О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи

С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ

Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ

От 19.05.98 № 7/2

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления реаби­литационной работы и специального образования Д.С. Шилова, коллегия констатирует, что за последние годы в Российской Федерации отмечается увеличение количества безнадзорных детей, нуж­дающихся в помощи государства.

По данным МВД России, в 1997 г. сотрудниками органов внут­ренних дел выявлено 63,6 тыс. безнадзорных несовершеннолетних, что на 9% больше, чем в 1996 году.

Одной из причин роста количества безнадзорных детей является семейное неблагополучие. Обостряется проблема социального си­ротства. Число лиц, лишенных родительских прав, возросло за пос­ледние 5 лет в три раза (с 11 до 35 тыс.). На учете в органах внутрен­них дел состоит свыше 183 тысяч родителей и лиц, их заменяю­щих, не выполняющих обязанности по воспитанию детей.

В настоящее время сохраняется практика отчисления обучаю­щихся, воспитанников и самовольного оставления ими по разным причинам образовательных учреждений, что также ведет к увеличе­нию количества безнадзорных детей и совершению ими правонару­шений.

Безнадзорность является одной из форм социальной дезадапта­ции несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявления­ми, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголиза­ция и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

Все большее значение в работе по профилактике безнадзорнос­ти и преодолению сложившейся ситуации, наряду с традиционны­ми образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый тип образовательного учреждения – центры психолого-пе­дагогической и медико-социальной помощи детям (далее – ППМС-центры). Создание нового типа образовательного учреждения выз­вано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества и школы к детям, переходом от авторитарной, запретительной педагогики к педаго­гике сотрудничества, становлением системы комплексного инди­видуального сопровождения развития личности ребенка.

Основой деятельности ППМС-центров является профилактика и предупреждение психолого-педагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека.

В системе образования Российской Федерации создано свыше 400 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам. Позитивные результаты их деятель­ности стали возможны благодаря созданию реабилитационно-воспитательной системы, в основу которой положены принципы гу­манистической педагогики.

Ориентация на лучшие качества ребенка – главный отличи­тельный признак гуманистической педагогики. Знать ребенка, ува­жать его достоинство, верить в его собственные силы и возможно­сти, создавать условия для его самосовершенствования – эти ос­новные идеи гуманистической педагогики К.Д. Ушинского остаются актуальными и сегодня.

Принципы гуманистической педагогики реализуют в своей ра­боте с безнадзорными детьми ППМС-центры Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, г. Губкина Белгородской области, г. Екатеринбурга, Архангельской, Курганской, Орловской, Ростовской, Псковской, Тюменской, Ярославской областей, Ха­баровского края, других регионов России.

В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнад­зорности основными направлениями деятельности центров явля­ются психолого-медико-педагогическое диагностирование и кон­сультирование, экстренная психологическая помощь, социально-трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершенно­летних. Одним из важных направлений деятельности ППМС-центров является оказание своевременной помощи детям, оказавшим­ся в кризисной ситуации, работа с неорганизованными детьми индивидуально и в группах краткосрочного пребывания. При этом обеспечивается равнопартнерская, субъект-субъектная схема пе­дагогического взаимодействия, происходит учет и формирование (коррекция) индивидуально-психологических особенностей, спо­собствующих школьной и социальной адаптации детей и подрос­тков, повышению их обучаемости. Особое место в системе работы с детьми группы риска занимают те ППМС-центры, в которых имеются приюты (стационары).

ППМС-центры тесно взаимодействуют по оказанию индиви­дуально ориентированной педагогической, психологической, со­циальной, правовой и медицинской помощи безнадзорным детям с образовательными учреждениями, семьей, учреждениями соци­альной зашиты, органами здравоохранения, правоохранительны­ми органами и другими службами.

Значительную роль в деятельности ППМС-центров играют пси­хологические службы, которые внедряют в работу центров новей­шие достижения детской, возрастной, педагогической психоло­гии. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фик­сировать качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно использовать средства и методы воспитательной работы. Такая со­вместная согласованная деятельность специалистов центров и ро­дителей формирует у детей положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества, восстанавливает эмоцио­нальную сферу. Многие ППМС-центры непосредственно органи­зуют обучение несовершеннолетних, обеспечивая получение ими основного общего образования. В таких случаях эффективно используются различные формы и методы коррекционно-развивающего обучения. Большую роль в социально-педагогической реаби­литации детей с девиантным доведением, профилактике их без­надзорности и трудовое обучение. При многих ППМС-центрах функционируют учебно-производственные мастерские, где созда­ны рабочие места для осуществления допрофессиональной и на­чальной профессиональной подготовки.

Решение задач, стоящих перед коллективами ППМС-центров, особенно по предупреждению школьной и социальной дезадапта­ции, детской безнадзорности, требует соответствующей профес­сиональной подготовки кадров. Многие ППМС-центры включают своих работников в непрерывную курсовую и межкурсовую под­готовку, способствуя их поэтапному профессиональному продви­жению.

Таким образом, в настоящее время ППМС-центры решают проблемы десятков тысяч детей, которые по разным причинам оказались вне школы или могут оставить ее, если им не будет оказана своевременная профессиональная психолого-педагогичес­кая и медико-социальная помощь и поддержка.

Вместе с тем, наряду с положительными тенденциями разви­тия и ощутимыми результатами работы ППМС-центров, имеются проблемы, требующие своего решения. Особо актуальной в насто­ящее время является разработка и утверждение нормативно-пра­вовой базы деятельности ППМС-центров. В номенклатуру образо­вательных учреждений ППМС-центры не включены из-за отсут­ствия Типового положения. Статус специалистов центров требует более четкого юридического определения.

Острой является потребность в совершенствовании системы под­готовки кадров для ППМС-центров. В ряде случаев ППМС-цент­ры не имеют договоров с образовательными учреждениями для проведения совместной работы с детьми и подростками по про­филактике их школьной дезадаптации, безнадзорности и право­нарушений, недостаточно взаимодействуют с другими составля­ющими реабилитационной службы в образовании.

Профилактическая деятельность образовательных учреждений не получает необходимой научно-методической поддержки. Недо­статочно используется опыт работы ППМС-центров при органи­зации педагогической практики студентов, повышении квалифи­кации психологов, социальных и коррекционных педагогов, дру­гих специалистов.

Нуждается в качественном улучшении и система информаци­онного обеспечения ППМС-центров. Требуемая информация чаще всего оказывается недоступной для тех, кто в ней более всего нуж­дается, – для родителей детей и педагогов. Особую тревогу вызы­вает рассогласованность действий в этом направлении различных ведомств, обеспечивающих поддержку детей группы риска.

Необходима разработка и утверждение образцов отчетной до­кументации, критериев оценки деятельности ППМС-центров. Действующие нормативы труда для многих категорий работников ППМС-центров, вследствие давности сроков их принятия, не все­гда соответствуют сложности работы сотрудников в новом типе Учреждения с учетом специфики контингента дезадаптированных детей и подростков. Во многих ППМС-центрах остро стоит про­блема оснащенности материально-технической базы, укомплек­тования кадрами, особенно социальных педагогов и юристов. Коллегия решила:

1. Одобрить работу центров психолого-педагогической и меди­ко-социальной помощи с безнадзорными детьми и их деятель­ность по профилактике школьной и социальной дезадаптации.

2. Отметить, что содержание и результативность работы ППМС-центров по психолого-педагоги ческой реабилитации несовершен­нолетних, профилактике их безнадзорности подтверждают необ­ходимость развития сети учреждений указанного типа в действую­щей системе образования.

3. Управлению реабилитационной работы и специального обра­зования (Д.С. Шилову):

3.1. Направить до 30.06.98 справку о работе ППМС-центров с безнадзорными детьми в органы управления образованием субъек­тов Российской Федерации для ознакомления и использования на практике.

3.2. С целью обобщения и распространения опыта работы с без­надзорными детьми Хабаровского городского экспериментально­го Центра педагогической реабилитации провести в октябре 1998 года на базе указанного Центра Всероссийское совещание-семинар директоров центров психолого-педагогической и меди­ко-социальной помощи детям и подросткам.

3.3. Совместно с Управлением образовательных стандартов и программ (Г.К. Шестаковым), Отделом повышения квалифика­ции и переподготовки специалистов (В.В. Безлепкиным) до 01.10.98 подготовить предложения по совершенствованию содержания подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кад­ров в вопросах психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности ребенка.

3.4. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации до 01.12.98 разработать критерии эффек­тивности деятельности ППМС-центров.

4. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

4.1. Определить меры по развитию сети ППМС-центров, укреп­лению их материально-технической базы и укомплектованию кад­рами, совершенствованию деятельности на основе договоров о со­трудничестве с образовательными учреждениями и межведомствен­ного взаимодействия.

4.2. Рекомендовать центрам психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям считать сферой особого внимания реше­ние проблем по предупреждению дезадаптации детей в образова­тельных учреждениях и их безнадзорности; поддержку семьи и ре­бенка в проблемных ситуациях; комплексное индивидуальное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение раз­вития личности ребенка, направленное на его адаптацию в социуме.

4.3. С целью создания системы мер по профилактике школьной и (социальной дезадаптации повысить ответственность руководителей.образовательных учреждений за сохранность контингента обучающихся, воспитанников, не оставлять без внимания каждый случай самовольного оставления детьми образовательных учреждений, орга­низацию их занятости в летний период.

4.4. Обратить предметное внимание на работу с семьями группы риска, установить их постоянное патронирование, на межведом­ственной основе разработать и приступить к реализации комплекс­ной программы «Семья».

4.5. Организовать работу по повышению квалификации и пере­подготовке кадров специалистов ППМС-центров на базе институ­тов повышения квалификации работников образования по вопро­сам предупреждения школьной и социальной дезадаптации обуча­ющихся, оказания им профессиональной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

4.6. При наличии достаточной сети ППМС-центров использо­вать опыт органов управления образованием Москвы и Санкт-Пе­тербурга по созданию в регионах советов директоров ППМС-цент­ров для координации их деятельности и обмена опытом работы.

5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.

Первый заместитель министра В.М. ЖУРАКОВСКИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: