7.1. Особо важная роль в воспитании принадлежит педагогу, учителю, воспитателю. В наше время это фигура скорее трагическая: он в условиях общего кризиса создает человека, он должен не только дать ему основы человеческой культуры, но и уберечь от моральной деградации, нравственной гибели.
Требования к педагогу в современных условиях в значительной мере изменились. Сегодня нужен не просто «урокодатель», умеющий передать некую сумму знаний, строго определенную программами; не только организатор, классный.руководитель, наставник, способный занять на некоторое время учащихся каким-либо общим делом, осуществить педагогический надзор над группой вверенных ему учеников, студентов. Нужен широко образованный гуманист-интеллигент, убежденный друг молодежи, настоящий профессионал, обладающий следующими качествами:
— это человек нового мышления, внутреннесвободный от типичных комплексов, сформированных долгими годамитоталитарной системы;
— современный воспитатель сориентирован на человека и прежде всего на ребенка как на высшую ценность. В каждом воспитаннике он видит не просто свое отражение и продолжение, а, прежде всего, уникальную человеческую личность. Осуществление личностного подхода, таким образов, является магистральной линией воспитания и предполагает в педагогике определенную альтруистическую направленность;
|
|
— воспитатель и сам по себе — яркая, неповторимая индивидуальность, привлекающая детей как личность. Он стремится быть носителем общечеловеческих ценностей, выразителем глубоких и разнообразных знаний, связанных с общечеловеческой и национальной культурой. Он постоянно работает над развитием своей незаурядности, ибо понимает, что быть личностью — его профессиональная обязанность;
— творчество — важное качество воспитателя, что требует преодоления отживших штампов и стереотипов, поиска нетрадиционных воспитательных технологий, новых выводов из стандартных ситуаций, готовность принять на себя ответственность за педагогическое новаторство. Вместе с тем, осознанное стремление к новизне не исключает, а предполагает бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту.
7.2. Труд современного воспитателя все более напоминает труд исследователя. Он испытывает постоянную потребность в научном осмыслении педагогической реальности, это оберегает его от лженоваторства и мифотворчества, от суетливого авангардизма и порханий из крайности в крайность. Опора на науку — признак высшего пилотажа» в воспитании;
— воспитатель — это высокий профессионал, позволяющий просчитать варианты педагогического действия, прогнозировать возможныеих результаты, владеющий приемами анализа и самоконтроля. Воспитатель умеет педагогически осмыслить новые политические условия воспитания, приход в школу рыночных отношений, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности, чтобы не дать ни политике, ни рынку возобладать над педагогикой;
|
|
— для воспитателя характерны вера в человека, в пользу и правоту своего дела. Без педагогического оптимизма не может быть успеха. Нельзя воспитывать ребенка в мрачном настроении. Молодежь не любит нытиков, паникеров и зануд. Но сохранение мажора, улыбки, оптимизма требует сегодня от педагога большого мужества, определенной силы характера, незаурядного профессионализма.
7.3. Современный воспитатель как профессионал готовится в средних специальных и высших педагогических учебных заведениях. Однако сегодняшнее педагогическое образование практически не готовит своих выпускников к воспитательной работе, у молодых учителей в массе своей нет ни вкуса, ни знаний и умений для ее выполнения. Они настроены преподавать, поучать, но не воспитывать.
Не подготовлены как педагоги-воспитатели работники внешкольных учреждений (их вообще никто не готовит). Это — умельцы, любящие детей и стремящиеся передать им свой опыт, знания, увлеченность. Но они имеют весьма приблизительные знания в области педагогики и психологии о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о процессе их личностного развития.
7.4. В коренной перестройке нуждается система подготовки учителей и педагогическое образование. Как свидетельствует передовая практика, основные пути перестройки
состоят в следующем:
— построение системы на принципах вариативности, гибкости,.разнообразия, которые создают условия для подготовки и переподготовки педагогов-воспитателей различных профилей и для разных воспитательных учреждений, могут учесть индивидуальный опыт и психологические особенности будущего воспитателя, его затруднения при повышении квалификации;
— создание механизма, препятствующего приходу в педагогические учебные заведения случайных людей, не умеющих работать с детьми и не любящих их. Не слепой конкурс, а характеристика школы, фиксирующая эффективный опыт абитуриента в работе с детьми, должны решать вопрос
о приеме;
— повышение статуса и роли всей совокупности предметов, дающих знания о ребенке, его развитии и воспитания. В этих целях необходимо не только увеличение времени на психолого-педагогические дисциплины, но и педагогическая направленность всех курсов в пединституте, их ориентация на особенности учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание психолого-педагогических дисциплин нуждается в радикальных изменениях. Оно должно быть деидеологизировано, наполнено отечественным и зарубежным опытом воспитания, технологично ориентированным. Студенты нуждаются не только в теоретических постулатах, но и в педагогической технологии. Это требует введения новых курсов, которые позволят будущим педагогам освоить необходимую педагогическую технику;
— перестройка существующей педагогической практики. Принципы ее организации — непрерывность, разнообразие. дифференциация, проблемность, связь с реальной жизнью детей. Лучший учитель для студентов — опыт практиков-творцов. В педвузах могут быть творческие мастерские педагогов, достигающих выдающихся результатов в воспитании молодежи. Поднять эффективность воспитания может только высокообразованный, духовно богатый, любящий детей педагог-воспитатель, который обладает профессиональной свободой и огромным разнообразием методов и средств, учитывающих конкретные задачи, ситуации, группы учащихся.
|
|
Настоящая концепция предполагает разноплановое и глубокое реформирование теории и практики воспитания учащейся молодежи. Такое реформирование — процесс длительный, только начинающийся в наших условиях и уходящий развитием в будущее.
Было бы ошибочно принимать появление данного документа, как подобное уже не раз случалось с наробразованием и со школой ранее, за некий рубеж или некую панацею,
за которой сразу придут мгновенные и радикальные изменения.
Последнее невозможно в принципе. Для осуществления любой концепции необходимо не только требующее немалого времени действительное объединение усилий всех, причастных к воспитанию, но — и это главное — результативные антикризисные меры, стабилизация социально-экономической жизни страны, т. е. важных условий и средств социализации, воспитания и саморазвития личности ребенка.