Познакомить детей с образованием числа 3.
Выучить состав числа 3.
Задания:
три птички закрашиваются разными цветами (коричневый, серый, синий);
— две груши желтые, а яблоко красное (2+1);
— один гриб с коричневой шляпкой, а два маленьких с красной шляпкой (1+2).
Геометрический материал в клеточках:
— кружочки синий, красный, зеленый; при выполнении штриховки дети называют первый, второй, третий;
— то же самое и с треугольниками.
Затем состав числа 3, переместительное свойство.
Не забывать четко проговаривать существительные с числительными: одна птичка, к одной птичке, три птички, добавили одну птичку.
Это закрепляет у ребенка навык грамматически правильной речи (склонение, согласование), практического наблюдения за словоизменением.
— сосчитай, сколько каких предметов;
— на каждой картинке найди один предмет, не похожий на два других.
Чем он отличается?
Занятие N 4. Уточнение числа и цифры 4.
1. Упражнения в штриховке предметов.
а) три неваляшки красные, одна неваляшка синяя;
|
|
б) три кружочка желтые, один — зеленый;
в) два кружочка коричневые, два — желтые.
2. Запомнить состав числа 4.
тридаодин;
один да три; два да два.
3. К трем прибавить... к одному прибавить... (называем предметы).
Задания:
— Сколько яблок на картинке?
т— Как они расположены?
— Сделай три кружка красных, а один зеленый;
— Так же раскрась кружочки (три да один);
— Сколько грибочков, сделай два белых да два подосиновика (с красными шляпками);
— Раскрась так же треугольники (два да два);
— На веточке 4 ягодки красные, закрась по оче-1 реди (первая, вторая, третья, четвертая);
— Ежик несет яблочки и грибочки.
— Сколько всего яблочек? Раскрась их.
— Сколько грибочков? Раскрась их.
— А сколько всего и яблочек, и грибочков? Чего у ежика больше? (одинаково, поровну).
(Работа с кругами, треугольниками и квадратами проходит аналогично верхним рисункам).
— Почему гриб называется подосиновик, подберезовик?
Рассчитать, сколько животных на каждой картинке. Найди на большой картинке пару к маленькой (где такой же?).
Занятие N 5. Уточнение числа и цифры 5. Упражнения в штриховке предметов.
а) четыре цыпленка желтые, один — серый;
б) три яблочка красные,
два — зеленые;
2. Запомнить состав числа 5:
а) четыре кружочка желтые, один — серый;
б) три кружочка красные, два — зеленые;
в) два кружочка зеленые, три кружочка красные.
3. Будь внимателен! Пересчитаем до 5: один дом, два дома, три дома, четыре дома, а пять домов.
одно (2, 3, 4), ведро (а), 5ведер,
1, 2, 3, 4, 5 (считаем окна, книги, стулья). Это упражнение очень важно для развития навыка грамматически правильной речи.
|
|
Задание: уточним, где левая и правая стороны.
-Сколько мышек слева? Сколько справа? Как повернуты мышки?
— Где мышек больше? На сколько больше?
-Закрась зеленым карандашом столько кружочков, сколько мышек слева.
— Закрась красным карандашом столько кружочков, сколько мышек справа.
— Зайчик несет морковки.
В правой лапке... морковок. В левой —... морковок. Сколько всего?
— Работа с треугольниками — такая же как и кружочками.
— Раскрась огурчики. Слева — очень спелые (зеленые). Справа — уже полежали и стали желтеть (желто-зеяеные).
— Сравнить морковки и огурчики, их общее количество и расположение (слева — справа).
Подвести к понятию — перестановка предметов.
— одно и то же.
Аналогичные занятия проводятся с детьми по изучению чисел от 6 до 10.
Не забываем пересчитывать предметы, окружающие ребенка в быту, сколько чашек на столе, листочков у цветка.
Задание N 7:
— сосчитай, сколько каких предметов;
— рассмотри их;
— найди, чем один предмет отличается от другого;
— расскажи об этих отличиях.
Задание N 8.
— Раскрась формы и ответь на вопросы.
— Сосчитай, сколько нарисовано кружков, сколько квадратов, треугольников, прямоугольников.
— На сколько кружков больше, чем треугольников, а треугольников больше, чем квадратов?
— Чего больше: прямоугольников или треугольников (а их поровну, одинаково).
Задание N9.
— Найди одинаковые игрушки, раскрась их одним цветом.
— Сосчитай, сколько каких игрушек одинаковых (сколько кругов, птичек и т.д.).
Задание N 10.
- Найди цифры, написанные в левом столбики во всех четырех рядах.
Для активизации словаря и развития грамматического строя речи:
— назови каждое число с существительными (чего сколько?): один стул, пять пальцев два уха и т.д.
4. УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО РЕШАТЬ ЛЮБЫЕ ПРИМЕРЫ!
Итак, ребенок учится уже несколько месяцев. Появились проблемы: плохо запоминает, есть ошибки в работах, пропадает интерес к школе.
Ему надо срочно помочь. Нельзя допустить, чтобы учеба перестала быть интересной.
Интерес пропадает тогда, когда ребенок не может успешно выполнить то или иное задание. Ритм школьного обучения не всегда приемлем для каждого, и кто-то начинает вязнуть в новых задачах, упражнениях, не успев справиться с уже пройденным материалом, не усвоив его.
Начнем с работы по таблице, упражнения по которой учат ребенка считать и помогают ему разобраться в том, что такое задача.
Правильно складывать и вычитать, т.е. решать различные примеры помогут малышу наши специальные таблицы. Здесь важно соотносить цвет числа с полученным ответом.
Задание:
1. Закрась кружки слева цветными карандашами:
1 — красным, 2 — черным и т.д. (цвет пусть определит сам ребенок).
2. Реши пример.
3. Найди нужный цвет (т.е. посмотри, каким цветом закрашен кружок полученного в ответе числа).
4. Закрась (заштрихуй) пример тем же цветом.
А эта табличка для устных вычислений. Цель ее использования — довести до автоматизма случаи сложения и вычитания в пределах 10, основанные на составе числа. Ребенок берет карандаш любого цвета и, получая ответ от примера, который вы ему продиктуете, закрашивает нужную клеточку с цифрой. Например:
5-3 = 2
4 + 2 = 6 Эти ответы будут Желтые.
7 + 3 = 10
Затем цвет карндаша меняется, и следующие ответы уже будут синими или зелеными.
5. ЗАДАЧА? ПОПРОБУЕМ ЕЕ РЕШИТЬ.
Предлагаем систему зрительных опор, которые помогут ребенку сориентироваться в том, что такое "задача", какие бывают задачи и что значит "реши задачу".
Делайте это вместе с ребенком в нашей книге: прочитайте задачу, пусть ребенок ее представит, скажет, как он будет ее решать, и объяснит, почему так? Учите его думать и рассуждать.
1. Прочитай задачу.
|
|
А теперь переходите на решение задач по учебнику.
Предлагаем план работы над задачей.
1. Прочитай всю задачу, внимательно и представь ее.
2. Выдели условие и вопрос.
3. Подчеркни данные (изустные и неизвестные) в условии.
4. Подумай, можешь ли ты сразу ответить на вопрос задачи (если нет — найди, что неизвестно, в условии).
5. Зарисуй условие задачи или запиши кратко — (на выбор).
6. Обозначь вопрос задачи.
7. При решении задачи обязательно рассуждай и доказывай правильность выбора знака действия.
Вот пример (1 класс):
3 зайчика лепили снежную бабу. К ним пришли еще 2 зайчика. Сколько всего зайчиков стало?
Эту задачу необходимо разобрать по плану (пункты N 1,2,3,4). Затем зарисуйте вместе с ребенком условие, обозначив зайчиков кружочками. Обратите внимание на слово "всего" в вопросе (оно обозначает все вместе и ставится скобка).
С первых дней учите ребенка выбирать в задаче нужные для решения слова, а лишние не замечать.
Следующая задача: I
В комнате было 7 котят. 2 котенка ушли.
Сколько котят осталось? I
1. Прочитай задачу.
2. Подчеркни нужные для решения задач слова.
3. Выдели условие и вопрос.
4. Зарисуй условие задачи, обозначив котят кружочками. Рассуждай так:
было 7 котят — рисую 7 кружочков;
ушли 2 котенка — зачеркиваю 2 кружочка.
Сколько осталось подчеркиваю чертой и ставлю вопрос. Ответить на вопрос могу сразу, так как в условии все данные известны, а слово
"осталось" подсказывает мне, что надо вычитать.
А вот и посложнее задачи (2 класс):
На одной полке 14 книг, на другой –? – на 4 книги меньше. Сколько всего книг на двух полках?
1. Прочитай задачу и представь ее.
2. Выдели условие и вопрос.
3. Подчеркни нужные для решения задачи словаку
4. Запиши главное кратко (рассуждай):
I — 14 кн. (это известно)
неизвестно, поставлю знак вопроса, обращаю внимание на слова "на... меньше" и ставлю знак действия —).
(Объединяю две полки скобой и ставлю вопрос; подчеркиваю вопрос красным карандашом, т.к. он главный; определяю, какое действие выбрать для ответа и ставлю знак действия рядом с вопросом). Вот и решена задача.
|
|
А теперь письменные вычисления.
(14 - 4) + 14 = 24 (кн.) всего
Очень советуем родителям обратить лособое вни- I мание при решении задач на слова, которые встречаются в условии задач:
на... больше
на... меньше
в... раз больше
во... раз меньше