Осталось —

он всего +

по... взять... раз

разложили по...

Если ребенок усвоит это, то читая условие, он уже увидит в задаче то неизвестное, которое будет находить, и легко выберет знак действия при решении.

Другой пример.

В магазине было 30 л молока. Шести покупателям продали по 3 л каждому. Сколько литров молока осталось?

Снова начинаем работу с чтения условия; задачи (ребенок читает самостоятельно).

Затем он выделяет главное в условии.

Завершает краткой записью:

Было 30 л

Отдали 6 пок. по 3 л.

Осталось?

Со второй строчки записи появляется рассуждение 6пок. по 3 л. каждому

(а сколько всего продали?). Ребенок ставит сигнал действия (умножение) ря­дом с вопросом задачи, при этом рассуждая так:

если одному покупателю продали по 3 л,

то шести покупателям продадут в 6 раз больше (по 3 взять 6 раз).

Затем подходим к главному вопросу задачи. И опять — рассуждение ребенка.

Зная, сколько было и сколько продали, легко оп­ределить, сколько осталось - знак действия — вы­читание.

Разбирая так задачи, вы видите, что ребенок учится анализировать задачу, читая ее, умеет нахо­дить в условии то неизвестное, которое надо узна­вать (т.е. составную задачу делит на несколько простых). Сколько знаков вопроса в краткой записи,, столько простых задач в одной составной.

В одной коробке 6 карандашей, а в другой? в 3 раза больше. Сколько всего + карандашей в двух коробках?

Посмотрите внимательно разбор нескольких ви­дов задач.

N 1 (2 класс)

Ребята посадили около школы 22 березки и 18 лип. Два дерева не принялись. Сколько деревьев растет около школы?

Учите детей заменять слова на те, которые помоч гут быстро найти знак действия в решении задачи. (Посадили — было, не принялись — погибли, убра­ли их, взяли)

Было 22 б. и 18 л. (Это первая простая задача и к ней вопрос:

А сколько всего было?)

Взяли 2 дер.

Осталось?

N2(2 класс

В двух коробках 16 банок сока. В первой короб­ке 10 банок. На сколько больше банок в первой ко­робке, чем во второй?

На сколько больше?

В двух 16 банок, в одной 10 банок, значит, во второй меньше, чем в двух, а именно от всех отнят! столько банок, сколько в первой коробке, и останет­ся вторая коробка

А теперь сравни:

В первой 10 банок

На ск. больше?

во второй

Чтобы решать задачи на сравнение, надо знать наизусть следующее:

1) чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее;

2) чтобы узнать во сколько раз одно число боль­ше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее;:

После этого задачи на сравнение решаются автоматически.

N3 (2 класс) Первый отряд собрал 56 кг шиповника, второй отряд на 16 кг меньше, чем первый, а третий отряд 4 на 14 кг больше, чем второй. Сколько килограммов собрал третий отряд?

N 4 (3 класс)

На одном участке ребята вырастили 240 кг капу­сты, на другом: 1) в 2 раза меньше: 3) четвертую часть +2) всей капусты израсходовали на корм кроликам. Сколько килограммов капусты израсхо­довали на корм кроликам?

I — 240 кг

II -?: в 2 раза меньше

N 5 (4 класс)

Хозяйка купила 3 м белой шерсти по 15 руб. и 6 м синей шерсти • 2) по 16 руб. Сколько стоила

вся + 3) покупка?

Зм по 15 руб.

6 м по 16 руб.

Если вы поможете ребенку разобраться в задаче, то ему будет очень легко ее решить. Краткая за­пись — это уже готовый план решения данной зада­чи. Осталось только записать ее и произвести вы­числения.

Сложение и вычитание с переходом (Таблица помощи)

При работе над темой "Сложение и вычитание

с переходом через 10" все случаи сложения и вычитания можно усвоить очень быстро при помощи таблицы.

Принцип ее действия следующий:

при сложении чисел с переходом через 10 (так же, как и при вычитании) мы прибавляем или вычи­таем столько единиц, чтобы образовался круглый десяток, а затем складываем или вычитаем остав­шиеся единицы.

> Ребенок сразу схватывает принцип сложения и вычитания с переходом через 10 и (наряду со знани­ем состава числа — а это залог успеха) ошибок не допускает, что ведет к быстрой усвояемости данного материала при большом интересе.

А как легко по этой таблице объяснить порядок действий!

Незнайки все понял.

Решай примеру выполняя действий по порядку (отсюда и тема "Порядок действия").

Но вот полились скобки! Поспеши скорей на ПОМОЩЬ.

Врач "скорой помощи" спешит в скобки мы будем так же делать: сначала выполняем действия по порядку в скобках, а затем — за скобками, г

(10-4)+5 V 8- (3 + 4)

Очень легко запомнит все это ваш ребенок. Как только появится пример со скобками — сразу вспо­минай "скорую помощь".

Если ваш ребенок не умеет решать примеры на порядок действий, в которых встречается и умноже­ние, и деление, то мы покажем, как можно объяс­нить это по данной таблице "Порядок действий".;, Она поможет ребенку быстрее и более прочно ус­воить новый для него материал. При объяснении его по таблице дается как бы модель темы. Обращаюсь к ребенку, спрашиваю: "О чем задумался Незнайка и зачем к нему прилетели птички?"

Ответ может быть и неправильный, но надо сде­лать так, чтобы ребенок понял, какую задачу он должен решить, используя предложенный "образ".

"Уставшие и голодные птички должны свить себе гнездышко. Незнайка задумался, как им помочь. Ему на помощь пришли сами же птички (а вам — ваш ребенок): "Сначала давай соберем зернышки, поклюем их, а потом, став сильными, полетим за ве­точками для гнездышка".

— А как на таблице изображены зернышки и ве­точки? Какими знаками они обозначены?, (поиско­вая работа).

Незнайка запомнил порядок работы, который ему предложили птички, и решил попробовать вы­полнить примеры на порядок действия. Давайте мы ему поможем.

Идет разбор примеров:

- Постоянно по ходу решения ставятся вопросы: "Вспомни, что сначала предложили птички Незнай­ке? Как будешь действовать?" Слушайте объяснение ребенка, если необходимо — уточните, предлагайте ему решить новые примеры и снова объяснить поря­док действий.

Таким образом ученик самостоятельно изучает тему, а взрослый руководит его мыслительной дея­тельностью. Математические вычисления доступны каждому ребенку. Главное здесь — научить разби­раться в порядке действий (вспоминать все время наказ птичек).

Следующий этап работы: усложняется задание, предлагаются примеры на 3, 4, 5 действий:

40 + 21:7-10

60-4-5 + 36:6-10

Ребенок уже сам объясняет порядок действий в таких примерах. Это любимое его занятие, он реша­ет такие примеры с удовольствием и всякий раз объ­ясняет порядок действий уже без ошибок.

На последующих этапах появляются примеры с использованием скобок:

100-70+(4 '5+10:2)

40+(5* 6-12:3)-3 • 5

В помощь малышу дается другая таблица на по­рядок действий. Правда, она уже знакома ему с на­чала года, когда самостоятельно изучали решение примеров на сложение и вычитание в 2 действия с применением скобок.

Таблица образно напоминает, что в первую оче­редь надо выполнять действия в скобках.

Вот и разобрался ваш ребенок с трудным материалом по математике, а теперь заглянем в учебник > русского языка. Правила, правила, правила!.. Не за­поминаются они сразу потому, что не понимает их ребенок.

Давайте ему поможем одолеть это. А что, если правила по наиболее трудным разделам программы зарисовать. Да, да! Взять да и Нарисовать то, что представляешь, когда прочитаешь одно из них. Самое трудное — проверка безударной гласной в корне слова. Чтобы подойти к изучению этой темы, проследите, чтобы ребенок умел правильно ставить Я ударение, определять ударный и безударный слоги,да еще видеть корень слова, путем подбора однокоренных слов.
И только после этого переходите к таблице "Безударная гласная в корне слова".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: