Развитие у младших дошкольников оценки результативности собственных действий и успешности действий сверстников

Оценка полученных результатов является важнейшим компонентом любой деятельности человека. Положительная оценка достигнутого нацеливает на использование приобретенного опыта в неизменном виде в подобных ситуациях. Отрицательная оценка ставит человека перед необходимостью внесения корректировки в дальнейшие действия, если присутствует ориентировка на получение нужного результата.

Самооценка начинает формироваться в дошкольном возрасте. И как свидетельствует исследование Н.Авдеевой (1) дошкольнику легче оценить свои умения, продукты предметной деятельности, чем результаты в умственной деятельности и нравственность поступков.

Формирование самооценки у дошкольников рассмотрено в работе М.И. Лисиной и А.И.Силвестру (3). Они изучали влияние двигательного опыта, оценки взрослого и оценки сверстников на развитие объективной оценки ребенка. По данным исследователей только на пятом году жизни у детей проявляется объективная самооценка результата выполненного задания. И связано это с накоплением двигательного опыта: чем большее количество раз ребенок выполнял движение, тем точнее мог оценить результативность достигнутого и свои возможности после выполнения движения. Получены выводы, что в младшем дошкольном возрасте оценка взрослого играет решающую роль в развитии самооценки полученного результата.

В свете этого вывода можно обратиться к существующему в психологии положению, согласно которому деятельность младшего дошкольника, не зависимо от результата должна содержать положительную оценку для побуждения детей к дальнейшим действиям и созданию благоприятного эмоционального настроя. Если благодаря многократным повторениям оттачиваются действия, улучшается координация движений и, в конечном счете, достигается желаемый результат, то завышенная оценка оправдана. Но если дается положительная оценка неправильно выполненным двигательным действиям, то через многократные повторения у детей складывается двигательный опыт неправильного выполнения движения, который в дальнейшем придется ломать, переучивать и создавать затем заново навык технически правильного выполнения. Это еще раз подчеркивает, что положительная оценка педагога при отрицательном результате помогает дошкольникам сохранить веру в себя, но теряет обучающую функцию.

Поэтому Г.П.Лескова (2) не случайно выдвинула положение об использовании подсказывающей оценки, которая состоит из двух частей. В формулировке подсказывающей оценки вначале выделяются удачные стороны выполнения физического упражнения для создания положительного отношения к действиям, поддержанию мотивации к многократным повторениям. Во второй части оценки формулируется подсказка к исправлению допущенных ошибок, включению каких-либо элементов двигательного действия. Например: «Ты молодец, тихо, мягко приземлился, а теперь сильнее оттолкнись, выпрями колени во время толчка и перепрыгнешь через ручеек, не замочив ноги». Положительные стороны можно найти и тогда, когда ни один элемент не получается у ребенка: «Как смело ты подошел, не боишься ручейка, молодец! А теперь оттолкнись двумя ногами и тихо приземлись на носочки, чтобы не было слышно». Включение показаний слухового анализатора в оценку правильности приземления значительно облегчает контроль за выполнением задания. Подсказывающая оценка использовалась Г.П.Лесковой с младшего дошкольного возраста и оказала благоприятное влияние на эмоциональное отношение к выполнению, на осознание правильности осуществления элементов двигательного действия, на быстроту усвоения материала, на формирование изначально правильного двигательного навыка.

В своей работе по формированию у дошкольников объективной оценки выполнения физических упражнений мы выделили влияние еще одного фактора – существенную роль в развитии адекватной оценки уже в младшем дошкольном возрасте играет включение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, мышечно-тактильного) в организацию контроля за результативностью выполнения задания. В психологии признано положение, которое гласит: чем больше анализаторов включается в познание объекта, тем эти знания глубже, они комплексные, многогранные. Контроль за результативностью двигательной деятельности может быть наглядно оформленным, а поэтому оценка может базироваться на чувственном отражении, включающем сенсорные и моторные компоненты действий, что значительно облегчает обеспечение объективной оценки полученного результата.

Необходимость осуществления контроля за выполнением задания появляется у детей в связи с целенаправленностью действий, когда осознается цель задания и внимание ребенка направлено не на процесс выполнения, а на решение стоящей двигательной задачи, на достижение нужного результата. Поэтому важнейшим условием для развития оценочных суждений является формулировка для детей заданий с нацеленностью на результат: «Перепрыгни ручей», «Прокати мяч, чтобы ударился о стенку» и т.д. В этом случае вопрос взрослого «Твой мяч ударился о стенку?» выделяет для ребенка целенаправленность действий. И возникает потребность оценить выполнение задания.

Для формирования у дошкольников объективной оценки результативности собственных двигательных действий были задействованы показания различных анализаторов.

Самыми первыми упражнениями в метании, нацеленными на результат, для младших дошкольников являются забрасывания мешочков, мячей и других предметов на мат, в корзину, ящик, коробку. Итог броска ребенок контролирует зрением. Целесообразно выполнение этих заданий первоначально организовать в утренний, вечерний отрезок времени, на прогулках с подгруппами детей. Если ребенок затрудняется в оценке своих действий, то после броска предлагали подойти к корзине и определить, где находится мешочек. Хорошо, если мешочки у детей разные по цвету, и тогда каждый может точно оценить, что произошло с его мешочком. В последующем ребенок самостоятельно и быстро дает оценку решению стоящей двигательной задачи в подобных ситуациях. Создается предпосылка к использованию этого задания на физкультурном занятии.

Для отработки силы броска первоначально не просто увеличивали расстояние до цели, а включали в контроль за результатом слуховой анализатор. Организовали выполнение прокатывания мяча до стены. Азарт действия и сила броска возрастала, так как мяч может сильно удариться о стенку и сильнее отскочит от нее. Чтобы добиться этого эффекта, для первых выполнений расстояние было доступным, создавали условия для достижения положительного результата. Как показали наши наблюдения, в такой ситуации и младшие дошкольники не нуждаются в многократных повторениях, чтобы сложилась объективная оценка своим действиям, на основе ярких показаний зрительного и слухового анализаторов быстро пришло понимание показателей оценки. Затем уже расстояние увеличивали и действия детей в этом случае не всегда приводили к успешному решению стоящей задачи. Но объективная оценка полученного результата и понимание необходимости действовать с большими усилиями приводили к мобилизации усилий и возрастанию чуткости к указаниям взрослого у дошкольников.

При метании в цель результативность выполнения задания наглядно обозначена, а поэтому и младшие дошкольники не испытывали затруднений в оценке: попал, забросил, сбил, докатил. Дошкольнику трудно оценить дальность броска и ответить на вопрос «Далеко бросил?». Поэтому для ориентировки в метании на дальность расставляли флажки разного цвета друг за другом на разном расстоянии (можно использовать разные предметы). Тогда ребенок мог оценить: он добросил до ближнего (синего) флажка или до дальнего (зеленого) флажка. В этом случае педагогу легче побуждать детей к энергичному броску: «А до зеленого флажка сможешь добросить?». Педагогу для развития у дошкольников способности к оценке результативности действий следует обеспечивать контроль за выполнением задания через активизацию подходящего анализатора.

Следует отметить, что при целенаправленности на результат меняется поведение детей, они начинают присматриваться к результату выполнения задания другими детьми, дают оценку их действиям, эмоционально выражая позитивный итог.

В прыжковых упражнениях основой для оценки полученного результата могут служить показания зрительного и тактильного анализаторов. Как правило, первыми упражнениями в прыжках являются подпрыгивания на месте на двух ногах и перепрыгивания. В подпрыгиваниях первоначально отрабатывается мягкое приземление. При оценке правильности выполнения этого элемента активизировали опору на показания слухового анализатора и это дало положительные результаты как в усвоении названного элемента прыжков, так и показаний при оценке мягкости приземления. Целесообразнее перепрыгивание организовывать не через линию, а через мягкий шнур, наступание на который не приведет к падению. Оценить результативность выполнения задания самому ребенку при таком препятствии легко, так как, наступив на шнур, у ребенка возникают ощущения прикосновения, которые свидетельствуют о невыполнении задания. Когда ребенок поймет, что значит перепрыгнуть, тогда шнур можно заменить широкой лентой. При этом целенаправленно в контроль за результатом выполнения задания включался зрительный анализатор: «Посмотри, твои пятки не наступили на ленту?». Ребенок вынужден оглянуться и тем самым овладевает приемом контроля за выполнением перепрыгивания уже через начерченные линии, ручеек.

В физической культуре оценка результата выполнения двигательного действия связана не только с завершением движения, но и с действиями от определенной линии, черты, заступ которой приводит к нулевому результату. Это характерно для бега, метания, прыжков. В 3-4 года дети нередко не придают значимости действий от условного места. Так, первоначально выполнение бросания мяча в корзину организовали от начерченной линии. Действия детей II младшей группы характеризовались созданием облегченных условий для достижения положительного результата, связанным с переступанием черты, игнорированием заданных условий. При повторном выполнении на черту положили палку и прикрепили ее. У всех детей бывшая ошибка исчезла. В дальнейшем предлагали действовать из обруча, от натянутого шнура, что привело к пониманию выполнения задания от обозначенного места, к восприятию линии как места начала действия. Тактильные ощущения явились ограничителем, свидетельствующим об ошибке. Проделанная работа привела к тому, что происходила не просто оценка результата, а оценка полученного результата в заданных условиях. Включение зрительного и тактильного анализаторов в контроль за местом начала физического упражнения быстро формирует понимание необходимости выполнения задания от обозначенного места. Оно успешно переносится в ситуации во время действия от условной линии при контроле только зрительным анализатором.

При подлезании контроль за результативностью ребенок осуществляет с помощью тактильных ощущений, присутствия или отсутствия прикосновения к препятствию. Но эти прикосновения нередко не ярко ощутимы, а при быстром выполнении младший дошкольник их не замечает и не осознает. Оценочная сторона действия меняется, когда контроль усиливается показаниями слухового анализатора. Объективная оценка проявлялась у младших дошкольников при первых подлезаниях под дугу с подвешенным колокольчиком, который своим язычком говорил о допущенной ошибке и молчал, если упражнение выполнено хорошо. На последующем выполнении подлезания в гости приходил «немой колокольчик», у него не было язычка или исключались его действия, но колокольчик подвешивался на дугу на прежнем месте. Перед детьми ставился вопрос: «А вы сами без колокольчика можете узнать, задели за него или нет?» Были отмечены уже привычные действия детей, но выполнялись они более осторожно. Для проявления объективной оценки потребовались повторения в течение двух-трех дней. К концу года дети свободно оценивали объективно правильность выполнения подлезания с участием только тактильного анализатора, если задевание за препятствие отчетливо проявлялось в ощущениях, и вступают в спор при легком касании. Нужна более тонкая фиксация нарушения. Таким образом, в формировании объективной оценки при подлезании следует опираться на показания слухового анализатора, развивать чувствительность тактильного анализатора и при необходимости включать в контроль и зрительный анализатор (покачивающийся шнур).

Многоразовое повторение приводит к автоматизации движений. Если различные анализаторы способствовали формированию нужных мышечных ощущений, соответствующих правильному выполнению двигательных действий, то при автоматизации движений контроль за действиями осуществляется на уровне выработанных мышечных ощущений. Так, если при поднимании рук в любом направлении (вперед, в стороны) ребенок первоначально контролирует правильность выполнения, уровень поднимания зрением, то по мере автоматизации движения в оценке и при выполнении он начинает опираться на мышечные ощущения. Точность передачи направления движения различными частями тела при выполнении общеразвивающих упражнений будет зависеть от того, на каких мышечных ощущениях базировалось выполнение. Поэтому в дошкольном возрасте важно формировать эталонную передачу направления при использовании общеразвивающих упражнений. Если педагог акцентирует внимание детей на точной передаче направления, то ребенок снова обращается к контролю зрением. Контроль за выполнением общеразвивающих упражнений и объективная оценка складываются в старшем дошкольном возрасте. В младшем дошкольном возрасте оценка правильности выполнения общеразвивающих упражнений базировалась на выделении какого-то качества объекта окружающей действительности (руки прямые – «качели железные, они не ломаются; полочка ровная, руки в стороны, чтоб мяч не скатился»). Благодаря автоматизации движений у детей появляется способность выполнять двигательные действия не только точно, но и быстро, слитно.

Контроль за правильностью действий при выполнении физических упражнений может осуществляться не только за конечным результатом, но и в некоторых заданиях оценка ведется в процессе выполнения. При выключении или нейтрализации одного анализатора из контроля за результативностью действий нагрузка на другой анализатор увеличивается и такая ситуация способствует развитию его функции. В приведенных заданиях выключение или ограничение работы зрительного анализатора из контроля за выполнением упражнения значительно активизируют работу тактильного анализатора в корректировании действий по ходу выполнения для успешного осуществления задания и повышают роль мышечных ощущений в достижении положительного результата.

Таким образом, обеспечение опоры на показания различных анализаторов позволяет сформировать объективную оценку решения двигательной задачи при выполнении физических упражнений уже в младшем дошкольном возрасте и значительно повышается эффективность овладения двигательными действиями.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: