Тема: Безударная гласная в корне слова;
План работы по таблице.
1. Найди в слове "зима" безударный и ударный слоги.
2. Определи в безударном слоге безударную гласную [е] или [и].
3. Сделай ее ударной. Ударь, как это показывает Буратино (произнеси ее с нажимом, выдели голосом).
4. Определи проверочное слово и подбери еще несколько слов. Запомни два способа проверки:
1) изменение слова, чтобы гласный оказался под ударением;
2) подбор однокоренного слова, где тот же гласный под ударением
садыв лесу
сад лес
садик перелески
Не успели одолеть одно правило, как на подходе уже и другое. Опять ошибки, но теперь на правописание звонкой и глухой согласной.
Проверьте, умеет ли ребенок отличать гласный звук от согласного, слышит ли он разницу в произношении звонкого [д] и глухого [т].
А теперь покажите ему таблицу по этой теме и разберите с ним вместе правило, пользуясь картинкой.
Тема: Правописание звонкой и глухой согласной в конце слова.
Грустный гриб. Никто не знает, какую букву писать на конце его слова. Вот и ежик с белочкой тоже думают. Но кто же из них прав? Почему?
|
|
Оказывается, надо всегда звать на помощь гласные — палочки-выручалочки. Это они подскажу, какую букву писать!
— Молодец ежик! Спасибо, белочка. Выручили, вы меня. А теперь расскажите ребятам, как вы меня спасли.
Тема: Правописание звонкой и глухой согласной в середине слова
— Как же написать слово ягодка? Какой звук слышится в середине слова? А какую букву мы напишем? Как помогает нам муравей?
Он предлагает убрать стоящую рядом согласную, тогда гласная займет ее место и звук услышим четко. Опять выручили гласные!
Такую же работу проводим со словом «травка»
Таблица "Однокоренные слова" (родственные)
Покажите ребенку все этапы разбора слов по со ставу.
1. Окончание (с него всегда начинают разбор слова) — изменяемая часть слова.
В таблице оно изображено как ботинки, мы меняем их на тапочки, при этом слово остается без изменения. Изменяется только окончание.
вода / воды
2. Основа слова — все, что осталось после окончания.
3. Корень слова— сердце его (входит в основу). т
Найти корень слова путем подбора родственных слов — корень никогда не изменится, он одинаков во всех словах.
вода водичка водяной
При разборе слов по составу надо уметь найти
1) окончание
2) корень
и обязательно доказать это.
Приставка всегда слева от корня, суффикс – с права.
Эта тема очень трудная для ребенка и поэтому мы рекомендуем провести ряд упражнений на предмет выбора проверочного слова из группы однокоренных слов, которые подберет и запишет ребенок.
1) -Предлагаем слова:
|
|
сад лес
2) Пишем под каждым однокоренные слова:
Сад лес
садик лесник
садовник лесничий
посадка лесная
перелески
3) Ставим ударение в каждом слове, находим слово с ударной гласной в корне и подчеркиваем его.
Оно-то и будет проверочным к проверяемому,