double arrow
F98.5 Заикание (запинание)

Характеристика состояния

Заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи. Клинические проявления заикания сводятся к расстройствам плавности, слитности речи, темпо-ритмической организации. Они имеют форму специфических запинок, обусловленных судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Кроме того, для заикания важным является нарушение коммуникации, что приводит к психогенному изменению личности больного.

Заикание встречается у 2 - 4% лиц детского возраста, чаще страдают мальчики. Возникает заикание чаще в возрасте 2 - 5 лет, в период становления речи. В возникновении заикания играют роль экзогенные, эндогенные и социальные факторы. Определенную роль играет личностная предрасположенность.

Заикание может иметь как острое психогенно-реактивное, так и постепенное начало. Внешним симптомом заикания являются тонические или клонические судороги, возникающие в органах речи больного. В зависимости от локализации судорог, различают артикуляторную, голосовую и дыхательную формы заикания. При заикании могут иметь место насильственные движения чаще в области мышц лица. Затруднения в речевой моторике могут сопровождаться сопутствующими движениями (постукивание, подергивание головой, корпусом и т.д.). Отмечается общее напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство т.п. В дальнейшем у заикающихся формируются психические особенности, проявляющиеся в страхе речи, сложностях общения, логофобии.




Логофобия, как правило, не зависит от тяжести заикания, а является индивидуальной патологической эмоциональной реакцией пациента на дефект речи. Фиксированность на дефекте является одним из основных факторов, усиливающим его.

Различают 3 степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая. Степень тяжести заикания оценивается не только по степени проявления речевого дефекта, но и в зависимости от степени выраженности логофобии, фиксации на дефекте, приводящих к нарушению коммуникативной функции речи и социальной адаптации. По течению заикания выделяют: постепенное, волнообразное, рецидивирующее.

Условия лечения

Лечение детей с заиканием может проводиться в амбулаторно-поликлинических условиях, в условиях дневного стационара, в логопедических группах специализированного детского сада или санатория, реже - в условиях стационара.



Перечень необходимых обследований:

- расширенное логопедическое обследование;

- осмотр психиатра;

- психотерапевтическая беседа;

- обследование психолога;

- обследование невролога.

Дополнительно:

- консультация педиатра;

- сурдолога;

- ЭЭГ;

- Эхо-ЭГ;

- аудиограмма.

Лечебные мероприятия зависят от степени тяжести дефекта и наличия логофобии.

Принципы терапии

Комплексные мероприятия включают совместные логопедические, психотерапевтические, музыкально-ритмические занятия, лечебно-медикаментозные мероприятия, работу с родителями.

Показания к индивидуальным логопедическим занятиям являются:

- заикание у детей до 4-х лет;

- заикание средней и высокой степени тяжести;

- заикание любой степени, но с выраженной логофобией и фиксацией на дефекте.

Индивидуальный логопедический курс рассчитан ориентировочно на 45 занятий. В последующем возможен поддерживающий курс до 30 индивидуальных занятий или курс групповых логопедических занятий.

Рекомендован курс логоритмических занятий.

Индивидуальные логопедические занятия предполагают обязательное медицинское наблюдение (1 - 5 раз за курс), психотерапевтические занятия с родителями (1 - 5 за курс).

Наряду с индивидуальным эффективным является и групповой метод лечения.

Показаниями к групповым занятиям являются:

- частичная компенсация речевого дефекта на индивидуальных занятиях;

- заикание средней, легкой степени у детей старше 4-х лет, не имеющих противопоказания для занятий в группе.

Число детей в группах:

4 - 6 лет - до 6 детей;

7 - 10 лет - до 7 - 8 детей;

10 - 13 лет - до 10 детей.

Комплексная реабилитация включает:

1. Групповые логопедические занятия по специально разработанным программам. Курс - 30 - 45 занятий.

2. Логоритмические занятия, целью которых является развитие ритмической организации речи и движений. Курс - 20 - 30 занятий.

3. Психологические занятия, направленные на развитие социальной адаптации у детей и подростков. Курс - 20 - 30 занятий.

4. Психотерапевтические занятия с родителями и детьми, целью которых является формирование здоровой личности ребенка. Курс - от 5 до 30 занятий.

5. У детей с 10 лет используется метод групповой релаксации. Курс - 10 - 20 занятий.

Лечебные мероприятия включают следующие моменты:

- медикаментозное лечение, которое проводится дифференцированно и включает общеукрепляющую, седативную и посиндромную терапию;

- физиотерапевтические процедуры - электрофорез, электросон и т.п.;

- массаж, ЛФК;

- общегигиенические рекомендации и мероприятия - правильный режим, нормализация дневного и ночного сна и т.п., организация охранительного режима.

Методы групповой психотерапевтической и психокоррекционной работы отличаются значительным разнообразием. Психологическая коррекция направлена на все основные стороны личности заикающегося - познавательную, эмоциональную, поведенческую. Важным моментом в лечение заикания является работа психиатра, психотерапевта, психолога, особенно в форме семейной психотерапии. Показания и курс семейной психотерапии определяет специалист.

Длительность лечения

Срок ведения больного вариабелен. Целесообразно после основного курса амбулаторного и стационарного - 4 - 8 недель, проведение поддерживающего курса или амбулаторное (катамнестическое) наблюдение 3 раза в год, которое включает в себя осмотр логопеда, психолога, психиатра, чаще при самостоятельном к ним обращении.

Ожидаемые результаты лечения

Улучшение речевого статуса, расширение коммуникативных возможностей, ликвидация признаков девиации личности, расширение адаптационных возможностей.






Сейчас читают про: