Персонализация воспитания

Реализация новых концептуальных подходов возможна при условии существенного повышения уровня педагогичес­кой культуры, профессионализма и личной ответственности воспитателей.

Признание ученика высшей ценностью, формирование но­вого педагогического мышления, в основе которого лежат одобряемые обществом установки на гуманизм и сотрудниче­ство с детьми, реализацию прав 'каждой личности на образо­вание и развитие, отвечающее ее индивидуальности, все это — духовные ценности современной педагогической культуры, которые при условии овладения ими находят конкретное вы­ражение в стиле педагогической деятельности, являющейся практической сферой существования педагогической куль­туры.

Ориентация людей на творческие виды деятельности вы­ступает в настоящее время общей тенденцией развития куль­туры. Очевидно, и педагогическую культуру 'следует рассмат­ривать как способ творческого освоения педагогической дея­тельности. В свете этого особое значение.приобретают меха­низмы ее передачи и развития, особенно в процессе подго­товки учителей.

Не отрицая преемственности, традиций и других репро­дуктивных механизмов, следует указать на приоритетное зна­чение креативных механизмов, способствующих овладению учителями и другими воспитателями-практиками опытом творческой педагогической деятельности. Среди них опреде­ляющую роль играют процессы, интеграции педагогической науки и практики: создание учебно- научно-педагогических комплексов, организация на базе учебно-воспитательных уч­реждений экспериментальных площадок, совместное социаль­но-педагогическое и научно-методическое творчество учите­лей и ученых и др.

В индивидуально-личностном плане мы рассматриваем педагогическую культуру как сущностную характеристику целостной личности педагога, представляющую собой реали­зуемую им динамическую систему педагогических ценностей, деятельности и профессионального поведения. В качестве компонентов этой системы, подлежащих оценке, выделяем:

а) педагогическую позицию; б) профессиональные знания и культуру педагогического мышления; в) профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляцию личности и культуру профессионального по­ведения педагога. Отличие одного уровня педагогической куль­туры от другого на индивидуальном уровне связываем со степенью осознанности воспитателем своей педагогической позиции, пониманием особенностей собственной воспитатель­ной деятельности и поведения (развитостью способности к 'пе­дагогической рефлексии), устойчивостью потребности в твор­ческом самосовершенствовании, действенностью способов по­вышения собственной педагогической культуры.

С этих позиций мы мыслим воспитателя-профессионала как педагога, глубоко владеющего знаниями о человеке и тех процессах, которые происходят с ним в ходе воспитания, умеющего диагностировать и корректировать процессы социализации, развития, самоопределения, формирования ин­дивидуальности, интеграции личности как субъекта собст­венной жизни, культуры и исторического процесса. Все это требует персонализации воспитания, т. е. создания в школе, микрорайоне института освобожденных воспитателей-про­фессионалов. Разделение школьной жизни на академическую и клубную, внеклассную, которое уже произошло в ряде школ, практически подтверждает это.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: