Право определялось в соответствии с Марксистско- Ленинской теорией

Право- возведенная в закон, воля господствующего класса.

Право как орудие диктатуры пролетариата.

1. Право – порядок общественных отношений

2. Энгельс и Каутский «Юридический Социализм»:

1) Классовый характер всякого права

2) Революционно-диалектический метод – только для блага револиции и ее достижений.

3) Материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки. Ведущая роль государства

Либертарная теория права (Нерсесянц) - понятие свободы

Право - нормативная форма свободы, а государство - институциональя форма свободы.

2 вариант

§ Теории права.
1.Теория естественного права.
В основе данной теории права лежит симбиоз естественного и позитивного права. Наряду с позитивным правом существует высший нормативный порядок, именуемый естественным правом, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти и существует независимо от государства (не требует признания государством) и самостоятельно регулирует человеческие отношения.
Естественное право формируется из природы самого человека, человеческого разума, ведущих нравственных принципов. Позитивное право в свою очередь базируется на естественных законах и обеспечивает реализацию естественного права. К естественным правам, принадлежащими человеку от рождения (а не по воле государства) относят права на жизнь, честь и достоинство, безопасность, собственность и др. Законы только тогда действительны, если они соответствуют естественному праву. (Ж.Маритен, Д.Локко - представители)

2.Юридический позитивизм.
Право — это установление официальной власти, т.е. позитивное (писаное) право создается государством и выражается в законах и иных нормативно-правовых актах и действует в его пределах.
Позитивное право возникает вместе с государством и сведено исключительно к закону. Возникшее государство навязывает с помощью обязательных нормативных актов обществу волю господствующего класса. Совокупность указанных нормативных актов образует позитивное право, обеспеченное принудительной силой государства. Характерный признак права — его принудительность. В связи с чем неправовое впервые становится правом. При таком подходе стирается всякое различие между правом и произволом, а сам закон из правового явления превращается в средство противоправного нормотворчества и инструмент насилия.
Нередко государство позитивно закрепляет уже существующее естественное право. Термины "позитивное право" и "объективное право"- синонимы, означающие систему норм, исходящих от государства. (Г.Шерешеневич, Дж.Остин - представители)

3.Марксисткая теория права (Материалистическая теория права).
Право это выражение и закрепление в законе воли экономически господствующего класса в обществе, т.е. воли государства. Право возникает для нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса, т.е. право возникло в результате деления общества на классы. С помощью права господствующий класс устанавливает себе привилегии, защищает свои интересы. Однако, воля господствующего класса обусловлена экономическим базисом (материальной жизнью господствующего класса), т.е. способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений в конкретное время. Право носит классовый характер и материалистическую обусловленность. (К.Маркс - представитель)

4.Социологическая теория права (Теория социологической юриспруденции).
Право возникло из социальных норм и обычаев. Общество - целостный организм, все части которого между собой взаимосвязаны.

Право как часть общественной жизни неразрывно связано с моралью, этикой, психологией и т.д., и подлежит рассмотрению в тесной взаимосвязи с ними. При этом все теоретические разработки должны быть оценены с точки зрения практики, т.е. изучать следует не только нормы права, а их функциональность в реальной жизни, воздействие на поведение людей и факторы, способствующие и обеспечивающие данное воздействие. Право следует искать в реальной жизни. Термин право не соответствует термину закон, поскольку закон трактуется как писаное право, а право раскрывается как реализация закона, включая правопорядок, юридическую практику, правоприменение. (Р.Паунд, Е. Эрлих - представители)

5.Психологическая теория права.
Причиной возникновения права являются психические человеческие переживания, т.е. правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувство обязанности сделать что-то (императивная норма). При этом, все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права.

Таким образом, право делится на интуитивное и позитивное. Первостепенное значение несет интуитивное право. Интуитивное право (исходящее из личных переживаний) побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям. (Л.Петражицкий - представитель)

6.Нормативисткая теория права (Чистая теория права).
Юриспруденция должна заниматься нормативным содержанием права, а не социальными, нравственными и иными его предпосылками. Чистота юриспруденции предполагает исключение из права идеологических мотивов.

Право - прежде всего совокупность норм, которые расположены ступенями в виде пирамиды, образуя иерархию (соподчиненность). Возглавляет пирамиду Конституция (основная суверенная норма), далее следуют законы, ниже располагаются подзаконные акты. Все то право, что находится в кодифицированных юридических нормах, вне нормы - права не существует. Правом, другими словами, можно назвать государственную волю, которая зафиксирована в общеобязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Право черпает силу в самом себе. (Г.Кельзен - представитель)

7.Историческая теория права.
Право зарождается и развивается подобно языку и нравам постепенно в ходе исторического процесса, вытекает из народного сознания (духа народа) и не декретируется законодателем.

Право формируется из устоявшихся сложившихся правовых обычаев, а официальные законы являются юридической оболочкой этих обычаев. Единого права для всех народов не может быть. Каждому народу характерно свое право. Обычай - основной источник права, в связи с чем законы производны. Необходимость реформирования права отвергалась. (Г.Гугго, Ф.Савиньи, Г.Пухта - представители)

8.Либертарная теория права.
Право объясняется через понятие свободы.

Право – это нормативное выражение принципа формального равенства, который, в свою очередь, включает единство трех компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости.
Понимание права как формального равенства включает в себя, наряду со всеобщей равной мерой и свободой, также и справедливость.

Право и государство – необходимые формы свободы. Право – нормативная форма свободы, государство – институциональная форма свободы. (В.С. Нерсесянца - представитель)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: