ПрСДНСДОВИе 23 страница

спора в суд.

На основании удостоверения, предъявленного не позднее трехме­сячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит реше­ние КТС а исполнение в принудительном порядке. При пропуске ра­ботником установленного трехмесячного срока по уважительным при­чинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в 10-днев­ный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение КТС может быть обжаловано работником или работода­телем в суд в Ю-дневныЙ срок со дня вручения ему копии решения ко­миссии. В случае пропуска по уважительным причинам установлен* ного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивиду­альный трудовой спор по существу

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по за­явлениям работника, работодателя или профессионального союза, за­щищающего интересы работника, когда они не согласны с решением КТС либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также но м-яиленню прокурора, если решение КТС не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Таков обший порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Однако ТК предусматривает и судебный порядок, В этих слу­чаях спор рассматривается минуя КТС. непосредственно в суде по за­явлениям:

работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулиров­ки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

работодателя - о возмещении работником яреда. причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.



Itt


Раздел IV. Трудовое право


Глава 4, Трудошс споры iTJ



Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуален трудовые споры:

об отказе в приеме на работу;

лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — фи ческих лиц;

лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индив ального трудового спора в течение грех месяцев со дня, когда он узн или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему коп приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель вправе обратиться в суд по спорам о возмещении ботинком вреда, причиненного организации, в течение одного года дня обнаружения причиненного вреда,

При пропуске по уважительным причинам указанных сроков о могут быть восстановлены судом.

$ 3. Коллективные трудовые споры

Под коллективным трудовым соором понимаются неурегулнро разногласия между работниками (их представителями) и работодателя (их представетелями) по поводу установления и изменения условий тру (включая заработную пллу), заключения, изменения и выполнения ке лективных договоров, сопшпенкй, а тадоде в связи с отказом рл&отода ля учесть мнение выборного представительного органа работников пр принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях*

Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении* всех или части требований работников (их представителей) или несо* общения работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 ТК своего решения, а также дата составления иротокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Правом выдвижения требований обладают работники и их пред­ставители. Требования, выдвинутые работниками и (или) представи­тельным органом работников организации (филиала, представ>гссль-ства, иного обособленного структурного подразделения)* утвержда­ются на соответствующем собрании (конференции) работников.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присут­ствует более половины работающих. Конференция считается правомоч­ной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Работодатель обязан предоставить работникам или представите­лям работников помещение для проведения собрания (конференции)


по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) про­ведению.

Требования работников излагаются в письменной форме и направ­ляются работодателю. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторо­нам социального партнерства. Копия требований, оформленных письменно, может быть направлена в службу по урегулированию км* лективных трудовых споров. В этом случае указанная служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора. Работодатели обязаны принять к рассмотрению на­правленные им требования работников.

Работодатель сообщает о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников. Представители работодателей (объединений работодателей) обяза­ны принять к рассмотрению направленные им требования профес­сиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного ме­сяца со дня получения указанных требований.

Процесс разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согла­сия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) а трудовом арбитраже.

Каждая из сгорон коллеюпвкого трудового спора в любой момент после начала спора вправе обратиться в службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации

спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе укло­няться от участия в примирительных процедурах. Примирительные ироцедуры — это рассмотрение коллективного трудового crop* в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника н (или) в трудовом арбитраже.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж обязаны использовать все предусмотренные зако­нодательством возможности для разрешения возникшего коллектив­ного трудового спора.



Hrf



Раздел IV Трудздос праоо


Глава 4. Трудовые споры__________________ ^



Первичным органом по рассмотрению коллективного трудомЯ

спора является примиршптъная комиссия. Она создается в тсчсниг^Д

рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора!

представителей сторон спора ня равноправной основе. Спор дагс*Я

быть рассмотрен примирительной комиссией в cpoi до пята робоЯ

аней с момен я издания приказа о ее создании, Это! срок может щШ

п;жллен при взаимном согласии <горон, что оформляется протоколами

•По существу спора выносится решение, которое оформляется прЩ

токолом, имеет обязательную силу н подлежит исполнению. ш

При недостижении согласия в примирительной комиссии сторон

коллективного трудового спора продолжают примирительные л(Л

цедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитра м ПоЯ

составления примирительной комиссией протокола разногласий сгЯ

роны коллективно; о грудового спора могут в течение грех рвбоч|Н

дн^Й пригласить посредника. При необходимости стороны могут оЯ

ратиться в службу по урегулированию коллективных трудовых слорЯ

за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех рабЯ

чих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатов

посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. I

Порядок рассмотрена кап активного грудояого спор* с участиЯ

посредника определяется соглашением сторон коллективного трудЯ

вого спора с участием посредника. Посредник имеет пра^о запрадиЯ

вать у сторон коллестианого трудового спора и получать от них нооЯ

холимые документы И сведения касающиеся этого спора. Рассмотрения

коллективного трудового спора с участием посредника осуществлявши

ся в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения]

и завершается принятием сторонами коллективного трудового спорв

согласованного решения в письменной форме или составлением ВрН

тоКола разногласий.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий
орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который соэЯ
дается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение tfj
письменной форме об обязательном выполнении его решений, 0*Н
создается сторонами коллективного трудового спора и службой rial
урегулированию коллективны* трудовых споров в срок не поздн£*1
трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного л
трудового спора примирительной комиссией или посредником. Соз-и]
лание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочна Я
оформляются соответствующим решением работодателя, представи- J
теля работников и указанной службы. /'

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбит- J раже с участием прелставигелей сторон этого спора в срок ло пяти рз-


бочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж рассматривает об­ращения сторон коллективного трудового спора; получает Необходи­мые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления о возможных социальных последствиях коллек­тивного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора в письменной форме передаются сторонам этого спора,

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работ­ников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора- Забастовка — временный добровольный отказ работников от ис­полнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях раз­решения коллективного трудового спора*

Если примирительные процедуры не привели к разрешению кол* лективного трудозого спора либо работодатель уклоняется от прими­рительных процедур» не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, раСотники или их пред­ставители вправе приступить к организации забастовки. Участие в за­бастовке является добровольным, Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в ней. Лица, принуждающие работни­ков к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинар­ную, административную, уголовную ответственность.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку

и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (кон­ференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного Подразделения). Решение об объ­явлении забастовки, принятое профессиональным союзом, утвержда­ется в каждой организация обшим собранием (конференцией) работ­ников данной организации.

Забастовку возглавляет представительный орган работников,

В ОН 413 ТК РФ закреплено, какие забастовки являются незакон­ными, ст. 414 устанавливает гарантии и правовое положение работни­ков в связи с проведением забастовки.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, вклю­чая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работ^ ников по инициативе работодателя а связи с их участием в коллектив­ном трудовом споре или забастовке (ст. 415 'ПС РФ).

В ст. 417 ТК РФ предусмотрена ответственность работников за не­законные забастовки.



'


-


1



1


Глава I. Сущность, предмет и метод административного права_______ 281



! 4

Раздел V. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

i

fL

.-;

Г4Й*а 1. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

j
§ 1. Сущность административного права

■!

I

Административное право является профилирующей, опорной,1 зисной отраслью правовой системы наряду с конституционн гражданским и уголовным правом-

Административное право1 прсдстааняет собой совокупности вовьгх норм, регулирующих определенные сферы обществен отношений, состаамюшнх предмет этой отрасли права. При * предмет административного права отвечает на вопрос: что, какие щестренные отношения регулируются нормами данной отрасли п за, а метод административного права отвечает на вопрос: как, ка образом эти нормы выполняют свое регулирующее воздействие.

Однако прежде ч*м говорить о предмете и методе админнстратяв права, необходимо показать его сущность, предназначение, целевую пракленность, те, самое главное, ч-ю характеризует эту отрасль права.

Административное право призвано регулировать обществе
отношения, возникающие в процессе реализации исполнителе
власти, осуществления государственного управления. Поэтому ™-
нистративное право называют правом управления или управленч
ским правом» ибо содержанием деятельности органов исполни.w.
ной власти и исполнительных органов местного самоуправления я
ляется именно государственное, или «публичное*, управление. j

Такое понимание сущности административного права было обще­
принятым на протяжении десятилетий. Однако В современных уело-
_____.-----

1 Саодо «алмннипрзпшгое» происходит от слова «щминисгр&иидо» которое имеет латинедос происхождений (образовано из приставки ad — к, при к корня mintetr — пол* чиненный, испллюсгель)» перешхигтс* на русскнй язык»двух значениях: как iocyjup-0ЛЙ98Н упрздлеике. т.е. как особый вит даудзрствытой деятельности» н как субъосг, осуществляющий ее. В некоторых госуддрспии:, например в США, слою •администра­ция* является синонимом ОНИ *нслолня;1елькач власть», К этоиу можно добавить крылатое выражение К. Маркса: -Администрация есть ооганЮуюшдя лежтелъностъ го* суларстал". л <црдсль права, регулнр>тощую эту деятельность, принято называл» адми­нистративным пракш.


виях сущность административного права должна быть дополнена вто­
рым и, может быть, самым важным элементом. Административное
право теперь все в большей мере призвано регулировать обществен­
ные отношения, возникающие между личностью н государством,
мздду гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая
реализацию и охрану прав и свобод [раждан в сфере государственного
управления, их защиту от возможного произвола* ушечления или ог­
раничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника
государственного аппарата. *

В этой связи огромное значение имеют цели, достижению которых служит административное право* Назовем три такие цели.

Во-первых, административное права обеспечивает рамки право­вых стандартов, внутри которых должно осуществляться управление государством и обществом. Это значит, что органы исполнительной власти и их должностные лица осуществляют свою деятельность толь­ко в рамках установленных законом полномочий, это означает недо­пустимость выхода за их пределы.

Во-вторых, административное право должно обеспечить опти­мальный уровень управления государством и обществом с использо­ванием административно-правовых институтов, например государст­венной службы, административной ответственности. Это значит, что хорошее администрирование должно осуществляться экономно, эф-фе>сгивно и рентабельно использовать имеющиеся ресурсы. Тахой уровень достижим лишь при открытости, прозрачности, возможности обжалования при принятой и исполнении принимаемых решений.

В-третьих, администратвное право призвано обеспечить законное и справедливое обращение с гражданами, создание необходимых ус­ловий для реализации прав и свобод личности в управлении. Органы исполнительной власти и их должностные лииа обладают большой властью в отношении граждан- Получение миогах благ (лицензии, со­циальные льготы, пенсии, право заняться бизнесом и тд- и т,п.) зави­сит от администрации. Основная иель здесь — государство, органы исполнительной власти, должностные лица должны обращаться с людьми справедливо, их права, свободы и законные интересы должны

уважаться.

Изменения сущности административного права связаны, прежде всего, со становлением Российской Федерации как демократического федеративного правового государства. Эти изменения можно сгруп­пировать по ряду направлений

Изменение политической системы повлекло за собой деидсологиза-иию законодательства, в том числе и административного права.


*


28J


Ршал V. Аоминистрйтимсое право


1
Гмм 1* Сущность, предмет и ыетод административною права 283



В нормативных правовых актах, например, законах «О мнлнцн «О безопасности^, «О безопасности дорожного движения»5, «О жарной безопасности»4, «О внутренних войсках Министерства в ренннх дел Российской Федерации*5 отсутствуют идеологические раетернстики сущности государства» государственно-правовых и щественных институтов, служившие в прошлых подобных правой документах фиктивным прикрытием тоталитарного государства, час конституционно закреплены многопартийность и ндеологиче разнообразие,

Гуманизация всех институтов государства и общества, пере центр внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражда на, которые рассматриваются как высшая ценность (ст. 2 Конек ции РФ), привели к пересмотру концепции взаимоотношений гос дарсгва н гражданина. Вместо признаваемого прежде приорит общественных* государственных интересов над личными, в осно положена концепция приоритета личности, взаимной ответственн сти государства и гражданина.

Межлу тем еще не так давно господствующей была лриниипиал
иная позиция, находящая отражение в деятельности всех государе
венных органов, во всех правовых актах* Вот как ее выразил в 1927
известный адмннистративист Карадее-Искров: «Индивндуальк
свобода не является для нас основным принципом... наше государст
проникнуто идеями коллективизма и Ке склонно выдвигать на пер
вый план личность. Наоборот, оно рассматривает отдельных личис
стей как средство для достижения своих целей... у нас личность не я*,
ляется чем-то самоценным, она лишь винтик огромной машины. По­
этому я обеспечение ее прав стоит на втором месте»6. К счастью, эти
времена ушли, и положение, зафиксированное в ст. 2 Конституции*
РФ, накопит реальное отражение во всем новейшем законодательстве,
в том числе к административном. щ

Организация государственной «ласти на основе теории разделения: мастей привела к прекращению всевластия Советов и партийной но-' менклатуры, к самостоятельности исполнительной власти и админи­стративного права, которое ранее обычно заменялось «телефонным* правом партийных руководителей.

1 ВВС РСФСР- 1991, № 6. Ст. 503. 3 ВВС РФ. 1992. №]& От. 49. > СЗРФ. 1995. Г* 50. Ст. 4873.

* C3PUU994. №35. Ст. 3M9.

* СЗМ> 1997,Мб.Ст, 7JI*

* НоьсЯптм 180лх>ии* длыинистратшиихи Iip,.. Иркутск, 1927.


Реорганизация федеративного устройства России связана с закреп­лением новых принципов федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в целом и одновременно необходи­мый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с уче­том их национальных, экономических и иных интересов и особенно­стей. Роль административного права в этом процессе также коренным образом меняется, поскольку ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ отнесла администра­тивное и административно-процессуальное законодательство. А это значит, что все субъекты Российской Федерации могут создавать необходимую им собственную административно-правовую законода­тельную базу, разумеется, не противоречащую федеральному законо­дательству, для успешного функционирования органов исполнитель* ной власти своего уровня, исполнительных органов местного само-упрааленйя> обеспечения прав и свобод граждан своей территории.

Переход к рыночным отношениям в экономике самым существенным образом повлиял и на сущность административного права. Возникно­вение многообразия форм собственности потребовало и равной защи­ты со стороны государства всех ее форм, жестхого государственного ре­гулирования новых экономических процессов. Между тем на первом этапе экономических реформ государство вместе со сложившимся ра­нее правовым механизмом «ушло» из экономики, предоставив право решать возникшие в экономике совершенно новые проблемы рыноч­ным механизмам, в частности конкуренции. Однако из этого ничего не вышло, а в результате получился дикий рынок, дикая приватизация и все другие «прелести*, нам хорошо известные. Стало ясно, что без госу­дарственного регулирования, и прежде всего административно-право­вого, экономические проблемы решить невозможно- Государство с по­мощью административного права стало усиливать свое воздействие на экономику; облекая экономические механизмы — цена, прибыль, на­лог, пошлина, квота, кредит и т.д. — в административно-правовую фор­му, т.е. пошло по пути, по которому идут все развитые государства.

Формирование правового государства, правовая реформа на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право Суть изменений, которые здесь происходят, состоит в том, что ранее административное право представляло собой совокупность в основ­ном подзаконных актов, те. постановлений правительства, актов ми­нистерств и ведомств — приказов, инструкций, наставлений, уставов, положений, которые нередко не только подменяли закон, но и допол­няли, изменяли, а подчас и сводили era на нет Как можно заметить.


IS4


Раздел V. Административное irpapo


Глава LCvmMOCTb. прслмстк>»етола1Шин*!С1рА1К&чогопрйва



теперь основные вопросы функционирования исполнительной влас регулируются на основе законов, нормативных указов Президс-РФ. Уже приняты Таможенный, Налоговый, Бюджетный, Возду ный, Водный, Жилищный и некоторые другие кодексы, носящие п имущественно административно-правовой характер. Принят нов Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступивший-силу с I июля 2002 г

§ 2. Предмет административного права

Предмет административного права представляет собой систему об стшеяных агаошепнй, регулярных адшшнстратпвно-щ>авовыми мамя.

Предмет административного права включает в себя пять состав* лчющих его частей. Во-первых, это общественные отношения, возни* кающие в процессе реализации исполнительной влости, осуществлен* государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Пре* эидента РФ до администрации государственных предприятий, учрел^ дений и организаций. Здесь имеется в виду, прежде всего, внешня деятельность органов исполнительной власти, всей системы орган государственного управления, для осуществления которой они cot венно н созданы, а именно организации экономики, социально-куль* Турной и административно-полнтической деятельности.

Во-вторых, это внутриарганизационные отношения, возникающие всех государственных органах, которые в основном одинаковы, похо­жи, однотипны независимо от того, где они осущестнля ются: в орга­нах исполнительной aiacra. законодательных или судебных. Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, дело­производство, прием на работу, перемещение по службе, контроль, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, матери­ально-техническое обеспечение и Ш Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административного права.

В-третьих, предмет административного нрава охватывает деятель­ность судов н судей по рассмотрению дел об административных пра­вонарушениях. Суть в том, что, являясь органом правосудия, суд (судья) тем не менее руководствуется нормами Кодекса об админист­ративных правонарушениях. Возможно, эта сфера деятельности судов и судей со временем превратится в административную юстицию, суды будут называться административными.

В-четвертых, к предмету административного права могут быть от­несены общественные отношения, возникающие в деятельности ис-


полшггельных органов местного самоуправления, которым государст­во передало некоторые свои государственно-властные полномочия, например в области пожарной безопасности.

В-пятых, к предмету* административного права относится деятель­ность общественных обмдинсний, участвующих в выполнении госу­дарственных функций и наделенных в связи с этим государственно-властными полномочиями. Так, народным дружинам переданы неко­торые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка. Естественно» подобная дея­тельность регулируется нормами административного права.

§ 3. Метол административного орава

Метод административного права, характеризующий способ регули­рующего воздействия на общественные отношения, отличается рядом особенностей. Он включает в себя иерархичность, т,е, выполнение предписаний, приказов, команд, требований, запретов вышестоящих органов и должностных лиц нижестоящими. Этот метод может быть сопоставлен с методами гражданско-правового регулирования. Учет этих различий особенно необходим тогда, когда нормы администра­тивного и гражданского права регулируют одну и ту же группу обще­ственных отношений (например, отношения в области разграничения государственной собственности, инвестиций, торговли регулируются и административным, ц гражданским правом).

Для гражданско-правового регулирования характерно равенство воль сторон; отсюда широкое применение договорных форм. Адми­нистративно-правовой метод предполагает неравенство воль сторон: водя одной из них главенствует над волей другой стороны. Это имеет место во взаимоотношениях органов исполнительной власти и пред­приятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти и граждан. В административно-правовых отношениях одна сторона очень часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне, именно она — первая сторона — при­нимает юридически обязательные решения, осуществляет государст­венный контроль за действиями другой, может в предусмотренных за­коном случаях применить к ней принуждение.

Данный метод предполагает состояние подчиненности воли одной стороны по отношению к воле другой, причем это состояние может быть достигнуто не только на добровольной, но и на принудительной основе. Этот метод предполагает возможность заставить подчиняться воле властвующего лица с использованием самых решительных мер, вплоть до применения оружия, например отражение посягательства


2W


Раздел V Административное право


ПИН I Нарми адииййстрвпш+ого лрааа



на охраняемый объект. Метод административного права — это ме одностороннего властвования, например инспектор ГИБДД самост тельно, без согласования и без какой-либо санкции привлекает к ветственностн нарушителя Правил дорожного движения, выехавше на перекресток на красный сигнал светофора. Этот метод характе зуется юридическим неравенством сторон, например, руководитель. подчиненный, начальник милиции и нарушитель общественного п рядка* Объем юридических полномочий их различен; с одной сто­ны, наличие всех прав и обязанностей, предусмотренных законом, выполнения управленческих функций, с другой — преимуществен обязанность выполнить предъявляемые требования, понести т женное дисциплинарное или административное наказание. Вместе тем здесь необходимо подчеркнуть их равенство перед законом, %& руководитель и подчиненный, начальник милиции н нарушитель oft? ладаюг определенными правами и несут соответствующие обязан№* ста, в равной мере подлежащие безусловному выполнению.

Наконец, следует отметктъ и такую особенность метода щмкниот* ративного права, как безоговорочная, лишенная какой-либо днепози тивностн обязательность выполнения установленных законом правил, норм, стандарта*, требований, запретов и иных предписаний. Прнч< эта обязательность может касаться всех граждан, например общеобя­зательность соблюдения правил поведения в общественных местах*,* правил перехода улиц либо только специальных субъектов алмннист^ ратнвиого права — водителей аетомототранспорта, военнослужащих^ охотников, должностных лиц и тл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: