Отношение к ребенку как субъекту жизнедеятельности и педагогического взаимодействия требует изменения традиционной системы методов воспитания. Необходим переход от их разработки как способов организации деятельности и педагогического воздействия на сознание и поведение личности (что ведет к неразличению понятия метода и средства воспитания) к пониманию их как механизмов воспитания, его движущих сил. Выбор метода всегда концептуален. Педагог сознательно или стихийно всегда пользуется тем набором методов, которые отвечают его представлению о сущности воспитания.
Под влиянием взгляда на воспитание как воздействия па личность сформировалась и прочно утвердилась в практике система методов, которые имели внешний по отношению к воспитательному процессу характер. Деятельностный подход к воспитанию привел к разработке новой системы методов воспитания, основанной на идее единства сознания и деятельности.
Переход к рассмотрению воспитания как гуманитарной практики требует взглянуть на методы.как механизмы творческого воспитания, запуск которых обеспечивает не только возвращение ребенку роли активного субъекта нравственного воспитания, но и его творческое развитие как человека культуры. Условно мы называем их — методы социально-активного воспитания. В их числе: создание учащимися различных материальных и духовных ценностей культуры (коллективное и индивидуальное творчество), свободный выбор детьми способов и форм культурной жизнедеятельности, жизнетворчества, трансляции и усвоения культурных ценностей, моральная деятельность, направленная на сохранение и возрождение национальной культуры и др.
|
|
В работе воспитателя, создающего условия для творческой самореализации ребенка, особое значение имеет использование различных способов коррекции развития, а также методов оказания помощи ученикам в решении их жизненных проблем, в их самоопределении. Педагог пользуется методами, обеспечивающими защиту личности ребенка и его суверенитета в школьной жизни, помогает семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка, в анализе и улучшении ситуации и методов семейного воспитания и др.
Самое главное в деятельности воспитателя—забота о ребенке, охрана его прав в школьной жизни, создание ему условий свободного выбора внеурочных дел, обеспечение условий для творческого саморазвития, самоорганизации, самовоспитания. Классный руководитель, так же, как и учитель, имеет право на авторскую воспитательную программу, с учетом интересов детей самостоятельно определять формы. методы и содержание воспитания, при условии, что они дают социально и педагогически ценные результаты.
|
|
Пересмотр педагогических позиций, содержания и методов воспитания в направлении их гуманизации предполагает соответствующее изменение форм его организации. Необходимо освоение таких форм воспитательной работы, которые гуманизируют личность:.выявляют ее индивидуальные свойства, ставят учащегося в позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности, учат диалогическому общению, развивают эмоциональную сферу, воспитывают потребность в человеке и т. д. Практика подсказывает, что более всего этим требованиям удовлетворяются игровые, театрализованные, ситуативно-творческие формы воспитательной работы. Это уроки-спектакли, уроки-фантазии, уроки-концерты; творческие акции, ринги, сборы: сюжетно-ролевые игры, саморазвивающиеся морально-эстетические ситуации, фольклорные праздники; школьный референдум, открытый микрофон; психологические практикумы и др.