Кризис 7 лет. Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка (Л

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович, 1988).

• Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

• Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

• Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

• Происходит обобщение переживаний.

• Возникает внутренняя жизнь ребенка.

• Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

Выводы

1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

3. Центральное личностное новообразование этого периода – соподчинение мотивов и развитие самосознания.

4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.

5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.

6. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы психологические особенности самосознания ребенка дошкольного возраста?

2. Как происходит половая идентификация в дошкольном возрасте?

3. Каковы особенности развития мотивов в дошкольном возрасте? Что представляет собой иерархия мотивов?

4. Как происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания?

Темы для рефератов

1. Взаимоотношения в семье – фактор формирования личности ребенка.

2. Структура и динамика развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

3. Влияние взаимодействия в диаде «мать – ребенок» на формирование самосознания дошкольника.

4. Половые особенности субъективного восприятия «Я» в дошкольном возрасте.

5. Развитие эмоциональной децентрации в дошкольном возрасте.

Литература для аннотирования

1. Димитров И. Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – 1979. – 19 с.

2. Карандашев Ю. Н. Самосознание личности и развитие произвольных функций в дошкольном возрасте // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 3–10.

3. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 432 с.

4. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 238–284.

5. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. – 264 с.

6. Сенько Т. В. Успех и признание в группе: Старший дошкольный возраст. – Мн.: Народная асвета, 1991. – 112 с.

• Финькевич Л. Ф. Формирование личности дошкольников в их совместной деятельности со сверстниками // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 17–25.

• Wylie Ruth C. Mothers' attributions to their young children // Self and identity: Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1987. – Р. 77–91.

9. Aboud E. F., Ruble D. N. Identity constancy in children: Developmental processes and implications // Self and identity / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1984.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: