Боритесь с собственными предрассудками

Вы не сможете ни помочь себе, ни избавиться от невротического состояния, если не начнете активно и усиленно оспаривать свои иррациональные представления.

Одного понимания явно недостаточно. Существует много людей, которые прекрасно понимают свои иррациональные представления, но почти ничего не делают для того, что­бы избавиться от них.

Постарайтесь четко осознать, что вы сами расстраиваете себя иррациональными представлениями о том, что должно быть. Однако признание факта существования ир­рациональных представлений о должном само по себе не заставит их исчезнуть. Бори­тесь с ними всеми способами, которые предоставляет РЭТ, но, прежде всего, активно оспаривайте их.

Мысля иррационально, вы идете против здравого смысла и отказываетесь принять то, что происходит на самом деле.

Наука задает скептические вопросы:

• Из чего следует, что я должен добиться успеха?

• Почему люди обязаны относиться ко мне хорошо?

• Где написано, что в моей жизни не должно быть никаких неприятностей? Когда вы задаете себе подобные исследовательские вопросы, то можете получить, например, такие ответы:

• Ничто не говорит о том, что я должен добиться успеха, но я очень хочу это сде­лать.

• Люди не обязаны относиться к ко мне хорошо, но хорошее отношение удовле­творило бы меня.

• Моя жизнь никогда не была лишена неприятностей и никогда такой не будет. Но все-таки я могу жить прекрасно и радоваться жизни. Я даже могу научиться из­влекать пользу из неприятностей.

Чем больше вы будете спорить, спорить и еще раз спорить со своими иррациональ­ными представлениями, тем быстрее преодолеете эмоциональные проблемы.

Как оспорить ваши иррациональные представления?

Давайте разберем пример.

G (ваша цель) - вы хотите получить хорошую работу.

А (активирующее событие) - вы провалились на собеседовании и не получили же­ланную работу.

RB (рациональное представление) - «Мне не нравится, что я потерпел неудачу. Как это неприятно. Очень плохо. Что нужно предпринять, чтобы в следующий раз добиться лучшего результата?»

IB (иррациональное представление) - «Любой ценой я должен сделать так, чтобы понравиться руководителю и получить работу. Если я не пройду собеседование, это будет

ужасно. Я этого не переживу. Если я провалюсь, значит я ни на что не годен - следова­тельно, никогда не получить мне хорошей работы».

С (последствия того, что вы держитесь за свои иррациональные представления) - вы подавлены и чувствуете себя никому не нужным.

Теперь мы вводи пункт D. Он означает дискуссию. Это - дискуссия относительно ваших иррациональных представлений.

IB - «Я должен любой ценой понравиться руководителю, чтобы получить работу».

D - «Почему я непременно должен сделать так, чтобы понравиться руководителю? Я никогда не должен кому-то нравиться. Такого долга не может быть. Нет такого закона. Из чего следует, что он даст мне работу, даже если я ему понравлюсь? У него может быть множество других мотивов, по которым он примет на работу другого человека, несмотря на то, что я ему понравлюсь. В конце концов, он не обязан принимать меня на работу.

Е (новое эффективное воззрение) - «Нет такой причины, по которой я должен по­нравиться руководителю, но я предпочел бы ему понравиться. Ничто не доказывает, что он должен принять меня на работу. Нет такого закона. Хотя, конечно, жаль, потому что работа действительно хорошая.

IB - «Если я не получу работу, это будет ужасноЬ)

D - "А что в этом ужасного?"

Е - "Ничего! Просто это достаточно неудобно. Но и не на все сто процентов неудобно - ведь бывает и хуже! Ужасно - это значит более, чем на сто процентов плохо. Поэтому все вовсе не ужасно, а только неприятно.

IB - Если я не получу работу, я этого не переживу.

D - На самом деле это вовсе не смертельно. Никто не умирает от того, что не получил работу.

Е - Во-первых, действительно, никто не умирает от того, что не получил ту работу, которую хотел. Во-вторых, если я буду продолжать думать, что мне не жить без той работы, то я никогда не буду счастлив в жизни. Но ведь очевидно, что есть множество способов жить счастливо, даже не имея той работы, к которой я так стремлюсь.

IB - «Если я не сумею получить эту работу, значит, я некомпетентный человек, ко­торый никогда не сможет занять и сохранить достойное место в обществе».

D - На самом деле для этого нет никаких доказательств. Действительно, из чего все это следует? Где это написано? Какие факты свидетельствуют об этом?

Е - Если я не понравился руководителю, это ни в коей мере не говорит о моей не­компетентности. Даже если я на самом деле не очень удачно отвечал на его вопросы, это говорит только о том, что в этот раз мои ответы не были удачными, а не то, что я вооб­ще некомпетентный человек. Даже если это не первый раз, то это вовсе не говорит о том, что я никогда не получу хорошую работу.

Упражнение. Вспомните какое-нибудь событие или явление, из-за которого вы испытали эмоциональное расстройство или вели себя глупо в настоящее время или в недавнем прошлом. Запишите.

Примеры:

• Кто-то солгал вам и вы впали в ярость и готовы были убить обманщика.

• Вы не смогли выполнить своих обычных упражнений и потому, разозлившись на себя, чувствовали подавленность.

• Вы пришли в повседневном костюме на официальный прием и почувствовали себя неловко.

• Вас сурово раскритиковал ваш друг, которому вы не раз помогали, и теперь вы обижены на него и жалеете себя.

• Вы дали зарок бросить курить и не бросили.

• Вы проявили эгоизм и причинили вред ни в чем не повинному человеку.

• Вы презираете себя за то, что не можете справиться с какой-то фобией или ком­плексом.

Эти примеры должны помочь вам вспомнить свои ситуации.

Вспомнив, как вы расстраивались и вели себя несообразно, причинив себе ощу­тимый вред, предположите, что тут замешаны представления об «обязанностях» и постарайтесь отыскать их. Отметьте это.

Пример: «Эта женщина солгала мне. Она не имела права меня обманывать. Как жес­токо она поступила!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: