Если не можешь победить, присоединяйся

После то­го как ком­па­ния IBM прер­ва­ла ве­ли­кий эк­с­пе­ри­мент, по­ло­жив ко­нец про­ек­ту De­ep Blue, мой эн­ту­зи­азм в по­ис­ке но­вых при­ло­же­ний ком­пь­ютер­ных тех­но­ло­гий в шах­ма­тах не ис­сяк. Как упо­ми­на­лось в пя­той гла­ве, в 1998 го­ду я про­вел но­вый эк­с­пе­ри­мент: на сей раз лю­ди бо­ро­лись вмес­те с ма­ши­на­ми, а не про­тив них.

Гроссмейстеры в сво­ей иг­ре по­ла­га­ют­ся на со­че­та­ние опы­та и ин­ту­иции, под­к­реп­лен­ное ана­ли­зом и рас­че­та­ми. Ком­пь­юте­ры опи­ра­ют­ся на вы­чис­ли­тель­ную мощ­ность и ог­ром­ные ба­зы дан­ных с шах­мат­ны­ми де­бю­та­ми и окон­ча­ни­ями. В нас­то­ящее вре­мя наб­лю­да­ет­ся при­мер­ное рав­но­ве­сие меж­ду эти­ми фак­то­ра­ми: луч­шие ком­пь­юте­ры иг­ра­ют при­мер­но в та­кую же си­лу, как луч­шие грос­смей­с­те­ры. По ме­ре то­го, как рас­тет быс­т­ро­дей­с­т­вие мик­роп­ро­цес­со­ров, лю­ди на­хо­дят но­вые ухищ­ре­ния, вы­яв­ля­ющие сла­бос­ти ком­пь­ютер­ной иг­ры. Все приз­на­ют, что ма­ши­ны не­из­беж­но дол­ж­ны по­бе­дить в этой гон­ке. Но прой­дет еще не­ма­ло вре­ме­ни, преж­де чем луч­ший шах­ма­тист пла­не­ты в свой звез­д­ный час не смо­жет хо­тя бы в од­ном от­дель­но взя­том по­един­ке по­бе­дить луч­ший ком­пь­ютер.

Концепция «Advan­ced Chess» пред­с­тав­ля­ет со­бой наг­ляд­ный при­мер дос­то­инств и из­дер­жек сот­руд­ни­чес­т­ва меж­ду че­ло­ве­ком и ма­ши­ной. К че­му мо­жет при­вес­ти со­че­та­ние че­ло­ве­чес­кой ин­ту­иции и ком­пь­ютер­ных рас­че­тов на шах­мат­ной дос­ке? Что по­лу­чит­ся в ре­зуль­та­те - не­у­яз­ви­мый кен­тавр или не­ук­лю­жий монстр вро­де Фран­кен­ш­тей­на? По пра­ви­лам Ad­van­ced Chess два шах­ма­тис­та иг­ра­ют друг с дру­гом, ис­поль­зуя ком­пь­юте­ры. Пер­вый та­кой матч из шес­ти пар­тий я сыг­рал в июне 1998 го­да в Ис­па­нии с Ве­се­ли­ном То­па­ло­вым. Хо­тя я и про­вел оп­ре­де­лен­ную под­го­тов­ку к иг­ре в но­вом фор­ма­те, но матч был по­лон стран­ных сен­са­ций.

Все мы поль­зу­ем­ся ком­пь­ютер­ны­ми прог­рам­ма­ми при под­го­тов­ке и ана­ли­зе, по­это­му зна­ем, на что они спо­соб­ны и в чем зак­лю­ча­ют­ся их сла­бые сто­ро­ны. Но поль­зо­вать­ся шах­мат­ной прог­рам­мой во вре­мя иг­ры од­нов­ре­мен­но ув­ле­ка­тель­но и тре­вож­но. В пер­вую оче­редь, бла­го­да­ря дос­ту­пу к ба­зе дан­ных с нес­коль­ки­ми мил­ли­она­ми сыг­ран­ных пар­тий не нуж­но так силь­но нап­ря­гать па­мять в де­бют­ной ста­дии иг­ры. Но пос­коль­ку мы име­ли рав­ный дос­туп к од­ной и той же ба­зе дан­ных, пре­иму­щес­т­во все рав­но дол­ж­но бы­ло пе­рей­ти к то­му, кто пер­вым при­ме­нит удач­ную но­вин­ку.

В мит­тель­ш­пи­ле по­мощь ком­пь­ютер­ной прог­рам­мы оз­на­ча­ла, что боль­ше не нуж­но бо­ять­ся гру­бых так­ти­чес­ких прос­че­тов. Те­перь мож­но бы­ло сос­ре­до­то­чить­ся на глу­бо­ком пла­ни­ро­ва­нии, вмес­то точ­ных рас­че­тов, от­ни­ма­ющих так мно­го вре­ме­ни в обыч­ных шах­мат­ных пар­ти­ях. Опять-та­ки, пос­коль­ку мы оба поль­зо­ва­лись шах­мат­ны­ми прог­рам­ма­ми, все за­ви­се­ло от то­го, нас­коль­ко хо­ро­шо мы ис­поль­зу­ем их для про­вер­ки сво­их пла­нов и чей план ока­жет­ся бо­лее эф­фек­тив­ным. Как и в тот раз, ког­да я иг­рал про­тив De­ep Blue, в слу­чае ошиб­ки об­рат­но­го пу­ти не бы­ло. Ма­ши­на не про­ща­ет оши­бок и не де­ла­ет соб­с­т­вен­ных.

Довольно труд­но най­ти луч­ший спо­соб ис­поль­зо­ва­ния ма­шин­ных ре­сур­сов. Для ме­ня это был эк­с­пе­ри­мент с целью про­вер­ки дос­то­вер­нос­ти ком­пь­ютер­ных оце­нок. Прог­рам­ма мгно­вен­но по­ка­зы­ва­ет «луч­ший» ход, но ее ре­ко­мен­да­ции из­ме­ня­ют­ся при уве­ли­че­нии глу­би­ны ана­ли­за. Иг­рая с ком­пь­юте­ром, вы дол­ж­ны знать прин­цип ра­бо­ты прог­рам­мы так же хо­ро­шо, как гон­щик «Фор­му­лы-1» зна­ет свой бо­лид. Склон­ность ав­то­ма­ти­чес­ки сле­до­вать ма­шин­ной ре­ко­мен­да­ции, ес­ли она выг­ля­дит при­ем­ле­мой и не про­ти­во­ре­чит об­щим прин­ци­пам иг­ры, та­ит в се­бе опас­ность.

И в ре­аль­ной жиз­ни все на­ши пов­сед­нев­ные де­ла так или ина­че свя­за­ны с ис­поль­зо­ва­ни­ем все бо­лее слож­ных прис­по­соб­ле­ний. Мно­гие из нас уз­на­ют о ве­щах, ко­то­ры­ми мы пользуемся, лишь из крат­кой ин­с­т­рук­ции по эк­с­п­лу­ата­ции. Это край­не не­эф­фек­тив­ный спо­соб. Как час­то мы го­во­рим «на­вер­ное, это мож­но сде­лать луч­ше и быс­т­рее», а за­тем де­ла­ем все по-ста­ро­му?

Несмотря на пре­иму­щес­т­ва фор­му­лы «че­ло­век плюс ма­ши­на», мои пар­тии с То­па­ло­вым бы­ли да­ле­ки от со­вер­шен­с­т­ва, глав­ным об­ра­зом из-за уко­ро­чен­но­го кон­т­ро­ля вре­ме­ни. По этой при­чи­не к кон­цу иг­ры у нас на ча­сах поч­ти не ос­та­ва­лось вре­ме­ни на то, что­бы све­рять­ся с ком­пь­юте­ром. За ис­к­лю­че­ни­ем это­го не­дос­тат­ка, матч ока­зал­ся очень ин­те­рес­ным, и впос­лед­с­т­вии эк­с­пе­ри­мент был про­дол­жен в Ле­оне с учас­ти­ем дру­гих шах­ма­тис­тов. Ре­зуль­тат на­ше­го мат­ча с То­па­ло­вым то­же был весь­ма по­ка­за­те­лен: все­го лишь за ме­сяц до это­го я по­бе­дил бол­га­ри­на в обыч­ных «быс­т­рых шах­ма­тах» со сче­том 4:0, а борь­ба по сис­те­ме Ad­van­ced Chess за­вер­ши­лась со сче­том 3:3.

Дополнительным пре­иму­щес­т­вом это­го фор­ма­та бы­ло то, что ком­пь­ютер соз­да­вал жур­нал за­пи­сей всех ва­ри­ан­тов, рас­смот­рен­ных шах­ма­тис­та­ми во вре­мя иг­ры. Та­ким об­ра­зом, пос­ле пар­тии сох­ра­нял­ся «днев­ник мыс­лей» обо­их шах­ма­тис­тов, ин­те­рес­ный для наб­лю­да­те­лей и по­лез­ный в ка­чес­т­ве ма­те­ри­ала для под­го­тов­ки. Обыч­но во вре­мя иг­ры зап­ре­ща­ет­ся вес­ти за­пи­си, но в Ad­van­ced Chess име­ет­ся пол­ная кар­та пу­ти, мыс­лен­но прой­ден­но­го со­пер­ни­ка­ми от на­ча­ла до кон­ца пар­тии.

В 2005 го­ду прин­ци­пы Ad­van­ced Chess наш­ли свое под­лин­ное воп­ло­ще­ние в Ин­тер­не­те. На та­ких сай­тах, как Play-chess.com, про­во­ди­лись так на­зы­ва­емые «откры­тые» шах­мат­ные тур­ни­ры. Шах­ма­тис­ты мог­ли сос­тя­зать­ся по­оди­ноч­ке или це­лы­ми ко­ман­да­ми с дру­ги­ми шах­ма­тис­та­ми и ком­пь­юте­ра­ми. Прив­ле­чен­ные зна­чи­тель­ной по шах­мат­ным мер­кам сум­мой при­зо­вых де­нег, в со­рев­но­ва­нии учас­т­во­ва­ли це­лые груп­пы силь­ных грос­смей­с­те­ров, ос­на­щен­ные сра­зу нес­коль­ки­ми ком­пь­юте­ра­ми.

Сначала ре­зуль­та­ты ка­за­лись пред­с­ка­зу­емы­ми. Аль­янс «че­ло­век 4- ма­ши­на» брал верх да­же над са­мы­ми мощ­ны­ми ком­пь­юте­ра­ми. Мо­гу­чая шах­мат­ная ма­ши­на Hydra, соз­дан­ная, как и De­ep Blue, спе­ци­аль­но для иг­ры в шах­ма­ты, не мог­ла срав­нить­ся с силь­ным шах­ма­тис­том, ис­поль­зу­ющим срав­ни­тель­но ма­ло­мощ­ный лэп­топ. Про­тив­ник, со­че­та­ющий в се­бе стра­те­ги­чес­кое мыш­ле­ние че­ло­ве­ка и так­ти­чес­кую зор­кость ком­пь­юте­ра, ока­зал­ся не­у­яз­вим для шах­мат­ных ма­шин.

Но итог од­но­го из та­ких тур­ни­ров стал боль­шой не­ожи­дан­нос­тью. В нем по­бе­ди­ли два аме­ри­кан­с­ких шах­ма­тис­та-лю­би­те­ля, ко­то­рые поль­зо­ва­лись тре­мя ком­пь­юте­ра­ми од­нов­ре­мен­но. Их на­вы­ки «обу­че­ния» ком­пь­ютер­ных прог­рамм очень глу­бо­ко­му ана­ли­зу по­зи­ций эф­фек­тив­но про­ти­вос­то­яли боль­ше­му опы­ту и по­ни­ма­нию иг­ры со сто­ро­ны грос­смей­с­те­ров. Ком­би­на­ция «сла­бый шах­ма­тист + ма­ши­на + луч­ший ал­го­ритм при­ня­тия ре­ше­ния» ока­за­лась силь­нее мощ­но­го ком­пь­юте­ра и, что еще ин­те­рес­нее, ком­би­на­ции «силь­ный шах­ма­тист + ма­ши­на + худ­ший ал­го­ритм при­ня­тия ре­ше­ния».

Победители тур­ни­ра до­би­лись от­лич­ной ко­ор­ди­на­ции сво­их ос­нов­ных ре­сур­сов: они хо­ро­шо вла­де­ли сво­ими ин­с­т­ру­мен­та­ми и зна­ли на­илуч­шие спо­со­бы их ис­поль­зо­ва­ния. Ме­нед­жер ска­зал бы, что они выс­т­ро­или эф­фек­тив­ную ко­ман­ду из груп­пы сот­руд­ни­ков с прин­ци­пи­аль­но раз­ны­ми про­фес­си­ональ­ны­ми на­вы­ка­ми. Ко­ман­ду­ющий ар­ми­ей зна­ет, что хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ное под­раз­де­ле­ние одер­жит по­бе­ду над чис­лен­но пре­вос­хо­дя­щим, но пло­хо ор­га­ни­зо­ван­ным про­тив­ни­ком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: