Культурная революция в советской России

Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны. Государственные акты в области народного образования, которые были приняты после 1917 г.: 1) «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.); 2) «Основные принципы единой трудовой школы (октябрь 1918 г.); 3) ряд правительственных декретов.

Новая система образования строилась на демократических принципах: 1) единая трудовая школа; 2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование; 3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ; 4) бесплатное обучение; 5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей.

К 20-м гг. XX в. относится создание так называемых рабфаков – факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (был создан Институт красной профессуры).

Развитие народного образования в условиях индустриализации страны: 1) государство главным образом с началом индустриализации, а также в условиях нарастания военной угрозы вкладывало значительные средства в развитие точных и естественных наук, повышался материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых стороной; 2) индустриализация потребовала обученных, подготовленных рабочих, поэтому в 30-е гг. также произошли большие перемены. К концу второй пятилетки практически полностью была ликвидирована неграмотность, а к 1938 г. более 8 % рабочих имели образование 7 классов и выше; 3) повысилась тяга рабочих к знаниям, самообразованию, во многих рабочих квартирах стали появляться книги.

Развитие науки. Административно-командная система основное внимание уделяла цифровым показателям, в том числе и в области науки и культуры. В печати сообщалось о росте количества научных учреждений по сравнению с 1913 г. и числа научных работников в несколько раз. Хотя в действительности в эти годы в советской науке работали выдающиеся ученые и инженеры своего времени, а именно: И.П. Бардин, В.И. Вернадский, Г.О. Графтио, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др. Крупные фундаментальные работы проводились в Физико-техническом институте в Ленинграде, в 1934 г. была образована комиссия телемеханики и автоматики. Но общий уровень подготовки специалистов, особенно в начале 30-х гг., быстро снижался. В условиях массовых репрессий, начавшихся в стране против старой интеллигенции в конце 20-х – начале 30-х гг., главный упор был сделан на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров при снижении требований (в частности, отмена дипломных проектов).

Литература и искусство. В этот же период партийное руководство стало решать, что именно из произведений искусства необходимо и полезно народу. В результате процесс развития культуры был очень противоречивым. С одной стороны, впервые десятки миллионов людей разных национальностей имели возможность прикоснуться к родникам литературы, искусства, взяли в руки книги Пушкина, Гете, Шекспира, познакомились с произведениями народов СССР, приобрели свою письменность. Народ получил «Тихий Дон» М.А. Шолохова, книги А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.С. Макаренко, К.А. Паустовского, А.Н. Толстого, музыку С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.М. Баланчивадзе; картины и скульптуры В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, фильмы Г.Н. и С.Д. Васильевых, А.П. Довженко, архитектурные сооружения братьев Весниных, А.В. Щусева и др.

Но в то же время подвергалось гонениям творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, разрушались памятники архитектуры (храм Христа Спасителя), были уничтожены тысячи церквей, переписывалась история страны.

31. СССР и вторая мировая война.

Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 г., была вызвана рядом причин:

1) экономическими и политическими противоречиями;

2) борьбой за дальнейший передел мира;

3) агрессивной политикой фашистской Германии;

4) неумелыми действиями разобщенной Европы, считавшей большей угрозой для себя не нацизм, а коммунистическую идеологию.

В войне участвовало 61 государство, военные действия велись на территории Европы, Азии, Африки, США, Океании и на всех океанах. Общее количество солдат армий воюющих стран превысило 110 млн человек, число убитых составило по разным данным от 60 до 70 млн человек. Крупнейший за всю историю мировой конфликт, продолжавшийся 6 лет, стал самым разрушительным. Причиной этого было то, что в отличие от Первой мировой войны боевые действия были значительно более динамичны, широко использовалась военная техника (танки и самолеты), плацдармом военных действий стали огромные территории.

Первым этапом войны стал захват Польши (в соответствии с германским планом «Вайс»). Несмотря на то что 3 сентября Великобритания и Франция, а также их колониальные владения объявили войну Германии, уже через две недели польская армия была разбита.

Следующий период войны характеризовался некоторым затишьем и получил название «странная война» по той причине, что военные действия в то время практически не велись. Широкомасштабное наступление в Западной Европе началось в соответствии с планом «Везерюбунг» только 9 апреля 1940 г. Были оккупированы Дания и Норвегия, а затем 10 мая 1940 г. германская армия вторглась на территорию Бельгии и Голландии, которые капитулировали, соответственно, 28 и 14 мая. В это же время началось вторжение во Францию. Основная часть англо-французской группировки была эвакуирована в Англию в район Доккера, а 22 июня 1940 г. в Компьенском лесу было заключено франко-германское перемирие. Италия, вступившая в войну 10 июня, начала наступление в Сомали против английских войск. Против Англии действовал план «Морской лев», который предусматривал массированные бомбардировки и подготовку десантной операции на Британские острова. К лету 1941 г. Германия и Италия оккупировали 12 стран, установив контроль над значительной частью Европы. Одновременно, с июля 1940 г., разрабатывался план войны против СССР под названием «Барбаросса».

С самого начала войны началось тесное взаимодействие Советского Союза с правительствами союзных стран. Так, 12 июля 1941 г. был сделан первый шаг на пути создания антигитлеровской коалиции – заключено советско-английское соглашение о совместных действиях в войне. Официально коалиция начала свое существование в январе 1942 г. после подписания в Вашингтоне представителями 26 государств Декларации объединенных наций (в дальнейшем к ней присоединилось еще более 20 стран). В октябре 1941 г. было подписано соглашение об англо-американских поставках в нашу страну продовольствия и военной техники, дополненное в июле 1942 г. соглашением с США о помощи по лендлизу. Главной проблемой во взаимоотношениях СССР, США и Англии был вопрос об открытии второго фронта в Западной Европе, которое произошло лишь в июле 1944 г. (если не считать высадки на Сицилии и в Южной Италии в 1943 г.). На конференциях «Большой тройки» в Тегеране (ноябрь 1943 г.), Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль-август 1945 г.) планирование военных действий постепенно переросло в обсуждение принципов устройства послевоенного мира. В соответствии с договоренностью, достигнутой в Ялте, СССР принял участие в завершающей фазе Второй мировой войны, объявив 8 августа 1945 г. войну Японии. После успешного наступления на Дальнем Востоке, а также атомной атаки США на японские города японское правительство 10 августа начало переговоры. В результате 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии, официально завершивший Вторую мировую войну.

СССР внес основной вклад в дело избавления мира от фашистской угрозы, заплатив за это колоссальными человеческими и материальными потерями. Одним из основных итогов войны стала новая мировая геополитическая структура, выведшая Советский Союз в разряд сверхдержав. В противовес СССР лидером западных демократий стали США, превратившись во вторую сверхдержаву. Таким образом, сформировалась биполярная система мира, определявшая политические курсы двух великих держави их союзников. Созданная на заключительном этапе войны Организация Объединенных Наций была в дальнейшем отодвинута на второй план военно-политическим блоками сверхдержав:

1) возникшей в 1949 г. Организацией Североатлантического договора (НАТО);

2) Организацией Варшавского договора (ОВД), оформленной в 1955 г.

Противостояние и локальные конфликты между этими блоками определили политику холодной войны на ближайшие 40 лет.

32. Великая Отечественная война и её народный характер.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. Согласно плану «Барбаросса» военные силы разделились на три основные группы армии: «Север», «Центр», «Юг».

На базе приграничных округов были созданы:

1) Северный фронт (М. М. Попов);

3) Северо-Западный фронт (Ф. И. Кузнецов);

4) Западный фронт (Д. Г. Павлов);

5) Юго-Западный фронт (М. П. Кирпсон);

6) Южный фронт (И. В. Тюленев).

Основой германского плана была молниеносная война – блицкриг. Согласно этому плану к зиме 1941 г. предполагалось выйти на линию Архангельск– Волга – Астрахань. Ход Великой Отечественной войны можно условно подразделить на 4 основных этапа:

1) первый этап – начало войны, ноябрь 1941 г. – характеризуется отступлением Красной армии. Стратегическая инициатива находилась в руках немецкого командования (немцы заняли Прибалтику, Молдавию, Украину, Беларусию, блокировали Ленинград и подступили к Москве);

2) второй этап (декабрь 1941 – ноябрь 1942 г.) – неустойчивое равновесие сил. В мае 1942 г. германские войска перешли в контрнаступление и согласно новому стратегическому плану летом 1942 г. вышли к Кавказу и Сталинграду. Сталинградская битва (17 июля – 18 ноября) завершилась окружением свыше 330 тыс. войск противника;

3) третий период Великой Отечественной войны (19 декабря 1942 – 31 декабря 1943 г.) – переход стратегической инициативы к Советскому Союзу. В ходе сражения на Курской дуге (июль-август 1943 г.) вермахт потерял свыше 500 тыс. человек, 3 тыс. орудий, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, что означало крах германской наступательной стратегии. После победы под Курском началось мощное наступление Красной армии на фронте протяженностью до 2 тыс. км;

4) четвертый период (1944 г. – 9 мая 1945 г.) – в январе 1944 г. была полностью снята блокада Ленинграда. В ходе начавшейся 23 июня операции «Багратион» освобождена большая часть Белоруссии. Успешные действия в Польше позволили советским войскам уже к 29 января 1945 г. вступить на территорию Германии.

Завершающей операцией Великой Отечественной войны стало взятие Берлина. 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая освободили Прагу.

33. Трудности восстановления страны в условиях «холодной войны».

После окончания Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному труду. Основные проблемы послевоенного времени: 1)демобилизация армии: из 11,5 млн военнослужащих в 1945–1946 гг. было уволено в запас около 8,5 млн человек, которых необходимо было обеспечить жильем, что в разоренной стране являлось неразрешимой задачей. Большое количество населения в послевоенные годы проживало в бараках; 2) необходима была срочная конверсия (перевод экономики на мирные рельсы), которая не могла не привести к спаду промышленного производства. Восстановления требовали предприятия южной металлургической базы, которые находились на оккупированной фашистами территории Украины. Переход страны на мирные рельсы осуществлялся с помощь следующих мероприятий.

1. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточивались в руках СНК (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР).

2. Уже в августе 1943 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Значительная часть восстановительных работ была проделана к концу войны.

3. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и дальнейшего развития хозяйства на 1946–1950 гг., согласно которому: планировалось в народно-хозяйственном развитии достигнуть довоенного уровня, а затем и превзойти его в значительных размерах; предусматривалось первоочередное развитие отраслей тяжелой промышленности; одним из условий выполнения плановых заданий считалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

Главным источником восстановления страны, как и победы в войне, стал беззаветный энтузиазм советского народа: 1) за годы первой послевоенной пятилетки (1946–1950 гг.) было восстановлено и построено вновь 6200 промышленных предприятий; 2) в 1948 г. был достигнут довоенный уровень промышленного производства; 3) в 1950 г. уровень довоенного производства был превзойден на 73 %; 4) развернулось вновь стахановское движение. Так, например, токари Г. Бор-ткевич и П. Быков показали пример скоростных методов работы; 5) экономика страны и после войны не утратила милитаристской направленности: советское правительство и на новом этапе постоянно готовилось к войне за выживание в капиталистическом окружении; 6) руководство страны и лично И.В. Сталин проявляли к развитию военной промышленности и связанным с ним научным исследованиям большое внимание. Курировать работы по созданию ядерного оружия (под руководством академика И.В. Курчатова) было поручено лично Л.П. Берия; 7) первое испытание советской атомной бомбы произошло в 1949 г. на полигоне в Семипалатинске; 8) в 1947 г. произошло испытание первой советской баллистической ракеты, которая была разработана под руководством С.П. Королева.

Удовлетворение материальных потребностей людей, как и в довоенные годы, отодвигалось руководством страны на второй план. Но уже в 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары. Ее отмена, ускоренная правительством с пропагандистскими целями, немногим облегчила дело: средняя зарплата трудящихся была низкой, а в магазинах процветала дороговизна. Для преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа.

Деревня, как и в довоенное время, оставалась источником для выкачивания средств, которые получало государство за счет практически неоплачиваемого труда колхозников. В 1946–1947 гг. вследствие засухи наблюдался плохой урожай зерна. Деревня оказалась охвачена голодом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: