Овладение организационными умениями в двигательной деятельности детьми младшего дошкольного возраста

В физическом воспитании дошкольников действующие программы отводят значимую роль развитию двигательной активности, которая влияет на повышение работоспособности различных органов и систем ребенка, её объем существенно сказывается на физическом развитии ребенка, его физической подготовленности. Двигательная активность дошкольника базируется на использовании пособий и физкультурного инвентаря.

Чтобы повысить интерес к физическим упражнениям, желание действовать, в первые дни пребывания в дошкольном учреждении организовали экскурсию в физкультурный зал, содержание которой было направлено на знакомство с мячами, их характерными свойствами и действиями с ними. Подойдя к корзине с большими мячами, дети правильно назвали пособие, но словесно обозначить действия с ним не смогли. На предложение поиграть с мячом дети выполняли бросание, других действий не наблюдалось. Организовали прокатывание по полу, привлекли внимание, что мяч круглый, гладкий, он катится, убегает от нас, активизировали при этом тактильные ощущения. Его можно бросать, он умеет прыгать. Все эти сведения сопровождали непосредственными действиями. Производимые физические упражнения увлекали всех детей. Когда сложили все большие мячи в свой «домик», подошли к корзине с маленькими мячами.

Дети сами установили разницу величины мячей, выделили общий признак – он тоже круглый и гладкий. Дети выполняли по своему усмотрению действия с маленькими мячами, они дублировали предыдущие движения. Положив маленькие мячи в свой «домик», подошли к корзине с пластмассовыми кубиками.

На вопрос: «Кто живет в этом домике?» правильный ответ дала незначительная часть детей. Был получен положительный ответ на вопрос: «Кубик можно прокатить, он катится?». Действия с ним не подтвердили предположение. Привлекли внимание детей к наличию у кубика углов, которыми он цепляется за ковер и не хочет катиться. Его можно только бросать, он не умеет катиться и прыгать.

«А вот в этой корзине лежат шарики деревянные, полиэтиленовые, как вы думаете они умеют катиться? Почему?»

Подобным образом строилась экскурсия по ознакомлению с гимнастической скамейкой длинной и короткой, широкой и узкой, сравнивалась трудность выполнения. Дети выполняли ползание на ладонях и коленях, прохождение, перелезание.

Детей познакомили с безопасным переносом крупных пособий: гимнастической скамейки, поролоновых матов, длинных досок, больших обручей.

При выполнении физических упражнений важен не только подбор пособий для определенных действий, но и их размещение. Для развития самостоятельности в создании условий к осуществлению двигательных действий привлекали младших дошкольников к выполнению поручений: построить дорожку из кубиков для обегания по условным меткам, используя наложение (поставь каждый кубик в свой домик – нарисованный круг, обозначенный крестик). При этом для сокращения времени на выполнение задания предлагали перенести корзину с кубиками к месту разложения, подчеркивали, что переносить её нужно вдвоем, держа за ручки. Расставляя кубики, чтобы не мешать друг другу, предлагали детям действовать с разных концов и соприкасались они только ближе к середине, При этом обращали внимание, что если кубики небольшие, то можно брать сразу два в каждую руку, а если раскладывали большие кубики, то захватывать один кубик двумя руками.

Включались поручения: расположить палки, косички, короткие шнуры на полоски, начерченные линии для перешагивания, перепрыгивания; разложить большие мячи в резиновые колечки для пробегания между ними. Дети приучались к постановке корзины, кегли, колпака в нарисованный круг, чтобы после того, как цель выбита, ребенок самостоятельно ставил её на место. Он действовал в следующей последовательности: приготовился, сбил, побежал за мешочком, а попутно цель нужно снова поставить в круг.

Подобные задания дети выполняли перед физкультурным занятием для выполнения физических упражнений, включенных в вводную часть, действовали они под руководством физрука. Так как выполнение двигательных заданий широко использовалось в повседневной жизни, то создавались благоприятные условия для приобретения опыта размещения пособий и оборудования всеми детьми. Прибегали для выполнения задания к объединению ребенка со взрослым; ребенка, владеющего умениями к размещению оборудования должным образом, и новичка.

В качестве ограничителя пространства при выполнении физических упражнений используются шнуры, канаты. Сначала учили детей раскладывать детские канаты по прямой (ходьба по канату боком), волнообразное расположение осуществляли взрослые. Ребенок брал один конец каната двумя руками, прижимал его к полу, а педагог за другой конец натягивал его. В следующий раз они менялись функциями. Постепенно дети привыкали к натяжению шнура одновременно.

Затем формировали умение делать из двух шнуров дорожку. Ребенок брал в каждую руку конец шнура, а дальше действия производились в той же последовательности что и при раскладывании каната. Но приходилось выполнять параллельные действия каждой рукой отдельно одновременно или поочередно. Ширина дорожки, место расположения кулачков определялось условными метками. Эти умения формировались через индивидуальные совместные действия со взрослым в повседневной жизни, а затем уже использовались на физкультурных занятиях. При необходимости, чтобы шнуры не сворачивались, к построению дорожки подключали еще одного ребенка, он клал заранее подготовленные мешочки с песком на концы шнуров перед кулачками натягивающих, прижимая шнур к полу.

Постепенно приучали детей сначала самостоятельно подготовить материал, а затем уже строить дорожку. «Нам нужно построить дорожку к мосту, по которой будут проезжать машины. Что нужно, чтобы построить дорожку? Из чего мы будем строить (шнуры, палки, косички, кубики)? Будем строить короткую или длинную дорогу? А ещё что нужно?» В следующий раз, построив дорожку, дети побуждались к определению: она широкая или узкая, как можно перемещаться по ней, а после этого приступали к действиям.

Каждый ребенок сейчас может свободно разместить свой обруч (домик в подвижных играх), чтобы ободок касался края ковра, полоски и т.д.

Совместная индивидуальная работа педагога с детьми, в парах, подгруппах позволила младшим дошкольникам овладеть организационными умениями по созданию условий для выполнения физических упражнений.

Проведенная работа помогла младшим дошкольникам овладеть способами переноса крупных пособий совместно со сверстниками, понять необходимость учета условных меток, обозначений, расширила умения ориентироваться при размещении оборудования, определять свое местонахождение относительно установленных объектов. Содержательнее стала и двигательная активность детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: