Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника

Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонтьев, – ядро личности (1977). В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких оценок. Другие широкие социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получить образование («быть грамотным», – как говорят дети) и т. п. – тоже осознаются учениками. Но они остаются только «знаемыми» (по А. Н. Леонтьеву) мотивами. Оценка – реально действующий мотив.

Формируются ценностные ориентации. Они берутся от взрослых, главным образом усваиваются в семье. Ценностные ориентации успевающих школьников направлены на интерес к предмету. У неуспевающих школьников – на внешние атрибуты учебы.

Чаще интересы имеют выраженный внешний характер. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе сложные учебные предметы. Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он узнал, понял, чему-то научился, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Чаще интересы имеют выраженный внешний характер (привлекает новизна, игровые элементы и др.).

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами – наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации, характерной для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями, которая побуждает ученика выделяться на пределе своих возможностей, работоспособности и трудолюбия, искажает нравственную направленность личности детей.

Таблица 41


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: