Число и цифра 3

Познакомить детей с образованием числа 3.

Выучить состав числа 3.

Задания:

три птички закрашиваются разными цветами (коричневый, серый, синий);

— две груши желтые, а яблоко красное (2+1);

— один гриб с коричневой шляпкой, а два ма­леньких с красной шляпкой (1+2).

Геометрический материал в клеточках:

— кружочки синий, красный, зеленый; при вы­полнении штриховки дети называют первый, второй, третий;

— то же самое и с треугольниками.

Затем состав числа 3, переместительное свойство.

Не забывать четко проговаривать существитель­ные с числительными: одна птичка, к одной птичке, три птички, добавили одну птичку.

Это закрепляет у ребенка навык грамматически правильной речи (склонение, согласование), прак­тического наблюдения за словоизменением.

— сосчитай, сколько каких предметов;

— на каждой картинке найди один предмет, не похожий на два других.

Чем он отличается?

Занятие N 4. Уточнение числа и цифры 4.

1. Упражнения в штриховке предметов.

а) три неваляшки красные, одна неваляшка синяя;

б) три кружочка желтые, один — зеленый;

в) два кружочка коричневые, два — желтые.

2. Запомнить состав числа 4.

тридаодин;

один да три; два да два.

3. К трем прибавить... к одному прибавить... (называем предметы).

Задания:

— Сколько яблок на картинке?

т— Как они расположены?

— Сделай три кружка красных, а один зеле­ный;

— Так же раскрась кружочки (три да один);

— Сколько грибочков, сделай два белых да два подосиновика (с красными шляпками);

— Раскрась так же треугольники (два да два);

— На веточке 4 ягодки красные, закрась по оче-1 реди (первая, вторая, третья, четвертая);

— Ежик несет яблочки и грибочки.

— Сколько всего яблочек? Раскрась их.

— Сколько грибочков? Раскрась их.

— А сколько всего и яблочек, и грибочков? Чего у ежика больше? (одинаково, поровну).

(Работа с кругами, треугольниками и квадратами проходит аналогично верхним рисункам).

— Почему гриб называется подосиновик, подберезовик?

Рассчитать, сколько животных на каждой картинке. Найди на большой картинке пару к маленькой (где такой же?).

Занятие N 5. Уточнение числа и цифры 5. Упражнения в штриховке предметов.

а) четыре цыпленка желтые, один — серый;

б) три яблочка красные,

два — зеленые;

2. Запомнить состав числа 5:

а) четыре кружочка желтые, один — серый;

б) три кружочка красные, два — зеленые;

в) два кружочка зеленые, три кружочка красные.

3. Будь внимателен! Пересчитаем до 5: один дом, два дома, три дома, четыре дома, а пять домов.

одно (2, 3, 4), ведро (а), 5ведер,

1, 2, 3, 4, 5 (считаем окна, книги, стулья). Это упражнение очень важно для развития навыка грам­матически правильной речи.

Задание: уточним, где левая и правая стороны.

-Сколько мышек слева? Сколько справа? Как повернуты мышки?

— Где мышек больше? На сколько больше?

-Закрась зеленым карандашом столько кру­жочков, сколько мышек слева.

— Закрась красным карандашом столько кру­жочков, сколько мышек справа.

— Зайчик несет морковки.

В правой лапке... морковок. В левой —... морковок. Сколько всего?

— Работа с треугольниками — такая же как и кружочками.

— Раскрась огурчики. Слева — очень спелые (зеленые). Справа — уже полежали и стали желтеть (желто-зеяеные).

— Сравнить морковки и огурчики, их общее ко­личество и расположение (слева — справа).

Подвести к понятию — перестановка предметов.

— одно и то же.

Аналогичные занятия проводятся с детьми по изучению чисел от 6 до 10.

Не забываем пересчитывать предметы, окружаю­щие ребенка в быту, сколько чашек на столе, лис­точков у цветка.

Задание N 7:

— сосчитай, сколько каких предметов;

— рассмотри их;

— найди, чем один предмет отличается от другого;

— расскажи об этих отличиях.

Задание N 8.

— Раскрась формы и ответь на вопросы.

— Сосчитай, сколько нарисовано кружков, сколько квадратов, треугольников, прямо­угольников.

— На сколько кружков больше, чем треугольников, а треугольников больше, чем квад­ратов?

— Чего больше: прямоугольников или треуголь­ников (а их поровну, одинаково).

Задание N9.

— Найди одинаковые игрушки, раскрась их од­ним цветом.

— Сосчитай, сколько каких игрушек одинако­вых (сколько кругов, птичек и т.д.).

Задание N 10.

- Найди цифры, написанные в левом столбики во всех четырех рядах.

Для активизации словаря и развития грамматического строя речи:

— назови каждое число с существительными (чего сколько?): один стул, пять пальцев два уха и т.д.

4. УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО РЕШАТЬ ЛЮБЫЕ ПРИМЕРЫ!

Итак, ребенок учится уже несколько месяцев. Появились проблемы: плохо запоминает, есть ошиб­ки в работах, пропадает интерес к школе.

Ему надо срочно помочь. Нельзя допустить, что­бы учеба перестала быть интересной.

Интерес пропадает тогда, когда ребенок не может успешно выполнить то или иное задание. Ритм школьного обучения не всегда приемлем для каждо­го, и кто-то начинает вязнуть в новых задачах, уп­ражнениях, не успев справиться с уже пройденным материалом, не усвоив его.

Начнем с работы по таблице, упражнения по ко­торой учат ребенка считать и помогают ему разо­браться в том, что такое задача.

Правильно складывать и вычитать, т.е. решать различные примеры помогут малышу наши специ­альные таблицы. Здесь важно соотносить цвет числа с полученным ответом.

Задание:

1. Закрась кружки слева цветными карандашами:

1 — красным, 2 — черным и т.д. (цвет пусть определит сам ребенок).

2. Реши пример.

3. Найди нужный цвет (т.е. посмотри, каким цве­том закрашен кружок полученного в ответе числа).

4. Закрась (заштрихуй) пример тем же цветом.

А эта табличка для устных вычислений. Цель ее использования — довести до автоматизма случаи сложения и вычитания в пределах 10, основанные на составе числа. Ребенок берет карандаш любого цвета и, получая ответ от примера, который вы ему про­диктуете, закрашивает нужную клеточку с цифрой. Например:

5-3 = 2

4 + 2 = 6 Эти ответы будут Желтые.

7 + 3 = 10

Затем цвет карндаша меняется, и следующие от­веты уже будут синими или зелеными.

5. ЗАДАЧА? ПОПРОБУЕМ ЕЕ РЕШИТЬ.

Предлагаем систему зрительных опор, которые помогут ребенку сориентироваться в том, что такое "задача", какие бывают задачи и что значит "реши задачу".

Делайте это вместе с ребенком в нашей книге: прочитайте задачу, пусть ребенок ее представит, скажет, как он будет ее решать, и объяснит, почему так? Учите его думать и рассуждать.

1. Прочитай задачу.

А теперь переходите на решение задач по учебнику.

Предлагаем план работы над задачей.

1. Прочитай всю задачу, внимательно и представь ее.

2. Выдели условие и вопрос.

3. Подчеркни данные (изустные и неиз­вестные) в условии.

4. Подумай, можешь ли ты сразу ответить на вопрос задачи (если нет — найди, что неизвестно, в условии).

5. Зарисуй условие задачи или запиши кратко — (на выбор).

6. Обозначь вопрос задачи.

7. При решении задачи обязательно рассуждай и доказывай правильность выбора знака действия.

Вот пример (1 класс):

3 зайчика лепили снежную бабу. К ним пришли еще 2 зайчика. Сколько всего зайчиков стало?

Эту задачу необходимо разобрать по плану (пун­кты N 1,2,3,4). Затем зарисуйте вместе с ребенком условие, обозначив зайчиков кружочками. Обратите внимание на слово "всего" в вопросе (оно обознача­ет все вместе и ставится скобка).

С первых дней учите ребенка выбирать в зада­че нужные для решения слова, а лишние не заме­чать.

Следующая задача: I

В комнате было 7 котят. 2 котенка ушли.

Сколько котят осталось? I

1. Прочитай задачу.

2. Подчеркни нужные для решения задач слова.

3. Выдели условие и вопрос.

4. Зарисуй условие задачи, обозначив котят кружочками. Рассуждай так:

было 7 котят — рисую 7 кружочков;

ушли 2 котенка — зачеркиваю 2 кружочка.

Сколько осталось подчеркиваю чертой и ставлю вопрос. Ответить на вопрос могу сразу, так как в условии все данные известны, а слово

"осталось" подсказывает мне, что надо вычитать.

А вот и посложнее задачи (2 класс):

На одной полке 14 книг, на другой –? – на 4 книги меньше. Сколько всего книг на двух полках?

1. Прочитай задачу и представь ее.

2. Выдели условие и вопрос.

3. Подчеркни нужные для решения задачи словаку

4. Запиши главное кратко (рассуждай):

I — 14 кн. (это известно)

неизвестно, поставлю знак вопроса, обращаю внимание на сло­ва "на... меньше" и ставлю знак действия —).

(Объединяю две полки скобой и ставлю вопрос; подчеркиваю вопрос красным карандашом, т.к. он главный; определяю, какое действие выбрать для от­вета и ставлю знак действия рядом с вопросом). Вот и решена задача.

А теперь письменные вычисления.

(14 - 4) + 14 = 24 (кн.) всего

Очень советуем родителям обратить лособое вни- I мание при решении задач на слова, которые встречаются в условии задач:

на... больше

на... меньше

в... раз больше

во... раз меньше


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: