Пожалуй, если постараться, той лабораторных крыс можно довести до невротического состояния. Но только они не будут знать о том, что у них невроз, а потому они не будут переживать из-за своего невротического поведения, не будут думать об этом, не будут презирать или ненавидеть себя за то, что страдают от невроза. А вот люди именно так и поступают. Люди видят, что они встревожены; знают, что беспокоиться вредно и бессмысленно; оценивают, насколько все это плохо и вредно; возлагают на себя ответственность за происходящее; ругают себя за «слабость» или «глупость». Они начинают тревожиться по поводу своей тревоги, впадают в депрессию из-за того, что у них депрессия; переживают чувство вины из-за болезненных пристрастий; жалеют себя.
Если вы из-за чего-то страдаете, то вскоре можете начать страдать из-за собственных страданий. Проанализировав свои чувства, вполне возможно, вы обнаружите, что тревожитесь из-за своей тревоги, страдаете депрессией из-за того, что у вас депрессия, чувствуете вину из-за своего гнева или раздражения.
|
|
Вы создаете себе дополнительные проблемы, наблюдая за своими неуместными чувствами и убеждая себя в том, что ни в коем случае не должны испытывать таких чувств.
Вы можете прекратить расстраивать себя из-за того, что расстроены. Для этого попробуйте сделать следующее:
1. Спросите себя: «Сейчас меня гложет тревога. Не испытываю ли я дополнительной тревоги из-за того, что тревожусь?»
2. Попробуйте распознать свои вторичные симптомы — депрессию из-за тревоги или тревогу из-за депрессии.
3. Попробуйте понять, не вы ли сами создаете эти вторичные симптомы, то есть не вы ли сами заставили себя, например, паниковать из-за страха и ненавидеть за ненависть к себе.
4. Осознайте простую истину: если вы сами навлекли на себя эти вторичные симптомы, то в вашей власти проработать и избавиться от них.. Итак, предположим, что вы поняли, что страдаете от тревоги из-за тревоги, депрессией из-за депрессии и т.п. Что делать дальше?
Для начала выполните следующие дискуссионные шаги:
1. Найдите в своих рассуждениях слова «должен» или «обязан». Ищите, пока на найдете. Например: «Да, я вижу, что действительно думаю, что нормальный человек не должен паниковать, поэтому если я паникую, то значит я не нормальный, и могу попасть в сумасшедший дом. Но это уж совсем ужасно. Я не должен паниковать».
2. Активно дискутируйте по поводу своих представлений до тех пор, пока не перейдете и не поверите по-настоящему (!) в рациональную эффективную философию, к рациональным убеждениям, которые значительно облегчат ваше состояние.
|
|
Например:
Иррациональное убеждение: «Впадать в панику ужасно!»
Дискуссия: Из чего следует, что это ужасно?
Рациональное убеждение: Не из чего не следует. Разве что из непомерно богатого моего воображения. Это всего лишь неудобно, но это можно пережить и постараться избавиться от паники из-за паники.
Иррациональное убеждение: Я не должен впадать в панику!
Дискуссия: Яне должен впадать - это то же самое, что я должен не впадать в панику. Интересно, кому это я должен? Кто это меня обязал?
Рациональное убеждение: Я вовсе не должен не впадать в панику. Раз я себе позволил впасть в панику, то это уж мое дело. Конечно, паника - это не очень приятное состояние, но это мое состояние, и только я буду решать поддерживать его в себе или нет. Но если оно мне так неприятно, то, пожалуй, я мог бы решить, что не хочу испытывать это состояние. Но и это мое право, а не обязанность. Кроме того, я могу решить, если захочу, что если даже я паникую, то в этом нет ничего особенного. Многие люди паникуют, и никто еще от этого не умер и не сошел с ума. Так что из-за паники совсем не стоит волноваться. Из-за того, что я страдаю от такого состояния, я не становлюсь ничтожным или жалким. Я человек, который, по-видимому, придерживается каких-то ошибочных убеждений, какой-то иррационально философии, иначе я не переживал бы таких сильных негативных чувств по разным поводам. Но я могу поработать над этим и изменить свои взгляды. Какие бы неудобства и страдания я ни причинял себе из-за переживаемой мной паники или тревоги, это всего лишь сильное неудобство, причем причиняю его я только себе самому. Так что моя проблема - это всего лишь дополнительная проблема, которой надо заняться, чтобы она перестала меня беспокоить. И ничего ужасного в этом нет. Обычная проблема, которую нужно решать.
Когда вы научитесь приходить к таким умозаключениям, можно вернуться к исходному чувству, и спросить себя:
• что именно породило первичное сильное негативное чувство или состояние?
• какие ваши убеждения способствовали его появлению?
• оспорьте ваши иррациональные убеждения так, как вы постепенно учились это делать, прорабатывая этот текст.
Итак, вы способны самостоятельно создать себе первичные, а затем вторичные проблемы и даже проблемы третьего уровня.
Например, Дж. сначала тревожился и переживал по поводу качества выполненной им работы (первичная проблема). Затем он стал переживать, что кто-нибудь заметит его
тревогу (вторичная проблема), затем он пристрастился к алкоголю, так как для снятия напряжения стал выпивать (проблема третьего уровня). Затем он стал жестоко проклинать себя за то, что он пьет (проблема четвертого уровня). Затем он стал переживать, что он такое ничтожество, так как не может бросить пить (проблема пятого уровня). Затем он стал переживать, что на работе заметят, что он пьет и что он ничтожество (проблема шестого уровня).
Итак, вы видите, что если мы захотим, то мы можем наворачивать проблему на проблему, как снежный ком. Но если мы будем только переживать по этому поводу, на что мы все-таки тоже имеем право, то мы никогда не перестанем переживать, а только усилим свои переживания. Но, в то же время мы можем начать решать свои проблемы, и тогда постепенно мы можем прийти к уравновешенному состоянию. Другими словами: это наш свободный выбор, что нам делать с нашими переживаниями.
Если вы поняли, что у вас проблема третьего или четвертого и т.д. уровня, то сначала возьмитесь за решение четвертого уровня, затем третьего, затем второго, и только после этого вернитесь к первичному расстройству.