Внешние и внутренние факторы личностного развития

Для успешного решения проблем формирования личности необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания и обучения, как происходит ее развитие, и какими должны быть теоретические и методические подходы к ее формированию в специально организованных условиях. Данная проблема имеет различные аспекты и рассматривается различными науками: возрастной физиологией, анатомией, социологией, психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного и разностороннего развития личности в процессе обучения и воспитания.

Для педагогики характерно рассмотрение проблемы развития личности с точки зрения взаимоотношений между воспитанием и развитием. Существенное значение имеет, прежде всего, уяснение самого понятия «личность».

В общем развитии человека обычно просле­живаются две взаимосвязанные линии: биологичес­кая и социальная. Это хорошо видно при наблюде­нии за процессом развития человека с момента его рождения. Ребенок рождается как биологическое существо и не имеет никаких социальных качеств. При взрослении у ребенка происходит развитие биологических задатков и свойств - так происходит его функциональное созревание, и в дальнейшем формируется человек. Развивается скелет, мускулатура, внутренние органы и психологическая система.

Параллельно с процессом биологического развития человека происходит приобретение им определенного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо, живущее среди других людей. Так постепенно ребенок начинает реагировать на близких родственников, овладевает речью, начинает ходить, приобретает навыки общения и поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности.

Будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые как раз и характеризуют его общественную сущность. Поэтому человек рассматривается в педагогике как биосоциальное существо. Понятие «человек» объединяет в себе и биологические, и социальные (общественные) свойства и качества.

Нетрудно видеть, что понятие «личность» включает только социальные свойства и качества человека, к которым, как правило, относятся сознание, речь, привычки и т.д. Биологические характеристики человека (психологические, физиологические) в данное понятие не входят. И, как отмечает И.Ф. Харламов, свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами.

Под понятием «личность» будем понимать общественную сущность человека и обозначать совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя. К таким свойствам и качествам относятся мотивы, направленность, мировоззрение, характер, мышление и др. У одних людей эти качества могут быть выражены более ярко, у других слабее. Наличие тех или иных социальных свойств и качеств говорит о готовности того или иного человека к жизни в обществе.

В этом случае можно также говорить и об уровне готовности в зависимости от сформированности личностных качеств. Так, если подросток физически и психически развит, но не имеет сформированных личностных качеств, то вряд ли его будет отличать правильное, адекватное поведение в обществе. Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших критериев личности относил разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность.

Характеристика понятий «человек» и «личность» часто дополняется понятием «индивидуальность», которая характеризует отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Как правило, индивидуальность определяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Для полноты характеристики человека как общественного существа нельзя обойти также понятие «индивид», которое в переводе с латинского означает «единичность». Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

Мы рассмотрели понятие«личность» и связанные с ним родственные научные категории. Как уже отмечалось, личностные качества развиваются и формируются прижизненно, поэтому для педагогики важное значение имеет раскрытие самих понятий «развитие» и «формирование», а также их взаимоотношений.

В начале данной главы уже было дано определение понятию «развитие» как процессу количественных и качественных изменений, которые происходят при биологическом и социальном созревании человека. Формирование - это специально организованный процесс приобретения конкретных личностных свойств и качеств в определенных условиях. Формировать* - значит придавать определенную форму, законченность.

Таким образом, формирование в отличие от развития представляет его результат на определенном этапе становления личности, а результат понимается как конкретный количественный параметр, например, готовность человека к определенной деятельности. При этом развитие выступает как общая цель, формирование – как текущий процесс достижения цели, а уровень готовности – диагностируемый результат развития человека на определенном этапе его формирования.

Так, например, подросток в соответствии с поставленной педагогической целью обеспечения социального развития прошел процесс формирования личностных качеств и достиг такого уровня готовности, когда он просто знает о конкретных личностных качествах (гуманизм, демократизм и т.п.), но они у него не закрепились, и он не может воспроизвести их в отношениях с другими людьми. Когда же эти качества закрепились и проявляются в общении с другими людьми - это другой уровень готовности к общению в социуме.

Одним из понятий, характеризующих взаимодействие человека с обществом, является понятие «социализация». В педагогике социализация рассматривается как процесс, в ходе которого личность примеряет на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными (В.А. Сластенин). Через эти роли личность имеет возможность проявить и раскрыть себя. О достаточном уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично.

Человек как общественное существо развивается целиком по социальной программе, заданной обществом, и источник формирова­ния личности находится не внутри, а вне ее. Правда, при этом нельзя абстрагироваться от биологической природы человека, так как он наделен определенными природными задатками и способностями, которые также оказывают влияние на социальное развитие человека. Укажем основные положения, определяющие биологическое влияние на развитие человека.

Для формирования человека как общественного существа большое значение имеет его природная способность к развитию. Это означает, что ребенок в состоянии освоить речь, прямохождение, нормы и правила поведения и т.д., т.е. все то, что в конечном итоге делает его личностью. Биологическое в формировании человека сказывается также в том, что у него имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности (музыкальный слух, способность к поэзии, феноменальная память, особые физические свойства и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда, а также влияют на их личностное формирование.

Таким образом, биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но при этом следует понимать, что биологическая подструктура личности не противоречит ее социально обусловленной подструктуре, т.е. в конечном счете развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия.

Одним из наиболее мощных факторов, оказывающих влияние на личностное развитие человека, является воспитание. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом, биологические задатки, среда и воспитание являются главными факторами развития и формирования личности (рис.20). Каково же влияние каждого из данных факторов в соотношении с другими? Среда воздействует на развитие личности в известной мере стихийно и пассивно, выступая как потенциальная возможность развития. Так, если необходимая среда имеется, то это еще ничего не гарантирует в обеспечении задач, связанных с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание (образование).

 

 

Рис. 20. Факторы, определяющие развитие личности

То же самое можно сказать и о творческих задатках человека. Для того, чтобы эти задатки проявились, необходимы определенные социальные условия и определенный уровень развития общества, а также и соответствующее воспитание (образование).

Таким образом, можно сделать следующий вывод:воспитаниеиграет определяющую роль в развитии личности. При этом воспитание выступает как содержание процесса формирования личности и определяет необходимый уровень готовности подрастающего поколения к жизнедеятельности.

Принято считать, что среда и воспитание являются внешними факторами развития личности, а к внутренним относятся природные склонности, влечения и вся совокупность чувств и переживаний человека. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе придается активности самой личности, ее творчески-преобразующей деятельности.

В зависимости от активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Поэтому неслучайно, что порой воспитательные воздействия не достигают целей педагога, так как учащийся имеет свои внутренние установки, не совпадающие с целями воспитательных воздействий. Поэтому, чтобы студент хорошо учился, необходимо, чтобы все внешние советы, поучения и замечания преподавателей вызывали положительный отклик в его сознании и чувствах, превращаясь во внутренние побудители его активности.

Таким образом, можно говорить о том, что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития.

Саморазвитие личности происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложный процесс получил название персонификации воспитания (от лат. регsona - личность, facere - делать).

Сопоставляя персонификацию и социализацию личности, можно сказать, что персонификация не противоречит социализации, а является внутренним механизмом ее осуществления. Таким образом, все внешние социализирующие личность факторы (среда, воспитание) способствуют ее саморазвитию и формированию только когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой. Взаимодействие факторов (среда, воспитание), воздействующих на личность, с внутренними (потребности, мотивы, интересы, убеждения и т.д.) как раз и приводит личность к саморазвитию.

Как уже отмечалось ранее, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень физического и психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений (Психологический словарь). Каждый возрастной период развития личности имеет индивидуально-неповторимое содержание и определенные границы. Возрастные периоды характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. теми качествами и свойствами личности, которых не было раньше. При этом новое появляется закономерно подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Источником развития, как известно, является социальная среда, которая становится совершенно иной, когда человек переходит от одного возрастного периода к следующему. Взаимодействие человека со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Для каждого возрастного периода характерно наличие основного, или ведущего, типа деятельности. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии человека.

Рассмотрим классификацию возрастных периодов, принятую в отечественной психологии (табл. 1).

Таблица I

Классификация возрастных периодов

Возраст Ведущая деятельность Основные психические новообразования
     
Младенческий (от рождения до 1 года) Общение со взрослыми, в основном с матерью Общение со взрослыми, в основном с матерью. Сенсомоторное развитие
Раннее детство (от года до 3 лет) Предметно-манипулятивная деятельность Способность ориентироваться в пространстве, способность пользоваться окружающими предметами в соответствии с их функциональным назначением. Формирование активной речи. Мышление носит наглядно-действенный характер
Дошкольный (от 3 до 6 лет) Игра Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Содержанием памяти является вербально осмысленный материал, а его механизмом – произвольное регулирование процесса запоминания и воспроизведения. Разви­тие самооценки и самосознания. Меж­личностные отношения
Младший школьный (от 6 до 10 лет) Учебно-познавательная деятельность Дальнейшее развитие частных психических процессов: восприятие, становясь более целенаправленным, превращается в наблюдение, усиливается произвольность внимания, растет количество запоминания, развивается воссоздающее воображение. Формирование характера. Развитие коммуникативных умений и навыков
Подростковый (от 10 до 14 лет) Общественно-полезная деятельность в различных ее формах: Общественно-организационная, учебная, про­изводственно-трудо­вая Чувство взрослости - субъективное переживание своего взросления, способствует самопознанию подростка, определению своего отношения к себе. Людям, окружающему миру. Наблюдается особая социальная активность, которая заключается в большой восприимчивости к нормам, ценностям и способам поведения, принятым в обществе. Складывается моральное сознание, сознательная регуляция своего поведения с переориентацией на нормы и ценности взрослых. Дружба
     
    Окончание табл. 1
     
Ранняя юность (от 14 до 18 лет) Учебно-профессиональная деяте­ль­ность Самоуважение, потребность в труде, самоутверждение. Формирование мировоззрения, становление эмоционально-воле­вой сферы личности
Юность (от 18 до 25 лет) Профессионально-познавательная и профессиональная деятельность Обобщенный способ познавательной и профессиональной деятельности. Система профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональное самоопределение
Молодость (от 25 до 30 лет) Профессиональная деятельность Активная жизненная позиция. Оформление профессионально важных качеств. Профессиональный опыт
Зрелость (от 30 до 55/60 лет) Профессиональная деятельность Творческая активность, социально-про­фес­сиональная позиция, интеграция важных качеств, индивидуальный стиль деятельности, потребность личности в реализации себя в профессиональной деятельности или любой другой
Пожилой (от 60 до 75 лет) Общественно-полезная деятельность: чаще организационная, ино­гда трудовая Потребность в передаче опыта, в уважительном и почтительном признании заслуг
Старческий (от 75 до 90 лет) Эмоциональное общение Потребность в общении со сверстниками, потребность во внимании окружающих
Долгожители (более 90 лет) Эмоциональное общение Потребность в ограниченном общении со сверстниками, частое желание уединиться, потребность в осмыслении прошлого

Для нас наиболее интересным возрастным периодом является ранняя юность, когда ведущей деятельностью является учебно-профессиональ­ная.

К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения.

Мышление учащихся отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность.

Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Юноши и девушки в этом возрасте нередко категоричны и нетерпимы в общении со всеми, даже со взрослыми. В людях, в отличие от подростков, они начинают ценить ум, культуру, образованность. Обостряется интерес и к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Юношеское «Я» еще не определено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Возрастает потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении, переживаются первые сильные чувства к противоположному полу. Вопрос выбора профессии становится одним из основных, требующих решения.

Периодизация профессионального становления личности, которая включает семь стадий рассмотрена в гл. 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: