Педагог как воспитатель

7.1. Особо важная роль в воспитании принадлежит пе­дагогу, учителю, воспитателю. В наше время это фигура ско­рее трагическая: он в условиях общего кризиса создает че­ловека, он должен не только дать ему основы человеческой культуры, но и уберечь от моральной деградации, нравствен­ной гибели.

Требования к педагогу в современных условиях в зна­чительной мере изменились. Сегодня нужен не просто «урокодатель», умеющий передать некую сумму знаний, строго определенную программами; не только организатор, клас­сный.руководитель, наставник, способный занять на некото­рое время учащихся каким-либо общим делом, осуществить педагогический надзор над группой вверенных ему учеников, студентов. Нужен широко образованный гуманист-интелли­гент, убежденный друг молодежи, настоящий профессионал, обладающий следующими качествами:

— это человек нового мышления, внутреннесвободный от типичных комплексов, сформированных долгими годамитоталитарной системы;

— современный воспитатель сориентирован на человека и прежде всего на ребенка как на высшую ценность. В каж­дом воспитаннике он видит не просто свое отражение и про­должение, а, прежде всего, уникальную человеческую лич­ность. Осуществление личностного подхода, таким образов, является магистральной линией воспитания и предполагает в педагогике определенную альтруистическую направлен­ность;

— воспитатель и сам по себе — яркая, неповторимая индивидуальность, привлекающая детей как личность. Он стремится быть носителем общечеловеческих ценностей, вы­разителем глубоких и разнообразных знаний, связанных с общечеловеческой и национальной культурой. Он постоянно работает над развитием своей незаурядности, ибо понимает, что быть личностью — его профессиональная обязанность;

— творчество — важное качество воспитателя, что тре­бует преодоления отживших штампов и стереотипов, поиска нетрадиционных воспитательных технологий, новых выводов из стандартных ситуаций, готовность принять на себя ответ­ственность за педагогическое новаторство. Вместе с тем, осоз­нанное стремление к новизне не исключает, а предполагает бережное отношение к накопленному отечественному и миро­вому педагогическому опыту.

7.2. Труд современного воспитателя все более напомина­ет труд исследователя. Он испытывает постоянную потреб­ность в научном осмыслении педагогической реальности, это оберегает его от лженоваторства и мифотворчества, от сует­ливого авангардизма и порханий из крайности в крайность. Опора на науку — признак высшего пилотажа» в воспита­нии;

— воспитатель — это высокий профессионал, позво­ляющий просчитать варианты педагогического действия, про­гнозировать возможныеих результаты, владеющий приема­ми анализа и самоконтроля. Воспитатель умеет педагогиче­ски осмыслить новые политические условия воспитания, при­ход в школу рыночных отношений, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности, чтобы не дать ни политике, ни рынку возобладать над педагогикой;

— для воспитателя характерны вера в человека, в поль­зу и правоту своего дела. Без педагогического оптимизма не может быть успеха. Нельзя воспитывать ребенка в мрачном настроении. Молодежь не любит нытиков, паникеров и зануд. Но сохранение мажора, улыбки, оптимизма требует сегодня от педагога большого мужества, определенной силы харак­тера, незаурядного профессионализма.

7.3. Современный воспитатель как профессионал готовит­ся в средних специальных и высших педагогических учебных заведениях. Однако сегодняшнее педагогическое образование практически не готовит своих выпускников к воспитательной работе, у молодых учителей в массе своей нет ни вкуса, ни знаний и умений для ее выполнения. Они настроены препо­давать, поучать, но не воспитывать.

Не подготовлены как педагоги-воспитатели работники внешкольных учреждений (их вообще никто не готовит). Это — умельцы, любящие детей и стремящиеся передать им свой опыт, знания, увлеченность. Но они имеют весьма при­близительные знания в области педагогики и психологии о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о процес­се их личностного развития.

7.4. В коренной перестройке нуждается система подго­товки учителей и педагогическое образование. Как свиде­тельствует передовая практика, основные пути перестройки

состоят в следующем:

— построение системы на принципах вариативности, гиб­кости,.разнообразия, которые создают условия для подготов­ки и переподготовки педагогов-воспитателей различных про­филей и для разных воспитательных учреждений, могут учесть индивидуальный опыт и психологические особенности будущего воспитателя, его затруднения при повышении ква­лификации;

— создание механизма, препятствующего приходу в пе­дагогические учебные заведения случайных людей, не уме­ющих работать с детьми и не любящих их. Не слепой кон­курс, а характеристика школы, фиксирующая эффективный опыт абитуриента в работе с детьми, должны решать вопрос

о приеме;

— повышение статуса и роли всей совокупности предме­тов, дающих знания о ребенке, его развитии и воспитания. В этих целях необходимо не только увеличение времени на психолого-педагогические дисциплины, но и педагогическая направленность всех курсов в пединституте, их ориентация на особенности учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание психолого-педагогических дисциплин нуждается в радикальных изменениях. Оно должно быть деидеологизировано, наполнено отечественным и зарубежным опытом воспитания, технологично ориентированным. Студенты нужда­ются не только в теоретических постулатах, но и в педаго­гической технологии. Это требует введения новых курсов, ко­торые позволят будущим педагогам освоить необходимую педагогическую технику;

— перестройка существующей педагогической практики. Принципы ее организации — непрерывность, разнообразие. дифференциация, проблемность, связь с реальной жизнью де­тей. Лучший учитель для студентов — опыт практиков-твор­цов. В педвузах могут быть творческие мастерские педагогов, достигающих выдающихся результатов в воспитании моло­дежи. Поднять эффективность воспитания может только высокообразованный, духовно богатый, любящий детей педагог-воспитатель, который обладает профессиональной свободой и огромным разнообразием методов и средств, учитывающих конкретные задачи, ситуации, группы учащихся.

Настоящая концепция предполагает разноплановое и глубокое реформирование теории и практики воспитания уча­щейся молодежи. Такое реформирование — процесс дли­тельный, только начинающийся в наших условиях и уходя­щий развитием в будущее.

Было бы ошибочно принимать появление данного доку­мента, как подобное уже не раз случалось с наробразованием и со школой ранее, за некий рубеж или некую панацею,

за которой сразу придут мгновенные и радикальные изме­нения.

Последнее невозможно в принципе. Для осуществления любой концепции необходимо не только требующее немало­го времени действительное объединение усилий всех, причаст­ных к воспитанию, но — и это главное — результативные антикризисные меры, стабилизация социально-экономической жизни страны, т. е. важных условий и средств социализации, воспитания и саморазвития личности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: