апреля 1905 г -- указ о свободе вероисповеданий

27 июля 1905 г. Святейший Синод разослал епархиальным архиереям запрос, какие реформы в области церковного управления представляются желательными, сделав их таким образом предметом обсуждения всей Церкви.

19 октября 1905 г., через два дня после обнародования манифеста от 17 октября, Победоносцев получил высочайший рескрипт об увольнении его от должности обер-прокурора Святейшего Синода.

17 декабря император высказал 3-м митрополитам свое желание созвать Поместный Собор Всероссийской Церкви - для подготовки необходимых церковных реформ.

14 января 1906 г. Святейший Синод постановил образовать для этой цели специальный комитет, который возглавил митрополит Антоний (Вадковский). Но созыв Поместного Собора все время откладывался на неопределенный срок под одним и тем же предлогом — ввиду «переживаемого ныне тревожного времени».

Серафим (глаголевкий) 1814 году пожалован званием члена Святейшего Синода, в 1819 году назначен Митрополитом Московским, а 19 июня (2 июля) 1821 года переведен в Санкт-Петербург.

В своей епархиальной деятельности владыка Серафим отличался заботами о подъеме проповедничества, об исправном совершении богослужений, о поднятии нравственной среды духовенства, о духовно-учебных заведениях. Большая заслуга принадлежит Митрополиту Серафиму в борьбе с получившим в то время большое распространение мистицизмом.

Митрополит Серафим известен и как духовный писатель. Ему принадлежит исследование доказательств бытия Божия на латинском и русском языках, изданных в 1789 г., и четыре "

Митрополи́т Мака́рий (Булга́ков; 18169 июня 1882) — епископ Православной Российской Церкви, знаменитый историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 — митрополит Московский и Коломенский. учёный, автор капитальных трудов в области богословия и истории. Его главный исторический труд — «История Русской Церкви» в 12 томах двухтомный труд «Православно-догматическое богословие» и «Введение в православное богословие».

Митрополит Инноке́нтий (1797 — 1879) — епископ Православной Российской Церкви; с 5 января 1868 года митрополит Московский.

Стал первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов.труды на русском, алеутском и тлингитском языке

48. Церковь в эпоху Николая I. Присоединение униатов и попытки «искоренить раскол». Устав духовных консисторий. Митрополит Филарет Дроздов.

Реакция на враждебных православию сект и масонских кругов имела казенно-охранительный характер. Свт. Филарет (Дроздов) назвал этот поворот «обратным ходом ко временам схоластическим». Новый курс - митр. Петербургский Серафим (Глаголевский) и Киевский Евгений (Болховитинов ). После закрытия Библейского об-ва ревнители «обратного хода» добились прекращения переводом Библии на русский язык. Некоторое время воспитанникам военно-учебных заведений запрещалось читать Библию «в предотвращение помешательства».

Усилилась духовная цензура. В Свод законов 1832-го и 1857 гг. - статьи, направленные против сект, и наказания за принадлежность к ним. -против «оккультного» мистицизма, ревнители «обратного хода» с недоверием к аскетическим творениям святых отцов — Макария Великого и Исаака Сирина.

С.Д. Нечаев (1833-1836) – провел ревизии в духовных консисториях. Он установил контроль над финансами Синода и подготовил присоединение к Русской Православной Церкви униатов.

Н. А. Протасов (1836–1855) – сторонник моноконфесс. гос-ва, отрицательно относившийся к политике широкой веротерпимости, проводившейся при Екатерине II и Александре I. он смотрел на Церковь прежде всего с т. зр. государственного интереса, государственной пользы.

1836 – учреждение особой канцелярии обер-прокурора, которая должна была решать все дела церковного управления. Канцелярия была поделена на департаменты с директорами и обер-секретарями. Н. А. Протасов скоро подчинил себе учреждения, находившиеся прежде в ведении самого Синода. При Протасове в связи с общим изменением церковно-политического курса-? о пересмотре уставов 1814 г. Однако Комиссия духовных училищ, -не поддержала последнего. Тогда Протасов распустил комиссию, и 1839 учреждено Духовно-учебное управление – как служебное подразделение, подчиненное обер-прокурору.

1836 – создан Хозяйственный комитет, подчинявшийся обер-прокурору

По замыслу Протасова следовало понизить образовательно-культурный уровень духовных школ, курс наук необходимо приспособить к условиям сельской жизни. Против - Филарет, поэтому план крайнего «опрощения» среднего духовного образования осуществить вполне не удалось. Тем не менее «Новые правила» преподавания в семинариях, введенные в 1840 г., значительно сократили число общеобразовательных предметов в семинариях.

1841 – Устав духовных консисторий. Епархиальные консистории являлись совещательными и исполнительными органами при епархиальных архиереях. Члены консисторий назначались архиереями из числа наиболее заслуженных священников. Кроме них в консисторских штатах состояли светские чиновники во главе с секретарем, которого назначал и увольнял обер-прокурор. Любое решение епархиального архиерея могло быть опротестовано секретарем, и в этом случае его исполнение приостанавливалось.

Присоединение униатов:

В нач. XIX в. на западе России среди униатов усилилась тенденция к возвращению в православие. При Александра I правительство благожелательно относилось к католической Церкви. В западных губерниях орден иезуитов создавал школы. Действия иезуитов носили настолько агрессивный характер, что в 1816 Александр I издал указ об изгнании иезуитов из Петербурга, а в 1820 — о прекращении деятельности ордена в России, были иезуитские школы, в т. ч. и Полоцкая академия. При Николае I, после усмирения польского восстания 1830–1831 гг., охватившего значительную часть Белоруссии и Украины, воссоединение униатов стало наконец одной из целей государственной политики. Инициатором митр. Литовский Иосиф (Семашко).

В 1829 г. Иосиф был хиротонисан в униатского епископа Мстиславского. По убеждениям он был православным человеком и тяготился своим униатством. В кон. 1827 г. он подал государю докладную записку «Соображения главного управляющего духовными делами иностранных исповеданий» с описанием бедственного положения униатской Церкви, порабощенной польским католицизмом, и с проектом воссоединения. Николай I благожелательно отнесся к этому плану. По предложению Иосифа (Семашко), указом правительства униатский департамент был отделен от Римско-католической коллегии и преобразован в самостоятельную Греко-униатскую коллегию. Попечением коллегии в Жировицах открылась семинария, устав и учебные программы которой совпадали с православными семинариями. Униатам было запрещено поступать в католическую Виленскую семинарию.

После польского восстания 1830 базилианские мон-ри, большей частью поддерживавшие восставших, были подчинены униатским епархиальным властям и очищены от римо-католиков. Часть мон-рей была закрыта, часть передана православным. В 1831 г. православной Церкви передан был Почаевский Успенский мон-рь, который с 1833 г. стал лаврой, центром православия на Волыни и на всем западе России.

В 1835 в Петербурге для подготовки соединения был учрежден Секретный комитет по униатским делам в составе Московского митр. Филарета (Дроздова), еп. Иосифа (Семашко), митр. Иосафата (Булгака), обер-прокурора С. Д. Нечаева (1833–1836) и министра внутренних дел Д. Н. Блудова.

Дела униатской Церкви были переданы из ведения Министерства внутренних дел обер-прокурору Синода, униатские семинарии, подобно православным, подчинены Комиссии духовных училищ. Тем временем в униатских приходах умножилось число переходивших в православие. В 1833–1837 гг. в отеческую веру вернулось до 150 тыс. белорусов и украинцев.

12 февраля 1839, в неделю Торжества Православия, в Полоцке состоялся Собор униатского духовенства во главе с тремя архиереями и с участием православного Полоцкого еп. Исидора (Никольского). Собор составил торжественный акт о присоединении. На двух заседаниях Святейшего Синода, 6 и 23 марта, акт был утвержден, а 25 марта подписан Николаем I. Число воссоединенных превышало 1,6 млн. христиан. После воссоединения произошло слияние православных епархий с бывшими униатскими.

LT и EST:

В 30-х гг. XIX в. в 1836 г. в Риге было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, викарием которой 15.09.1836 был назначен еп. Иринарх (Попов). При нем, а особенно при его преемнике еп. Филарете (Гумилевском), в Ригу к архиерею приезжали тысячи крестьян с заявлениями о желании присо-единиться к православной Церкви. В 40-х гг. более 100 тыс. латышей и эстонцев обратились в православие. В Риге было устроено православное духовное училище.

Еп. Филарет открывал новые приходы, устраивал школы с преподаванием на местных языках, защищал новообращенных эстонцев и латышей от их помещиков-лютеран, крайне встревоженных укреплением православия. Немецкая партия при императорском дворе, сломив сопротивление гр. Протасова, добилась от Синода распоряжения о том, чтобы при принятии лютеран в православие соблюдалась сугубая осторожность и постепенность. В 1845 г. остзейские бароны исходатайствовали распоряжение об обязательном шестимесячном сроке между подачей заявления о переходе в православие и самим присоединением. В 1848 г. немцы добились удаления еп. Филарета из Риги. Его преемник преосв. Платон (Городецкий), при котором в 1850 викариатство было преобразовано в самостоятельную Рижскую епархию, действовал более осторожно и дипломатично и добился упрочения позиций православия и в Прибалтике.

Преследование раскольников:

Вероисповедная политика, особенно резко отражалась на положение раскольников и сектантов. В 40-х годах духоборцы, молокане и другие сектанты массами выселялись в Закавказье и в Восточную Сибирь; некоторые из них сдавались в солдаты. В преследовании раскольников и сектантов соперничали между собой три ведомства: 3-е отделение собственной Его Величества канцелярии, ведомство православного вероисповедания, с обер-прокурором Святейшего Синода графом Протасовым во главе, и Министерство внутренних дел. Местные власти - полиция и священники, считали раскольников и сектантов, одной из главных своих доходных статей.

Систематический характер преследования приняли в 1837 г., когда все виды раскола и секты разделены были на 3 категории: менее вредных, к которым причислялись раскольники, приемлющие священство, вредных, к которым причислялись беспоповцы, признающие брак и молящиеся за царя, и вреднейших, к которым причислялись раскольники, не признающие брака и не молящиеся за царя, а также все сектанты, начиная с духоборцев и молокан, и кончая, хлыстами и скопцами.

Число раскольников и сектантов, как выяснилось из официальных расследований, произведенных в 40-х годах под руководством Надеждина, постоянно возрастало и раз в 10 превышало в действительности то число их, которое значилось на бумаге, несмотря на то, что дети раскольников и сектантов, не признающих брака, считались незаконнорожденными и отнимались у родителей, причем мальчики записывались в кантонисты, а девочки помещались на попечение приказов общественного призрения. У раскольников, приемлющих священство, подвергалось преследованию их духовенство, состоявшее в значительной мере из беглых православных попов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: