Товар как основной объект товарного рынка
План:
1. Понятие и виды товара.
2. Упаковка товара.
3. Экспертиза товара: понятие и виды.
Понятие и виды товара.
Существует несколько определений товара как объекта товарного рынка, поскольку товар довольно сложное, многоплановое понятие, включающее совокупность многих свойств. В зависимости от того, какое из важнейших свойств товара хочет выделить человек (потребитель и / или покупатель), он и дает ему то или иное определение.
Так товар может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, товар- это набор свойств, которые обеспечивают человеку получение определенных выгод за его деньги. Во-вторых, товар- это не только изделие, но и его составляющие (цвет, внешний вид, упаковка, марочное название, этикетка и др.) В-третьих, товар – это продукт труда, произведенный для реализации. В-четвертых, товар- это материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования или потребления. В-пятых, товар – любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. В-шестых, товар-это любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства.
|
|
Товар может рассматриваться как конкретный продукт, расширенный и обобщенный.
Конкретный продукт — это базовая физическая сущность, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием или кодом модели. Понятие расширенного продукта включает в себя не только его образ, но и обслуживание (покупка автомобиля, например, увязывается с гарантийным обслуживанием, возможность возврата и др.). Обобщенный продукт – это такой продукт, в котором потребительские свойства товара выражаются в полученном социально-экономическом эффекте.
Товар должен быть доведен до степени коммерциализации.
Товар может быть классифицирован по различным основаниям:
1. По степени долговечности:
- товары длительного пользования (холодильники, стиральные машины, автомобили);
- товары кратковременного спроса (стиральный порошок, зубная паста, мыло, соль, табачные изделия, спички);
2. По способу потребления:
- потребительские товары или товары широкого (массового) спроса (газеты, журналы, почтовые открытки);
- производственного (промышленного) назначения – материалы и детали; капитальное имущество (оборудование); вспомогательное материалы (лес крепежный, краски, ткани);
3. По покупательскому спросу:
- товары повседневного спроса (хлеб, молоко);
- товары предварительного выбора (мебель, телевизоры, радиоаппаратура, одежда);
|
|
- товары особого спроса (модные товары, стереоаппаратура, марочные вина);
- товары пассивного спроса (страхование мебели, дома, облигации государственного займа).
При классификации товара выделяют: объективные параметры (качество, материал, вес, цвет, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция, наличие дефектов); рыночные параметры (цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортировки, привлекательность); параметры, используемые в процессе потребления (прочность, простота ухода, срок замены).
При характеристике товарной политики различают понятия товарная единица, товарный ассортимент, товарная номенклатура, а при создании нового товара — товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением.
Товарная единица — это обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, индивидуальной характеристикой. Например, это конкретный мужской костюм определенного размера; флакон конкретных духов с оговоренной ценой.
Товарная единица входит в определенную ассортиментную группу: костюм в ассортиментную группу — мужская одежда; флакон духов — в ассортиментную группу — духи. Следовательно, ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. Ассортиментный перечень товаров — часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже. Промышленный ассортимент товаров — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. Торговый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный в торговой сети. Простой ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам. Сложный ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам. Укрупненный ассортимент товаров — ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров[1]. Развернутый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный разновидностями товаров. Структура ассортимента товаров — соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе[2]. Ассортиментный номер — утвержденный номер, проставляемый на упаковке с консервированной продукцией.
Несколько групп товарного ассортимента, выпускаемого фирмой, составляют товарную номенклатуру фирмы. Следовательно, товарная номенклатура — совокупность всех ассортиментных групп товаров. Например номенклатура продукции, производимой компанией Samsung, представлена ассортиментом видеомагнитофонов, видеокамер, пылесосов, телевизоров, холодильников, компьютеров и т. д.
Товарная номенклатура характеризуется такими параметрами:
• глубина товарной номенклатуры — это варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы (если зубная паста предлагается в трех разных расфасовках, то глубина ее предложения равна трем, но если еще и зубная паста характеризуется двумя разными ароматами, то глубина ее предложения будет равна пяти);
• насыщенность товарной номенклатуры — это общее число составляющих отдельных товаров фирмы;
• гармоничность товарной номенклатуры — это степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, каналов распределения или иных показателей;
• широта товарной номенклатуры — общая численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых фирмой.
Приведенные четыре параметра товарной номенклатуры определяют товарную политику фирмы. Она может расширить свою деятельность четырьмя способами:
|
|
1)расширить товарную номенклатуру за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров;
2)увеличить насыщенность уже существующих ассортиментных групп товаров;
3)углубить товарную номенклатуру за счет большого количества вариантов из имеющихся товаров;
4)улучшить гармоничность между товарами различных ассортиментных групп.
Таким образом, товарная политика — это сфера деятельности фирмы по принятию решений в области товарной номенклатуры и товарного ассортимента.
Она включает также принятие решений о целесообразности разработки и производства нового продукта. Характеристика нового товара имеет свои определения. Здесь различают:
• товар по замыслу — это товар, каким его видит разработчик идеи;
• товар в реальном исполнении — это товар, созданный конструктором и технологом;
• товар с подкреплением — это товар с набором дополнительных послепродажных услуг и выгод.
При запуске нового товара рассматривается и ряд других его характеристик, способствующих его коммерческому успеху.