6.1. Школа может выполнить воспитательные функции лишь при условии субъектно-личностной направленности своей деятельности, что требует целенаправленного и разностороннего изучения каждого школьника на всех этапах его пребывания в школе.
Педология должна стать одной из важнейших областей педагогической науки и учебных дисциплин в педагогическом вузе. Учитель, хорошо знающий общую и возрастную психологию, вооруженный компактными и эффективными методиками, сможет глубоко проникнуть в мир ребенка, увидеть его своеобразие, понять мотивы отношений и поведения, вовремя скорректировать их.
Школа испытывает острую потребность в психологах, социальных работниках, психиатрах, медиках, психологической и коррекционной службах. Только при условии всестороннего изучения ребенка возможны разработка индивидуальных вариантов воспитания и развития школьника, реальное воплощение в жизнь принципа гуманизации школы.
6.2. Воспитание органично сопряжено с обучением. Именно обучение формирует у учащихся целостную картину мира, в которой в образно-понятийной форме находят отражение основные закономерности и механизмы существования и развития природы, общества, человека.
|
|
Правильно организованное обучение стимулирует развитие творческих сил детей, формирует эмоционально-ценностное отношение к обществу, людям и себе.
Действующие в школах учебные планы, программы, учебники пришли из далекого прошлого и не соответствуют социальным реалиям и особенностям молодежи конца 20-го века. Актуальной задачей педагогики является определение базового компонента современного содержания общего образования, который является фундаментом общей культуры.молодежи, «стартовой 'площадкой» для дальнейшего развития и саморазвития.
6.3. В базовом компоненте общего среднего образования целесообразно усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин; традиционные предметы следует дополнить новыми, содержащими человековедческий материал и помогающими молодежи понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим, проектировать свою жизнь. В этом контексте возможно включение в школьные программы религии как феномена человеческой культуры и собрания общечеловеческих нравственных ценностей.
6.4. Особое место в базовом образовании займут искусство, художественная деятельность учащихся, а также большой объем спортивных занятий, создающих гармонию физического и духовного начала в человеке.
Базовое содержание образования предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения, отвечающих как интересам и способностям каждого учащегося, так и задаче обеспечения всем высокого качества образования.
|
|
6.5. Принцип народности пронизывает все содержание базового образования. Оно неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обрядностью народа, частью которого является школа. Подлинно народная школа укрепляет связи между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, стране, развивает чувство принадлежности к народу и ответственности за продолжение и честь своего рода через народную песню, музыку, танцы, одежду, развитие традиционных промыслов, изучение истории, заботу о родной природе, памятниках старины.
6.6. Учение — главная составляющая жизнедеятельности каждого ученика. От успешности или провалов в учении во многом зависит самочувствие ребенка, его жизненный тонус, статус в группе, отношения со взрослыми. Отстающие ученики чаще всего отчуждаются от школы и становятся несовершеннолетними правонарушителями.
Задача школы — создать условия для успешной учебы всех учащихся. Необходимы дифференциация и индивидуализация учебного процесса, разнообразная педагогическая поддержка отстающих (коррекционные группы, учителя-репетиторы, альтернативные классы, компьютерные учебные программы для отстающих и т. п.). Для нравственного становления, нормального развития ребенка важно ощущение успеха и уверенности в себе в главном деле — учении.
6.7. Коренное изменение сложившихся стереотипов в формах и методах учебной работы — один из путей повышения эффективности воспитательного потенциала школы. Преодолеть пассивность учащихся, переизбыток рационализма и репродуктивности возможно лишь при условии активизации методов и приемов обучения, обращения к эффективной сфере человека (дидактические игры, драматизация, ролевые игры и др.), разнообразия форм обучения (лекции, семинары, обучение в малых группах — «кооперативное» обучение и т. д.).
6.8. Кардинальной перестройки требуют содержание и организация труда в школе; формализм, унификация, примитивизм, бюрократизм отчуждают школьников от труда в
Школе. Из средства нравственного воспитания ученика 011 становится средством его личностной деформации.
В основу содержания и организации труда следует положить принципы вариантности, гибкости, индивидуализации. учет интересов детей, гуманистическую ориентацию. Выдержавшие испытания временем виды и формы труда важно дополнить милосердной и благотворительной деятельностью, работой по сохранению исторических памятников, восстановлению народных промыслов. Весьма перспективны ученические кооперативы, реализующие свою продукцию, в сочетании с индивидуальными трудовыми проектами (особе». • но в сельском хозяйстве).
Важен и свободный труд учащихся, связанный с удовлетворением их индивидуальных интересов и планов (техническое творчество, сельскохозяйственное опытничество, изготовление поделок для дома, школы, общины и т. д.). Такой труд требует создания «свободных мастерских», 'куда ученик
может прийти в любое время, получить помощь и консультацию.
6.9. Клубная деятельность — 'особая сфера жизнедеятельности учащихся. Максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей — важные принципы ее организации. Именно клубная деятельность при правильной организации создает неограниченные возможности каждому ребенку реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение нужности и полезности себя, уверенности в своих силах, что повышает степень нравственной устойчивости человека. Разнообразие клубной деятельности возможно при условии привлечения в школу широкой общественности, умельцев-энтузиастов, которые могут работать с детьми.
|
|
6.10. Эстетизация школы, ее окружения, всей жизни детей — необходимый путь гуманизации воспитания. Для этого недостаточно уроков художественного цикла. Важно, чтобы в школе все дети пели, танцевали, все умели выразить себя в художественной деятельности.
6.11. Воспитательный потенциал школы может быть повышен гуманизацией сферы общения детей. Зачастую эта сфера искусственно ограничивается как в малокомплектных школах, так и в школах-гигантах. Общению необходимо учить, корректировать его. Общение должно быть не только организованным,но и свободным, неформальным. В школе можно иметь места для «тусовок», свободного общения, «комнату шума», где можно покричать, побороться.
6.12. Воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства и демократии требует, чтобы школа строилась как подлинно демократическая община, способная к самоуправлению и само регуляции. В ее избранных управленческих органах (конференция, совет, комитеты) учащиеся принимают непосредственное и активное участие совместно с учителями, родителями, общественностью.
Учащиеся создают различные объединения по интересам (клубы, кружки, театры, кооперативы, спортивные, благотворительные, художественные общества, творческие мастерские и т. п.).
6.13. В условиях многопартийности школа не должна быть объектом политической борьбы различных партий. В связи с этим не представляется целесообразным иметь детские политические организации в школе. Однако весь дух школы, содержание образования направлено на формирование патриота своей страны, активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, что позволяет ему делать самостоятельно разумный политический выбор.