Реализация новых концептуальных подходов возможна при условии существенного повышения уровня педагогической культуры, профессионализма и личной ответственности воспитателей.
Признание ученика высшей ценностью, формирование нового педагогического мышления, в основе которого лежат одобряемые обществом установки на гуманизм и сотрудничество с детьми, реализацию прав 'каждой личности на образование и развитие, отвечающее ее индивидуальности, все это — духовные ценности современной педагогической культуры, которые при условии овладения ими находят конкретное выражение в стиле педагогической деятельности, являющейся практической сферой существования педагогической культуры.
Ориентация людей на творческие виды деятельности выступает в настоящее время общей тенденцией развития культуры. Очевидно, и педагогическую культуру 'следует рассматривать как способ творческого освоения педагогической деятельности. В свете этого особое значение.приобретают механизмы ее передачи и развития, особенно в процессе подготовки учителей.
|
|
Не отрицая преемственности, традиций и других репродуктивных механизмов, следует указать на приоритетное значение креативных механизмов, способствующих овладению учителями и другими воспитателями-практиками опытом творческой педагогической деятельности. Среди них определяющую роль играют процессы, интеграции педагогической науки и практики: создание учебно- научно-педагогических комплексов, организация на базе учебно-воспитательных учреждений экспериментальных площадок, совместное социально-педагогическое и научно-методическое творчество учителей и ученых и др.
В индивидуально-личностном плане мы рассматриваем педагогическую культуру как сущностную характеристику целостной личности педагога, представляющую собой реализуемую им динамическую систему педагогических ценностей, деятельности и профессионального поведения. В качестве компонентов этой системы, подлежащих оценке, выделяем:
а) педагогическую позицию; б) профессиональные знания и культуру педагогического мышления; в) профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляцию личности и культуру профессионального поведения педагога. Отличие одного уровня педагогической культуры от другого на индивидуальном уровне связываем со степенью осознанности воспитателем своей педагогической позиции, пониманием особенностей собственной воспитательной деятельности и поведения (развитостью способности к 'педагогической рефлексии), устойчивостью потребности в творческом самосовершенствовании, действенностью способов повышения собственной педагогической культуры.
|
|
С этих позиций мы мыслим воспитателя-профессионала как педагога, глубоко владеющего знаниями о человеке и тех процессах, которые происходят с ним в ходе воспитания, умеющего диагностировать и корректировать процессы социализации, развития, самоопределения, формирования индивидуальности, интеграции личности как субъекта собственной жизни, культуры и исторического процесса. Все это требует персонализации воспитания, т. е. создания в школе, микрорайоне института освобожденных воспитателей-профессионалов. Разделение школьной жизни на академическую и клубную, внеклассную, которое уже произошло в ряде школ, практически подтверждает это.