Гуманизация условий воспитания

Участие в разработке и практической проверке новых моделей учебно-воспитательного процесса в школах, анализ процессов, которые при этом происходят, дает нам основание утверждать, что главным условием гуманизации воспитания является последовательная демократизация всей школьной жизни.

Наиболее существенные для гуманизации воспитания осо­бенности демократических преобразований связаны с инно­вационными процессами, включающими переориентацию целей школы с обучения на воспитание личности, заботу о полноценном и всестороннем развитии, детей в начальной школе дифференциацию обучения с учетом особенностей, по­требностей и желания учащихся, учителей и родителей, повышенное педагогическое внимание к интересам детей, сочетаемое с их диагностикой коррекцией, вариативностью организации жизнедеятельности детей создание условий для саморегуляцин и проявления гражданской активности лич­ности на всех ступенях обучения и др.

Опыт школ, являющихся авангардными зонами педаго­гической практики, позволяет выделить основные условия организации воспитания, способствующие его гуманизации.

В их числе:

— единство воспитания и жизни детей, организация вос­питания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в школе, семье, микрорайоне;

— открытость воспитательной системы окружающему социуму участие многих людей в охране и социальной защите детей, заботе о материальном и духовном обогащенииихжизнедеятельности;

— нерегламентированное содержание воспитания, насы­щение его реальными проблемами детской жизни, использование жизненных' и воспитательных ситуаций для прожива­ния детьми нравственно ценных эмоциональных состояний, приобретения опыта принятия решений, выбора поступка, рефлексии по поводу совершенного, включения, в. процессы самовоспитания и т. д.

Реализация этих условий существенным образом меняет характер воспитательных отношений, превращая их из субъект-объектных в субъект-субъектные, партнерские отношения. Организация воспитания как творческой жизнедеятельности предполагает отношение воспитателя к ребенку не как к объекту воздействия, а как к реализующему и самореализующемуся субъекту жизни. Открытость воспитательной системы расширяет возможности диалога и сотрудничества детей со взрослыми в решении социальных проблем, а нерегламентированность содержания, насыщение воспитания реаль­ными проблемами жизни детей создает условия для активного включения детей в жизнетворчество.

Важным условием гуманитарной воспитательной практики является педагогическое сотрудничество с детскими не формальными объединениями и новыми общественными организациями. В современных, условиях, когда пионерская и комсомольская организации перестали быть единственными формами общественной жизни детей и подростков, когда возникают новые общественные объединения учащейся молодёжи, важно оказывать необходимую помощь и поддержку объединениям и организациям, 'которые становятся сферой свободного выбора и проявления социального творчества и социальной активности учащихся.

Решить задачи гуманизации воспитания школа не может без действительного ее единства с семьей. Необходимо изменить взгляд на семью, признать за ней роль основного института социализации личности, уважая семью, осуществлять партнерские отношения с ней в педагогическом, процессе. По­вышение социального и воспитательного престижа семьи требует решения ряда конкретных задач, направленных на ока­зание помощи родителям в овладении основами педагогиче­ской культуры, создания центров и консультпунктов психолого-педагогической помощи семье, осуществления индивиду­альной работы с отдельными семьями, открытия воскресных семейных школ, бережного отношения к очагам народной пе­дагогики, положительному опыту семейного воспитания, воз­рождения национальной семейно-бытовой культуры.

По нашему замыслу, каждая семья может с помощью педагогов определиться в собственной программе семейного воспитания, отвечающей социальным ожиданиям родителей, общества, интересам и возможностям ребенка и специфичес­ким условиям семейного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: