Основные принципы избрания Президента РФ на должность определены Конституцией РФ и новым Федеральным законом "О выборах президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г. Основные принципы, на которых избирается Президент РФ, - принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. По закону участие граждан в выборах Президента свободное и добровольное. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не имеет право избирать и быть избранным Президентом РФ лицо, признанное судом недееспособным или содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда. Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются причисленными к федеральному избирательному округу.
По закону проведение выборов Президента в сроки, установленные Конституцией и федеральными законами, являются обязательными. Выборы Президента назначает Совет Федерации. Решение Совета Федерации должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее чем за 120 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента. В случае, если Совет Федерации не назначит выборы Президента, эти выборы по решению Центральной избирательной комиссии РФ проводятся во второе или третье воскресенье месяца, в которое проводилось голосование на предыдущих всеобщих выборах Президента.
В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий Совет Федерации не позднее чем через 14 дней, назначает выборы нового президента. Днем голосования в данном случае будет последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президента. Такая процедура имела место после досрочной отставки президента Б.Н.Ельцина в конце декабря 1999 г., а выборы нового президента состоялись в воскресенье 26 марта 2000 г., как и требовалось по закону. Если день голосования по закону совпадает с праздничным днем, то днем голосования будет следующее за праздничным днем воскресенье.
Граждане РФ, а также политические общественные объединения вправе законными методами проводить предвыборную агитацию с целью побудить избирателей к участию в выборах Президента, а также к голосованию "за" или "против" любого зарегистрированного кандидата. Всем зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации. Расходы на подготовку и проведение выборов Президента производятся за счет средств федерального бюджета. Кандидаты на пост президента обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
Подготовка и проведение выборов Президента должны осуществляться гласно и открыто. Закон запрещает участие в избирательной кампании иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений.
Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (городские и районные) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Их полномочия и функции регулируются Федеральным законом 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". По нормам данного избирательного Закона решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. В состав избирательных комиссий не могут входить депутаты представительных органов власти РФ, судьи, кандидаты на пост Президента, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Кандидаты на пост Президента могут быть выдвинуты избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками. При этом под избирательным объединением понимается общероссийское политическое общественное объединение (политическая партия, политическое движение), которое создано в соответствии с законом и зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ. Оно должно быть зарегистрировано не менее, чем за год до дня проведения выборов Президента. А избирательный блок - это добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах Президента РФ.
Каждый гражданин РФ, обладающий избирательным правом, может образовать инициативную группу в количестве не менее ста человек для выдвижения кандидата на пост Президента. Инициативная группа не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о проведении выборов Президента, обращается в Центральную избирательную комиссию с просьбой о своей официальной регистрации. К ходатайству о регистрации инициативной группы должны быть приложены сведения о размере и источниках дохода кандидата, его супруга и детей кандидата, сведения об их имуществе на праве собственности, а также об обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга и детей в виде копий деклараций о доходах за два года, предшествующие выборам Президента. Инициативная группа избирателей вправе выдвинуть только одного кандидата. Кандидат может дать согласие баллотироваться только одной инициативной группе. Если он уже дал согласие баллотироваться избирательному объединению или блоку, по закону он не может дать согласие баллотироваться инициативной группе избирателей. Инициативная группа регистрируется в течение пяти дней. Если инициативной группе отказано в официальной регистрации, то это решение может быть обжаловано в Верховный суд РФ, который рассматривает данное дело в трехдневный срок. Избирательное объединение или избирательный блок могут выдвинуть только одного кандидата на пост Президента на своем съезде путем тайного голосования делегатов съезда. При этом должно быть письменное согласие кандидата баллотироваться на указанный пост. В случае обладания кандидатом на пост Президента другого гражданства необходимо указать время приобретения и основания приобретения второго гражданства и требуемые сведения об имуществе.
Все зарегистрированные кандидаты на пост президента обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, занимающие государственные или муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (привлечение к своей избирательной кампании лиц, находящихся у кандидатов в непосредственном подчинении и т.д.). Эти ограничения не распространяются на транспортные средства лиц, пользующихся транспортом в соответствии с Законом о государственной охране.
Для регистрации кандидата на должность Президента инициативная группа избирателей должна собрать не менее одного миллиона подписей избирателей при условии, что на один субъект Федерации должно приходиться не более 70 тысяч подписей. В случае, если подписи собраны за рубежом, их общее число не должно превышать 70 тысяч. Законом запрещено принуждать избирателя ставить свою подпись в поддержку того или иного кандидата, а также производить сбор подписей в местах и в дни выдачи заработной платы. Запрещено в какой-либо форме осуществлять вознаграждение граждан за их подписи. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов на пост Президента, но только одну подпись в поддержку одного и того же кандидата. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента, количество требуемых подписей избирателей сокращается наполовину.
Собранные подписи избирателей должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования до 18.00 часов по московскому времени. Списки должны быть представлены в папках по субъектам Федерации. Количество собранных подписей может превышать установленный законом лимит, но не более чем на 15%. Проверке подлежат не менее 20% от необходимого для регистрации количества подписей. Если количество недостоверных подписей составит не менее 15% от проверенных подписей, тогда дополнительно проверяется еще 10% от необходимого количества подписей. Если количество недостоверных сведений в сумме будет превышать 15% от общего числа подписей, то дальнейшая проверка достоверности подписей не осуществляется и регистрация кандидата на пост Президента не происходит. Не позднее 10 дней с момента подачи документов происходит регистрация. Основаниями для отказа в регистрации может быть отсутствие сведений о доходах, превышающих минимальный размер оплаты труда в 200 раз, а также о денежных вкладах. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в Верховный суд РФ, который рассматривает данный иск не позднее пяти дней с момента его официальной подачи.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается свидетельство о его официальной регистрации в качестве кандидата на пост Президента РФ. Законом установлена интересная особенность предвыборной кампании Президента: если за 45 дней до выборов будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо в средствах массовой информации по трудовому договору на время избирательной кампании освобождаются от служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного или должностного положения. Президент, баллотирующийся на второй срок, или председатель Правительства, временно исполняющий обязанности президента, являющиеся зарегистрированными кандидатами, продолжают выполнять свои полномочия, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения. Они могут вести свою предвыборную агитацию только в свободное от своих должностных обязанностей время.
Зарегистрированные кандидаты не имеют права заниматься благотворительной деятельностью в ходе избирательной кампании, а физическим и юридическим лицам запрещено осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку зарегистрированных кандидатов. На время освобождения от работы зарегистрированный кандидат получает среднемесячную заработную плату за счет фонда Центральной избирательной комиссии, но не превышающую минимальный размер оплаты труда в двадцать раз. Ему возмещаются транспортные расходы, кроме такси.
Зарегистрированный кандидат не может быть уволен с работы по инициативе администрации, переведен на другую работу, отправлен в командировку, призван на военную службу или сборы. Зарегистрированный кандидат не может без согласия Генеральной прокуратуры быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, подвергнут мерам административной ответственности, налагаемым судом. При даче такого согласия Генеральный прокурор немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию. Он утрачивает свои права зарегистрированного кандидата со дня официального опубликования общих результатов выборов.
Зарегистрированный кандидат может иметь до 600 доверенных лиц, которые регистрируются Центральной избирательной комиссией по заявлению данного кандидата и получают официальное удостоверение. Зарегистрированный кандидат может не менее чем за пять дней снять свою кандидатуру, и с таких кандидатов взыскивают потраченные на них средства. Если после снятия кандидатур в бюллетене для голосования остается один кандидат, выборы президента откладываются на срок до 90 дней.
- Основаниями для снятия кандидатуры служит следующее:
- признание зарегистрированного кандидата недееспособным;
- признание зарегистрированного кандидата ограниченно дееспособным;
- тяжелая болезнь кандидата, стойкое расстройство здоровья кандидата или его близких родственников.
В пользу зарегистрированных кандидатов осуществляется предвыборная агитация, опросы общественного мнения. По закону предвыборная агитация на телевидении разрешена по рабочим дням не ранее чем за 30 дней до дня голосования и заканчивается за 1 день до дня голосования. В периодических изданиях агитация начинается не ранее чем за 40 дней до дня голосования. При проведении агитационной деятельности "за" или "против" кандидатуры того или иного претендента на пост президента не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации.
Законом "О выборах Президента РФ" регулируются вопросы финансирования избирательной кампании.
- В частности, собственный избирательный фонд кандидата включает следующее:
- собственные средства кандидата, которые в совокупности не могут превышать минимальный размер оплаты труда на день назначения выборов в две тысячи раз;
- средства от избирательного объединения - более чем в двести тысяч раз;
- добровольные пожертвования граждан и юридических лиц - более чем в четыреста раз для каждого гражданина и в сорок тысяч раз - для каждого юридического лица;
- средства, выделенные Центральной избирательной комиссией в равных долях каждому кандидату.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда в триста тысяч раз.
- Закон запрещает вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов в Президенты РФ следующим субъектам:
- иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам;
- лицам без гражданства, гражданам РФ, не достигшим 18 лет;
- российским юридическим лицам, если доля иностранного участия в них превышает 30%, международным организациям и международным общественным движениям;
- органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим лицам с 30% участия государства;
- воинским частям, военным учреждениям и правоохранительным органам;
- благотворительным организациям и религиозным объединениям;
- анонимным пожертвователям и юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
Если кандидат на должность президента получил менее 3% голосов всех зарегистрированных избирателей, то не позднее 30 дней после голосования он обязан вернуть все средства, выделенные ему Центральной избирательной комиссией.
Фамилии и полные имена кандидатов на пост Президента РФ располагаются в избирательном бюллетене в алфавитном порядке на русском языке. Голосование проводится с 8.00 до 20.00 часов по местному времени, при этом избиратель голосует лично. Досрочное голосование по условиям закона может осуществляться не ранее чем за 15 дней до дня официального голосования.
Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Подсчет и объявление окончательных результатов голосования производится Центральной избирательной комиссией на основании данных, полученных от избирательных комиссий субъектов Федерации. Выборы могут быть объявлены несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, включенных в избирательные списки, или если против всех было подано бюллетеней больше, чем за любого из кандидатов. Выборы могут быть признаны недействительными, если допущенные в ходе голосования нарушения не позволяют определить результаты голосования или если на одной четвертой всех избирательных участков выборы были признаны недействительными по решению суда. В случае, если в первом туре голосования ни один из кандидатов не получил требуемого большинства голосов, проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, получившие в первом туре относительное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Повторное голосование проводится через 21 день после первого голосования. Если проводятся повторные выборы, то они назначаются через 4 месяца после признания первых несостоявшимися. На повторных выборах не могут быть выдвинуты кандидатами на пост Президента лица, действия которых послужили основанием для признания выборов недействительными. По закону в течение двух месяцев должны быть опубликованы результаты голосования. При официальных подсчетах результатов голосования может быть использована государственная информационная автоматизированная система (ГАС-выборы). Избранный президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования результатов голосования.