ х | x ³ – 4,5}= .

3. Заданы множества и . Определить результаты операций .

Изобразим эти множества диаграммами Эйлера и решим задачу:

Решение:

4. Определить результаты тех же операций, если

 
 
Решение:


5. Доказать формулу

Рассмотрим на диаграмме, что будет результатом для левой части формулы:

Результат для правой части:

Так как оба рисунка полностью совпали, то формула - доказана.

6. Определить все подмножества множества А = {0; 1; 3}.

Несобственные: Æ и А; одноэлементные: {0}, {1}, {3}; двухэлементные: {0; 1}, {0; 3}, {1; 3}.

Следовательно, множество-степень Р (А), т.е. множество всех подмножеств, имеет вид Р (А) = {Æ; {0}; {1}; {3}; {0; 1}; {0; 3}; {1; 3}; {0; 1; 3}}.

Для проверки используем теорему: если множество А состоит из n элементов, то число всех его подмножеств равно .

Для нашего примера n = 3, следовательно число подмножеств 23 = 8, что совпадает с числом объектов в Р (А).

7. Оценить множество А = {2; 6; 1; 8}.

В этом множестве легко найти: max A = 8; min A = 1; sup A = 8; inf A = 1.

8. Оценить множество N = {1; 2; 3;…}, т.е. натуральный ряд.

Здесь min N = 1; max N – не существует; sup N – не существует (sup N = ¥); inf N = 1.

9. Оценить множество А={х| 2 £x < 5}.

Из рисунка следует: min А = 2; max A – не существует, т.к. 5 Ï А; sup A = 5; inf A = 2.

10. Оценить множество А={х | 3 < x < ¥ }.

Здесь min A – не существует, т.к. 3 Ï А; max A – не существует; inf A = 3; sup A – не существует (sup A = ¥).

Рассмотрим теперь примеры вычислений с комплексными числами. Множество С, имеющее широкое распространение во многих разделах математического анализа, во многом аналогично множеству действительных чисел, но требует аккуратной записи результатов вычислений.

11. Упростить (1 - 2i)(2 + i)2 + 5i.

Последовательно:

(2 + i) 2= 4 + 4 i + i2 = 4 + 4 i – 1 = 3 + 4 i;

(1 - 2 i)(2 + i) 2 = (1 - 2 i)(3 + 4 i) = 3 - 6 i + 4 i - 8i2 = 3 - 2 i + 8 = 11 - 2 i.

В итоге 11 - 2 i + 5 i = 11 + 3 i.

Ответ: 11 + 3 i.

12. Упростить .

Напомним, что результат операций с комплексными числами всегда должен представляться в виде a+bi. Для ликвидации знаменателя умножим числитель и знаменатель этой дроби на сопряженное знаменателю комплексное число 1-i:

Ответ: 0,5 - 1,5 i.

В случае более громоздкого выражения, например, , сначала необходимо привести все выражение к общему знаменателю; раскрывая скобки, упростить до дроби, а затем умножить на сопряженное знаменателю число.

13. Найти действительные решения уравнения:

(1 + i)x + (-2 + 5i)y = -4 + 17i.

Преобразуем левую часть:

(1 + i) x + (-2 + 5 i) y = x + xi - 2 y + 5 yi = (x - 2 i) + (x + 5 y) i,

т.е. (x - 2 i) + (x + 5 y) i = -4 + 17 i.

По теореме о равенстве комплексных чисел получаем систему уравнений:

Ответ: х = 2; у = 3.

14. Изобразить на комплексной плоскости и представить в тригонометрической форме комплексные числа и

Выберем способ изображения комплексных чисел как радиус-векторов. Тогда: z1 = (1; - ) и z2 = (-0,5; 0,5 ).

Для z1: модуль и аргумент По чертежу - приводя к четвертой четверти, получим Следовательно,

Для z2: модуль и аргумент

= = - ;

По чертежу - приводя к второй четверти, получим

Следовательно,

15. Пусть z1 = 3 + 2i; z2 = 2 + 2i. Вычислить z1 .

Найдем сопряженное к z2 число: = 2 - 2 i z1 = (3 + 2 i)(2 - 2 i) =

= 6 + 4 i - 6 i - 4 i2 = 6 - 2 i + 4 = 10 - 2 i.

Ответ: 10 - 2 i.

16. Вычислить .

Так как результатом этой операции опять будет комплексное число, запишем:

= x + yi -2 + i = (x + yi)2 -2 + i = (x2 - y2) + 2 xyi.

По теореме о равенстве комплексных чисел имеем систему:

Ответ:

17. Решить уравнение z2 + 2z + 5 = 0.

Решение: z1 = -1 + 2 i; z2 = -1 - 2 i.

Ответ: z1 = -1 + 2 i; z2 = = -1 - 2 i.

Контрольные вопросы

1. Понятие множества.

2. Обозначения. Изображения множеств.

3. Способы задания множеств.

4. Подмножества. Собственные и несобственные подмножества.

5. Операции над множествами и свойства операций.

6. Декартово произведение множеств и его свойства.

7. Соответствие, отображение и функция.

8. Обратное отображение.

9. Мощность множества.

10. Счетное и несчетное множества.

11. Множество-степень, формула числа подмножеств.

12. Основные числовые множества.

13. Ограниченные и неограниченные множества.

14. Максимум и минимум множества.

15. Грани множества.

16. Мнимая единица и ее свойства.

17. Определение комплексного числа.

18. Свойства и изображение комплексных чисел.

19. Модуль и аргумент комплексного числа.

20. Тригонометрическая форма комплексного числа.

21. Основная теорема алгебры.

22. Сложение, умножение, деление и возведение в степень комплексных чисел.

23. Извлечение корня из комплексного числа.

24. Сопряженные комплексные числа и их свойства.

25. Решение алгебраических уравнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow