Что такое интервью

Санкт-Петербургского Государственного Университета

Рецензенты:

- доцент кафедры рекламы и общественных связей факультета журналистики СПбГУ, доктор филологических наук Кривоносов А.Д.,

- доцент кафедры современной периодической печати факультета журналистики СПбГУ, кандидат филологических наук Юрков А.А.

Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве \учебное пособие\. – СПб.: Лаборатория опративной печати факультета журналистики СПбГУ, 2003. - с.

Предлагаемое учебное пособие посвящено одному из самых популярных видов деятельности журналиста. Цель данного издания – познакомить студентов с историей становления интервью как вида журналистики, а также с собственным опытом автора, полученным за время работы на радио, телевидении и в печати. В пособии предлагаются конкретные рекомендации, выработанные на основе эфирной практики автора и анализа деятельности коллег по журналистскому цеху.

Пособие продолжает серию изданий кафедры радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ, посвященных жанру интервью: материалы круглого стола “Человек в кадре и у микрофона” \СПб, 2002\, а также сборника материалов научно-практического семинара “Радио- и телеинтервью. Проблемы жанра”\СПб, 2002\.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Что такое интервью? c. 4 - 7

Диалог. Беседа. Разговор с. 7 - 10

Интервью в структуре журналистской практики с. 11 - 13

О чем говорили и спрашивали раньше с. 14 - 18

Свобода слова и свобода общения с. 18 - 21

Как готовиться к интервью с. 21 - 25

Принципы организации интервью: cитуация и собеседник с. 25 - 27

Принципы организации интервью: время и место с. 28 - 33

Принципы построения интервью: вопросы и ответы с. 33 - 40

Принципы построения интервью: спроси меня “как” c. 40 - 45

Дисциплина интервью с. 45 - 49

После интервью с. 49 - 52

Заключение с. 52

Список рекомендуемой литературы с. 53

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРВЬЮ?

Я не люблю давать интервью. Не люблю

утомлять себя и других.

Федерико Феллини. “Я вспоминаю…”

Теоретики и практики современной отечественной журналистики по-разному трактуют самое понятие “интервью”, определяя его: a/ как метод профессиональной деятельности, б/ как способ организации единицы эфирного вещания, в/ как жанр печатных и электронных СМИ. Так, в учебнике “Телевизионная журналистика”, изданным МГУ, дается следующее определение: “Интервью… - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам”.1 Не вступая в полемику с уважаемыми авторами, все же отметим известную ограниченность данного определения, которое относит интервью, с одной стороны, к жанру информации, а, с другой, - явно не учитывает все разнообразие и специфику этого вида журналистской деятельности.

В журналистике интервью исторически возникло и развилось, прежде всего, в печатной прессе. Затем уже этот опыт переняли возникшие в ХХ веке радио и телевидение. Мы намерены сосредоточится преимущественно на интервью как виде жуналистского творчества в электронных СМИ. Поэтому приводимые наглядные примеры и рекомендации будут базироваться на опыте работы автора в аудиовизуальных масс-медиа, хотя вы встретитесь и с яркими и типичными ситуациями, которые происходили в практике в связи с получением интервью для газет и журналов.

Сегодня очевидно, что участниками интервью становятся не только специалисты, эксперты, чиновники и люди, имеющие властные полномочия, но и простые граждане. Не менее важным представляется в современных условиях и расширение тематических рамок жанра. Спрашивают кого угодно и о чем угодно. Привычные канонические жанровые рамки использования интервью раздвигаются. Оно становится инструментом журналистского творчества не только в информационных программах и передачах, но и активным структурообразующим элементом информационной аналитики и художественной публицистики, не говоря уже о таком виде вещания нынешних электронных СМИ, как игровые передачи и ток-шоу.

В контексте подобных процессов, происходящих в мировых масс-медиа, более адекватной реальному положению дел выглядит точка зрения авторов учебника “Радиожурналистика”, трактующих интервью как “коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Его цель - получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. Суть этого жанра – чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой”.2 В данном определении существенным является понимание интервью как процесса общения, имеющего вполне конкретную, прагматическую цель. Хотя, как мы увидим далее, ситуация интервью в журналистской практике понимается и используется гораздо шире, чем узконаправленное распрашивание респондента. Спрашивают всех и обо всем. Даже в игровых передачах, где ведущие представляют нам участников того или иного интеллектуального соревнования. Примеры у всех на виду: “Поле чудес”, “Своя игра”, “Слабое звено”, “Кто хочет стать миллионером”, “Народ против…”. Интервью активно проникает и в рекламные ролики, в которых испуганные потребители отвечают на вопросы назойливого “журналиста” о преимуществах того или иного товара.

Победное шествие интервью имеет свою подоплеку, напрямую связанную с профессиональными проблемами журналистского творчества. С одной стороны, очевидно, что интервью – наиболее драматургически выгодный метод подачи информации для читателей, зрителей, слушателей. Он позволяет обострять восприятие аудитории, расставлять необходимые акценты, направлять внимание на те сведения и факты, которые журналист считает наиболее значимыми. С другой стороны, некоторая депрофессионализация представителей журналистского цеха в связи с возрастанием числа тех, кто трудится в российских СМИ, приводит порою к иллюзии относительно интервью как якобы самого легкого и простого метода получения и подачи информации. На самом деле, реальность журналистской практики доказывает как раз обратное. При том, что нынешний количественный рост числа интервью в масс-медиа заметен даже неспециалисту.

Сегодня нет такой программы или передачи в электронных СМИ, где в том или ином виде не использовалось бы интервью как способ получения необходимых сведений, цифр, фактов. Исключение составляют, пожалуй, только выпуски новостей на радио. Схожие процессы происходят и в печатной прессе. Некоторые издания, как, например, журнал “Интербизнес” почти полностью состоят из развернутых интервью c VIP-персонами. Ежедневные национальные и местные газеты публикуют, как правило, в каждом номере несколько интервью. Например, газета “Известия” принципиально размещает на первой полосе с переходом на последующие полосы сразу несколько интервью по разным проблемам. Более того, именно интервью порой становится главным материалом номера, посвященным центральному событию дня. По свидетельству журналистов “Известий”, это – принципиальная позиция редакции, которая неуклонно проводится в жизнь, и является установкой на жанр подготавливаемой публикации.

В еженедельных изданиях разных направлений постоянно присутствуют рубрики, предполагающие развернутые интервью с популярными и известными людьми, профессионалами высочайшей квалификации, ответственными лицами, официальными персонами. Естественно, что тематическая направленность публикуемых интервью определяется типом и видом издания. А отбор персон для беседы предопределяет содержание и смысл разговора. Так, “Московский комсомолец” в Питере” более всего ориентирован на персоны из мира политики и богемы, а “Экспресс-газета” обязательно публикуют в каждом номере интервью с одной из звезд спорта. Телеиздания3, в первую очередь, отдают предпочтения тем лицам, которые присутствуют в эфире телеканалов.

При всей нынешней популярности жанра интервью в печатных и электронных СМИ, его тематическое и персональное разнообразие определяется двумя генеральными типами. Первый можно обозначить как “ интервью в связи с….\событием, проблемой, фактом \”. Оно, как правило, носит конкретный характер, имеет информационный повод и тематически ориентировано. Наиболее характерными примерами здесь являются интервью официальных лиц и ответственных чиновников по вопросам общественно-политической жизни и социально-экономического развития.

Второй тип интервью не носит конкретно-направленного на событие, проблему или факт характера. Его можно было бы обозначить как “ интервью ни о чем ”. В данном случае определяющими структуру беседы факторами являются: личность интервьюируемой персоны, баланс степени абстрактности и конкретности обсуждаемых тем, их вневременной характер. Можно сказать, что в такой ситуации разговор со знаменитой и популярной личностью строится как “интервью о смысле жизни”, где биографические подробности участника диалога дают толчок к более широким и обобщающим выводам. Здесь самое главное – собеседник, его мнение. Именно подобный тип интервью утверждается сегодня в “глянцевых” журналах, бульварных изданиях, многочисленных радио- и телепрограммах, где общение с приглашенным гостем выстраивается по схеме “о природе и о погоде”4.

Различие двух генеральных типов интервью в нынешней журналистской практике происходит по линии целеполагания. В первом случае, интервью конкретно направлено на получение информации, что и является его целью. Во втором случае, целью и смыслом интервью является сам факт беседы с человеком, лидером мнения, чьи суждения в силу популярности и известности их автора могут быть интересны читательской, слушательской или зрительской аудитории. Но в обоих типах интервью структурообразующим элементом данного жанра журналистского творчества становятся: наличие спрашивающей и отвечающей персон, ситуативная последовательность задаваемых вопросов и получаемых ответов, имеющая завершенный характер. Эти интегрирующие признаки и позволяют говорить об интервью как об одном из самых распространенных способов получения информации, как о виде общения людей, обладающим определенными закономерностями, как о профессиональном методе журналиста, имеющем четкие социально-общественные признаки и морально-психологические рамки.

Интервью может проводиться двумя и более журналистами, что встречается в практике СМИ и, прежде всего, электронных. Однако такие случаи достаточно редки. Хрестоматийным примером может служить интервью, которое давала премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер советскому телевидению. В начале 2000-х годов становится популярным ведение интервью двумя журналистами. Так строятся программы “Без протокола” и “Школа злословия”.

В то же время в профессиональной и исследовательской среде достаточно распространено вполне обоснованное мнение о том, что “как жанровая форма интервью обозначает диалог журналиста с человеком, представляющим интерес для определенной читательской аудитории. В жанре интервью метод сбора информации полностью совпадает со структурой жанра”5. Данное определение нам кажется вполне приемлемым с условием расширения зоны его охвата и на сферу электронных СМИ. Важна в данном случае и та качественная характеристика, которая порою игнорируется в ряде попыток дать определение популярному виду журналистского творчества. Это – наличие признаков диалога между интервьюером и респондентом. Очевидно, что формальное наличие структуры “вопрос-ответ” в интервью как жанре, подразумевающем сбор информации, не исключает ситуации, когда желаемая информация не будет получена журналистом. Подобный результат возможен, на наш взгляд, только тогда, когда отвечающий слушает и слышит журналиста, отвечая на поставленные вопросы не формально, но по существу6.

Мы предлагаем следующее определение интервью как вида журналистского творчества: это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес.

Далее мы будем исходить именно из данного определения интервью как жанра журналистики в практике электронных СМИ. Однако это вовсе не означает, что какие-то приведенные ниже советы и рекомендации не могут быть экстраполированы и на сферу печатных СМИ. Очевидно, что существуют общие закономерности построения интервью, его драматургии, принципы организации и подготовки, которые не зависят от того, каков будет финальный итог общения: публикация в журнале или газете, выход в радиоэфир, развернутая беседа в телепрограмме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: