Повышение воспитательного потенциала массовой школы

6.1. Школа может выполнить воспитательные функции лишь при условии субъектно-личностной направленности своей деятельности, что требует целенаправленного и разносто­роннего изучения каждого школьника на всех этапах его пребывания в школе.

Педология должна стать одной из важнейших областей педагогической науки и учебных дисциплин в педагогичес­ком вузе. Учитель, хорошо знающий общую и возрастную психологию, вооруженный компактными и эффективными методиками, сможет глубоко проникнуть в мир ребенка, увидеть его своеобразие, понять мотивы отношений и пове­дения, вовремя скорректировать их.

Школа испытывает острую потребность в психологах, социальных работниках, психиатрах, медиках, психологичес­кой и коррекционной службах. Только при условии всесто­роннего изучения ребенка возможны разработка индивиду­альных вариантов воспитания и развития школьника, реаль­ное воплощение в жизнь принципа гуманизации школы.

6.2. Воспитание органично сопряжено с обучением. Именно обучение формирует у учащихся целостную картину мира, в которой в образно-понятийной форме находят отра­жение основные закономерности и механизмы существования и развития природы, общества, человека.

Правильно организованное обучение стимулирует раз­витие творческих сил детей, формирует эмоционально-ценно­стное отношение к обществу, людям и себе.

Действующие в школах учебные планы, программы, учебники пришли из далекого прошлого и не соответствуют социальным реалиям и особенностям молодежи конца 20-го века. Актуальной задачей педагогики является определение базового компонента современного содержания общего об­разования, который является фундаментом общей культу­ры.молодежи, «стартовой 'площадкой» для дальнейшего развития и саморазвития.

6.3. В базовом компоненте общего среднего образования целесообразно усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин; традиционные предметы следует допол­нить новыми, содержащими человековедческий материал и помогающими молодежи понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим, проектировать свою жизнь. В этом контексте возможно включение в школьные програм­мы религии как феномена человеческой культуры и собра­ния общечеловеческих нравственных ценностей.

6.4. Особое место в базовом образовании займут ис­кусство, художественная деятельность учащихся, а также большой объем спортивных занятий, создающих гармонию физического и духовного начала в человеке.

Базовое содержание образования предполагает диффе­ренциацию и индивидуализацию обучения, отвечающих как интересам и способностям каждого учащегося, так и задаче обеспечения всем высокого качества образования.

6.5. Принцип народности пронизывает все содержание базового образования. Оно неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обрядностью народа, частью кото­рого является школа. Подлинно народная школа укрепляет связи между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, стране, развивает чувство принадлежности к на­роду и ответственности за продолжение и честь своего рода через народную песню, музыку, танцы, одежду, развитие традиционных промыслов, изучение истории, заботу о род­ной природе, памятниках старины.

6.6. Учение — главная составляющая жизнедеятельнос­ти каждого ученика. От успешности или провалов в учении во многом зависит самочувствие ребенка, его жизненный то­нус, статус в группе, отношения со взрослыми. Отстающие ученики чаще всего отчуждаются от школы и становятся не­совершеннолетними правонарушителями.

Задача школы — создать условия для успешной учебы всех учащихся. Необходимы дифференциация и индивидуализация учебного процесса, разнообразная педагогическая поддержка отстающих (коррекционные группы, учителя-ре­петиторы, альтернативные классы, компьютерные учебные программы для отстающих и т. п.). Для нравственного ста­новления, нормального развития ребенка важно ощущение успеха и уверенности в себе в главном деле — учении.

6.7. Коренное изменение сложившихся стереотипов в формах и методах учебной работы — один из путей повы­шения эффективности воспитательного потенциала школы. Преодолеть пассивность учащихся, переизбыток рациона­лизма и репродуктивности возможно лишь при условии ак­тивизации методов и приемов обучения, обращения к эф­фективной сфере человека (дидактические игры, драмати­зация, ролевые игры и др.), разнообразия форм обучения (лекции, семинары, обучение в малых группах — «коопера­тивное» обучение и т. д.).

6.8. Кардинальной перестройки требуют содержание и организация труда в школе; формализм, унификация, при­митивизм, бюрократизм отчуждают школьников от труда в

Школе. Из средства нравственного воспитания ученика 011 становится средством его личностной деформации.

В основу содержания и организации труда следует поло­жить принципы вариантности, гибкости, индивидуализации. учет интересов детей, гуманистическую ориентацию. Выдер­жавшие испытания временем виды и формы труда важно дополнить милосердной и благотворительной деятельностью, работой по сохранению исторических памятников, восстановлению народных промыслов. Весьма перспективны уче­нические кооперативы, реализующие свою продукцию, в сочетании с индивидуальными трудовыми проектами (особе». • но в сельском хозяйстве).

Важен и свободный труд учащихся, связанный с удов­летворением их индивидуальных интересов и планов (техническое творчество, сельскохозяйственное опытничество, изготовление поделок для дома, школы, общины и т. д.). Такой труд требует создания «свободных мастерских», 'куда ученик

может прийти в любое время, получить помощь и консульта­цию.

6.9. Клубная деятельность — 'особая сфера жизнедея­тельности учащихся. Максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей — важные принципы ее организации. Именно клубная деятельность при правильной организации создает неограниченные возможности каждому ребенку реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение нужности и полезности себя, уверенности в своих силах, что по­вышает степень нравственной устойчивости человека. Раз­нообразие клубной деятельности возможно при условии при­влечения в школу широкой общественности, умельцев-энту­зиастов, которые могут работать с детьми.

6.10. Эстетизация школы, ее окружения, всей жизни де­тей — необходимый путь гуманизации воспитания. Для это­го недостаточно уроков художественного цикла. Важно, что­бы в школе все дети пели, танцевали, все умели выразить себя в художественной деятельности.

6.11. Воспитательный потенциал школы может быть по­вышен гуманизацией сферы общения детей. Зачастую эта сфера искусственно ограничивается как в малокомплектных школах, так и в школах-гигантах. Общению необходимо учить, корректировать его. Общение должно быть не только организованным,но и свободным, неформальным. В школе можно иметь места для «тусовок», свободного общения, «комнату шума», где можно покричать, побороться.

6.12. Воспитание учащихся в духе свободы, личного до­стоинства и демократии требует, чтобы школа строилась как подлинно демократическая община, способная к самоуправ­лению и само регуляции. В ее избранных управленческих ор­ганах (конференция, совет, комитеты) учащиеся принимают непосредственное и активное участие совместно с учителями, родителями, общественностью.

Учащиеся создают различные объединения по интересам (клубы, кружки, театры, кооперативы, спортивные, благотво­рительные, художественные общества, творческие мастерские и т. п.).

6.13. В условиях многопартийности школа не должна быть объектом политической борьбы различных партий. В связи с этим не представляется целесообразным иметь дет­ские политические организации в школе. Однако весь дух школы, содержание образования направлено на формирова­ние патриота своей страны, активного гражданина, облада­ющего политической культурой, критическим мышлением, что позволяет ему делать самостоятельно разумный полити­ческий выбор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: