Интервью в структуре журналистской практики

Я хочу сказать, что во всех этих интервью

больше всего приводит в растерянность, является

самым абсурдным то, что человек, у которого их берут,

словно должен согласиться с тем, что он – кто-то другой.

То есть человек, который все знает, широко мыслит, имеет

определенное мнение и может высказать свою точку

зрения на проблемы человеческого существования,

религии, политики, любви, подтяжек.

Федерико Феллини. Из интервью

Интервью считается одним из основных информационных жанров в журналистской деятельности. Однако, как уже говорилось выше, оно активно используется в практике электронных СМИ, в частности, в структуре информационно-аналитических и художественно-публицистических программ. В данном разделе интервью рассматривается как вид журналистского творчества преимущественно в контексте информационного вещания, или информационных жанров печатной прессы.

Необходимость в интервью, то есть получения компетентного мнения, суждения или комментария, возникает тогда, когда достоянием гласности становятся новые сведения, факты, проблемы, ранее неизвестные обществу. Журналисты добывают информацию для газет, журналов, информационных агентств, радио- и телепередач. Она поступает в обработку и готовится в виде соответствующих материалов для публикации или размещения в эфире. При подготовке материалов для печати или эфира, как правило, используются разные типы и виды интервью. В большинстве случаев они не выходят за границы информационного жанра. Это – идеальная модель использования интервью как метода профессиональной работы журналиста на практике.

“Факт священен, комментарий волен” – эта заповедь западной журналистики вполне может быть применена и в отечественных СМИ. Тем не менее, традиция российской журналистики такова, что любое событие или факт становятся почти в обязательном порядке предметом анализа, комментария. Тогда как в подавляющем большинстве случаев – подобный подход должен быть достоянием совсем иных жанров журналистики. Поэтому классифицировать типы интервью как разновидности исключительно информационного жанра стоит с известной долей осторожности.

Разнообразие видов интервью в журналистской практике очевидно. Исследователи и практики выделяют несколько основных, каждый из которых определяется в зависимости от целей его использования.

Для получения официального разъяснения по каким-либо вопросам, представляющим общественный интерес, используется ситуация протокольного интервью. Оно информирует о мнениях и решениях официальных структур.В таком случае журналист задает вопросы ответственным лицам, обладающим информацией в пределах своей компетентности. Как правило, продолжительность такого интервью невелика. Оно должно состоять из нескольких конкретных вопросов по теме, интересующей интервьюера.

Наиболее распространенным видом в журналистской практике является информационное интервью. Оно используется для получения представителем СМИ конкретной информации \ в отличие от протокольного интервью\ о всех других фактах и событиях окружающей действительности.11 Грань, отделяющая протокольное интервью от информационного, достаточно тонкая. Особенно в том, что касается участия и содержания ответов официальных лиц. Различие здесь можно провести по двум признакам: общественной значимости информации и обстоятельствам проведения интервью. До сведения журналистов доводят информацию, касающуюся вопросов внутренней и внешней политики государства. Протокольное интервью, как правило, дается в официальных местах и государственных учреждениях.

В последние годы в электронных СМИ особой популярностью пользуется такой вид как интервью-портрет, приближающийся по структуре и хронометражу к беседе. Подобная ситуация характерна продолжительным общением журналиста с собеседником, целью которого как раз и является раскрытие его индивидуальности перед аудиторией. Очевидно, что длительность такого интервью не ограничивается несколькими минутами и парой-тройкой вопросов. Общение может продолжаться по времени и более часа, а подготовка к такому интервью и вовсе занимает несколько дней. Хронометраж интервью предопределяет и содержание разговора, когда журналист интересуется не только подробностями биографии своего визави у микрофона или в кадре, но и его взглядами, убеждениями. Ситуация интервью-портрета становится структурообразующим элементом, приближающим подобный эфирный продукт к очерку[1]2. В большинстве случаев в журналистской практике такая беседа о смысле жизни составляет основу программ, которые получили название “ток-шоу”13. При этом достаточно часто интервью-портрет вследствие тенденциозного отношения журналиста к собеседнику может обрести и негативную направленность. Что, например, демонстрировал в программе “Cобытие”, выходившей попеременно на нескольких петербургских телекналах господин С.Чернядьев.

Проблемное интервью также становится в последние годы популярным типом организации общения журналиста с респондентом или несколькими респондентами. Целью такого интервью является выяснения различных точек зрения или путей решения проблем, имеющих важное социальное значение. Исходя из специфики целей, стоящих перед ведущим такого интервью, подобную ситуацию в журналистской практике часто определяют как дискуссию14. Типичным образцом такого вида тележурналистики можно назвать программу “Гордон”, в которой ведется обсуждение узконаправленных научных тем. Очевидно, что в дискуссии, которая ведется в виде проблемного интервью, подразумевается, помимо журналиста, участие собеседников, обладающих достаточно высоким статусом или квалификацией в той области, которая становится предметом обсуждения.

По аналогичному принципу выстраиваются и некоторые модели организации ток-шоу, посвященные темам, носящим, как правило, более обыденный, практический характер, хотя и не лишенным видимой социальной значимости15. В основном, такие телепередачи организуются с участием зрителей в студии, однако их функция исключительно декоративна. Активизация участия аудитории возможна лишь в виде одиночных вопросов, задаваемых присутствующими на передаче людьми. Целью ток-шоу является не только выявление мнения или точек зрения специалистов на заявленную проблему или обсуждаемую тему, но и эфирное сканирование общественного мнения, которое представляют зрители в студии. В этом подобная модель общения журналиста с аудиторией в контексте телепрограммы, определяемой как ток-шоу, приближается к такому виду интервью как интервью-анкета 16.

Целью данного вида журналистского творчества является определение мнений по конкретной проблеме, теме или явлению у большого количества лиц, не связанных друг с другом. Как правило, всем им задается серия стандартизированных вопросов. Проводятся же такие интервью-анкеты преимущественно за пределами студийного комплекса: на улице, в общественных местах. С помощью этого вида общения журналиста выявляет панораму неквалифицированных мнений, объединенных специально сформулированными вопросами. После соответствующей обработки записанных интервью журналист выстраивает с помощью монтажа исходный материал в опредленной им самим последовательности мнений. Подобное использование интервью-анкеты наиболее типично для информационно-аналитических программ в электронных СМИ, хотя его активно используют и периодические издания17.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: