Систематическая работа по этому образцу дает поразительные результаты: обогощает и усложняет словарный запас ребенка, развивает внимание
(сад— сады лес - лесники)
это не однокоренные слова,
а разные формы одного и того же слова), сообразительность, вырабатывает навык в подборе проверочного слова.
Рекомендуем проверочные слова писать под проверяемыми, чтобы ребенок видел корень и безударную гласную в нем.
прибежал морской
бег море
После работы по таблице советуем закрепить тему "Разбор слова по составу" по следующему плану:
1. Выдели окончание и докажи правильность
стрелка стрелки
(Слово остается то же, только изменяется окончание).
2. Запиши несколько однокоренных слов, чтобы найти корень -лет.
стрелка стрелки
стрела
стрелочка
стрелять
3. Выдели приставку (она слева от корня) и суффикс (он справа от корня)
перестрелка
Предложите ребенку использовать опору во время разбора слова по составу, т.е. данный порядок работы:
Это очень поможет ребенку справиться с трудной для него работой.
|
|
'.■-•* А вот посмотрите, какая интересная таблица "Знак мягкости".
Возьми нас к себе", — просят согласные.
"Нет!" - решительно произнес мягкий знак. Я мягкий, утопаю в подушке, а вы какие? Сначала я вас перекрашу в зеленый цвет, обозначу мягкость, а потом приму к себе. Тоже будете со мной вместе утопать в мягкой подушке и станете от меня мягкими".
Вот ваш ребенок и понял, что Ь (мягкий знак) обозначает мягкость согласного (в конце слова и в середине).
коньки угольки
Таблица "Безударные окончания имен существительных в Р., Д. и П. падежах 1 и 3 склонения"
Особенно тяжело дается детям тема "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 3 склонения в Р., Д. и П. падежах". Предлагаем им таблицу:
Рассматривается рисунок: здесь дерево — елка, ель. Левая сторона — елка (можно попросить детей нарисовать игрушки на елке), а справа — ель, ветви которой прикрыты снегом.
К елке спешит ежик.
К Ели подошел волк.
(Разные предметы — разное окончание).
На елке висят игрушки.
На ели лежат шапки снега.
_,у (Разные предметы — разное окончание).
И только иголки и у ели, и у елки (окончание одинаковое).
Объяснение Можно проводить, начиная только с последних строчек. И здесь же делается вывод: окончание И имеют существительные 1 и 3 склонения в родительном падеже.
Таблица "Неопределенная форма глагола"
Предлагаем таблицу — знакомая детям сказка "Колобок".
Что делать? — думает дед. Входит бабуля, которая, видя настроение деда, спрашивает его: "А что сделать?"
Вопросы написаны на таблице, колобок нарисован в низу таблицы, улыбается, глядя на слова:
|
|
печь испечь
жарить изжарить
Доступно, и главное — останется в памяти на всю жизнь.Вот какая помощь, какое подспорье в работе!
Таблица "Окончание прилагательных"
Дается понятие проверки безударных окончаний по окончаниям вопросов.
Мама-курица задумалась, задав себе вопросы: — В каком яйце будет умнейший цыпленок?
— К какому яичку надо подойти, чтобы побыстрее он появился?
— А какого я получу цыпленка, ведь сама не знаю?
— И каким буду всю жизнь гордиться?
Всякий раз при повторении этих вопросов учитель особой интонацией выделяет вопросительное слово, показывая голосом ударное окончание. Затем объясняется то, что к каждому прилагательному, у которого безударное окончание, и мы затрудняемся его написать, можно подобрать вопрос. Он-то и подскажет, какое окончание будет в имени прилагательном. Всегда вспоминайте маленькую курочку, которая очень хотела иметь хорошего (какого?) цыпленка, чтобы умным (каким?) сынком гордиться.
Вот мы и помогли ребенку в нелегкой работе — в его каждодневном учебном труде.
Почаще заглядывайте вместе с ним в данные таблицы и, повторяя каждый раз правило, вспоминайте "образ", который помогает запомнить это правило (закон птичек, скорую помощь, опечаленный гриб, Буратино с молоточком, бабулю из сказки "Колобок" и т.д.).
А добиться запоминания материала необходимо на основе его понимания.
Все таблицы являются опорой мысли ребенка, опорой его практической деятельности.
С помощью этих таблиц каждый родитель может оказать посильную помощь своему ребенку.