он всего +
по... взять... раз
разложили по...
Если ребенок усвоит это, то читая условие, он уже увидит в задаче то неизвестное, которое будет находить, и легко выберет знак действия при решении.
Другой пример.
В магазине было 30 л молока. Шести покупателям продали по 3 л каждому. Сколько литров молока осталось?
Снова начинаем работу с чтения условия; задачи (ребенок читает самостоятельно).
Затем он выделяет главное в условии.
Завершает краткой записью:
Было 30 л
Отдали 6 пок. по 3 л.
Осталось?
Со второй строчки записи появляется рассуждение 6пок. по 3 л. каждому
(а сколько всего продали?). Ребенок ставит сигнал действия (умножение) рядом с вопросом задачи, при этом рассуждая так:
если одному покупателю продали по 3 л,
то шести покупателям продадут в 6 раз больше (по 3 взять 6 раз).
Затем подходим к главному вопросу задачи. И опять — рассуждение ребенка.
Зная, сколько было и сколько продали, легко определить, сколько осталось - знак действия — вычитание.
Разбирая так задачи, вы видите, что ребенок учится анализировать задачу, читая ее, умеет находить в условии то неизвестное, которое надо узнавать (т.е. составную задачу делит на несколько простых). Сколько знаков вопроса в краткой записи,, столько простых задач в одной составной.
|
|
В одной коробке 6 карандашей, а в другой? в 3 раза больше. Сколько всего + карандашей в двух коробках?
Посмотрите внимательно разбор нескольких видов задач.
N 1 (2 класс)
Ребята посадили около школы 22 березки и 18 лип. Два дерева не принялись. Сколько деревьев растет около школы?
Учите детей заменять слова на те, которые помоч гут быстро найти знак действия в решении задачи. (Посадили — было, не принялись — погибли, убрали их, взяли)
Было 22 б. и 18 л. (Это первая простая задача и к ней вопрос:
А сколько всего было?)
Взяли 2 дер.
Осталось?
N2(2 класс
В двух коробках 16 банок сока. В первой коробке 10 банок. На сколько больше банок в первой коробке, чем во второй?
На сколько больше?
В двух 16 банок, в одной 10 банок, значит, во второй меньше, чем в двух, а именно от всех отнят! столько банок, сколько в первой коробке, и останется вторая коробка
А теперь сравни:
В первой 10 банок
На ск. больше?
во второй
Чтобы решать задачи на сравнение, надо знать наизусть следующее:
1) чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее;
2) чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее;:
После этого задачи на сравнение решаются автоматически.
N3 (2 класс) Первый отряд собрал 56 кг шиповника, второй отряд на 16 кг меньше, чем первый, а третий отряд 4 на 14 кг больше, чем второй. Сколько килограммов собрал третий отряд?
|
|
N 4 (3 класс)
На одном участке ребята вырастили 240 кг капусты, на другом: 1) в 2 раза меньше: 3) четвертую часть +2) всей капусты израсходовали на корм кроликам. Сколько килограммов капусты израсходовали на корм кроликам?
I — 240 кг
II -?: в 2 раза меньше
N 5 (4 класс)
Хозяйка купила 3 м белой шерсти по 15 руб. и 6 м синей шерсти • 2) по 16 руб. Сколько стоила
вся + 3) покупка?
Зм по 15 руб.
6 м по 16 руб.
Если вы поможете ребенку разобраться в задаче, то ему будет очень легко ее решить. Краткая запись — это уже готовый план решения данной задачи. Осталось только записать ее и произвести вычисления.
Сложение и вычитание с переходом (Таблица помощи)
При работе над темой "Сложение и вычитание
с переходом через 10" все случаи сложения и вычитания можно усвоить очень быстро при помощи таблицы.
Принцип ее действия следующий:
при сложении чисел с переходом через 10 (так же, как и при вычитании) мы прибавляем или вычитаем столько единиц, чтобы образовался круглый десяток, а затем складываем или вычитаем оставшиеся единицы.
> Ребенок сразу схватывает принцип сложения и вычитания с переходом через 10 и (наряду со знанием состава числа — а это залог успеха) ошибок не допускает, что ведет к быстрой усвояемости данного материала при большом интересе.
А как легко по этой таблице объяснить порядок действий!
Незнайки все понял.
Решай примеру выполняя действий по порядку (отсюда и тема "Порядок действия").
Но вот полились скобки! Поспеши скорей на ПОМОЩЬ.
Врач "скорой помощи" спешит в скобки мы будем так же делать: сначала выполняем действия по порядку в скобках, а затем — за скобками, г
(10-4)+5 V 8- (3 + 4)
Очень легко запомнит все это ваш ребенок. Как только появится пример со скобками — сразу вспоминай "скорую помощь".
Если ваш ребенок не умеет решать примеры на порядок действий, в которых встречается и умножение, и деление, то мы покажем, как можно объяснить это по данной таблице "Порядок действий".;, Она поможет ребенку быстрее и более прочно усвоить новый для него материал. При объяснении его по таблице дается как бы модель темы. Обращаюсь к ребенку, спрашиваю: "О чем задумался Незнайка и зачем к нему прилетели птички?"
Ответ может быть и неправильный, но надо сделать так, чтобы ребенок понял, какую задачу он должен решить, используя предложенный "образ".
"Уставшие и голодные птички должны свить себе гнездышко. Незнайка задумался, как им помочь. Ему на помощь пришли сами же птички (а вам — ваш ребенок): "Сначала давай соберем зернышки, поклюем их, а потом, став сильными, полетим за веточками для гнездышка".
— А как на таблице изображены зернышки и веточки? Какими знаками они обозначены?, (поисковая работа).
Незнайка запомнил порядок работы, который ему предложили птички, и решил попробовать выполнить примеры на порядок действия. Давайте мы ему поможем.
Идет разбор примеров:
- Постоянно по ходу решения ставятся вопросы: "Вспомни, что сначала предложили птички Незнайке? Как будешь действовать?" Слушайте объяснение ребенка, если необходимо — уточните, предлагайте ему решить новые примеры и снова объяснить порядок действий.
Таким образом ученик самостоятельно изучает тему, а взрослый руководит его мыслительной деятельностью. Математические вычисления доступны каждому ребенку. Главное здесь — научить разбираться в порядке действий (вспоминать все время наказ птичек).
Следующий этап работы: усложняется задание, предлагаются примеры на 3, 4, 5 действий:
40 + 21:7-10
60-4-5 + 36:6-10
Ребенок уже сам объясняет порядок действий в таких примерах. Это любимое его занятие, он решает такие примеры с удовольствием и всякий раз объясняет порядок действий уже без ошибок.
|
|
На последующих этапах появляются примеры с использованием скобок:
100-70+(4 '5+10:2)
40+(5* 6-12:3)-3 • 5
В помощь малышу дается другая таблица на порядок действий. Правда, она уже знакома ему с начала года, когда самостоятельно изучали решение примеров на сложение и вычитание в 2 действия с применением скобок.
Таблица образно напоминает, что в первую очередь надо выполнять действия в скобках.
Вот и разобрался ваш ребенок с трудным материалом по математике, а теперь заглянем в учебник > русского языка. Правила, правила, правила!.. Не запоминаются они сразу потому, что не понимает их ребенок.
Давайте ему поможем одолеть это. А что, если правила по наиболее трудным разделам программы зарисовать. Да, да! Взять да и Нарисовать то, что представляешь, когда прочитаешь одно из них. Самое трудное — проверка безударной гласной в корне слова. Чтобы подойти к изучению этой темы, проследите, чтобы ребенок умел правильно ставить Я ударение, определять ударный и безударный слоги,да еще видеть корень слова, путем подбора однокоренных слов.
И только после этого переходите к таблице "Безударная гласная в корне слова".