Разработка методов социально-активного воспитания

Отношение к ребенку как субъекту жизнедеятельности и педагогического взаимодействия требует изменения традицион­ной системы методов воспитания. Необходим переход от их разработки как способов организации деятельности и педа­гогического воздействия на сознание и поведение личности (что ведет к неразличению понятия метода и средства воспи­тания) к пониманию их как механизмов воспитания, его дви­жущих сил. Выбор метода всегда концептуален. Педагог со­знательно или стихийно всегда пользуется тем набором мето­дов, которые отвечают его представлению о сущности воспи­тания.

Под влиянием взгляда на воспитание как воздействия па личность сформировалась и прочно утвердилась в прак­тике система методов, которые имели внешний по отношению к воспитательному процессу характер. Деятельностный под­ход к воспитанию привел к разработке новой системы мето­дов воспитания, основанной на идее единства сознания и дея­тельности.

Переход к рассмотрению воспитания как гуманитарной практики требует взглянуть на методы.как механизмы твор­ческого воспитания, запуск которых обеспечивает не только возвращение ребенку роли активного субъекта нравственного воспитания, но и его творческое развитие как человека культуры. Условно мы называем их — методы социально-ак­тивного воспитания. В их числе: создание учащимися раз­личных материальных и духовных ценностей культуры (кол­лективное и индивидуальное творчество), свободный выбор детьми способов и форм культурной жизнедеятельности, жизнетворчества, трансляции и усвоения культурных ценностей, моральная деятельность, направленная на сохранение и воз­рождение национальной культуры и др.

В работе воспитателя, создающего условия для творчес­кой самореализации ребенка, особое значение имеет исполь­зование различных способов коррекции развития, а также методов оказания помощи ученикам в решении их жизненных проблем, в их самоопределении. Педагог пользуется метода­ми, обеспечивающими защиту личности ребенка и его суве­ренитета в школьной жизни, помогает семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка, в анализе и улучшении ситуации и методов семейного воспитания и др.

Самое главное в деятельности воспитателя—забота о ре­бенке, охрана его прав в школьной жизни, создание ему ус­ловий свободного выбора внеурочных дел, обеспечение усло­вий для творческого саморазвития, самоорганизации, само­воспитания. Классный руководитель, так же, как и учитель, имеет право на авторскую воспитательную программу, с учетом интересов детей самостоятельно определять формы. методы и содержание воспитания, при условии, что они да­ют социально и педагогически ценные результаты.

Пересмотр педагогических позиций, содержания и мето­дов воспитания в направлении их гуманизации предполагает соответствующее изменение форм его организации. Необхо­димо освоение таких форм воспитательной работы, которые гуманизируют личность:.выявляют ее индивидуальные свой­ства, ставят учащегося в позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности, учат диалогическому общению, развивают эмоциональную сферу, воспитывают потребность в человеке и т. д. Практика подсказывает, что более всего этим требованиям удовлетворяются игровые, театрализованные, ситуативно-творческие формы воспитательной работы. Это уроки-спектакли, уроки-фантазии, уроки-концерты; твор­ческие акции, ринги, сборы: сюжетно-ролевые игры, само­развивающиеся морально-эстетические ситуации, фольклор­ные праздники; школьный референдум, открытый микрофон; психологические практикумы и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: