Нью-Йорк и Будапешт

Активное обучение, критическое мышление

Чарльз Темпл, Элан Крофорд, Венди Сол,

Сэмюэл Мэтьюз и Джим МаКинстер

Институт «Открытое общество»

Нью-Йорк и Будапешт


Создано под эгидой

Отдела детей и молодежи

Института «Открытое общество»

the Division of Children and Youth

Open Society Institute

400 West 59th Street

New York, New York USA

Администратор программы: Светлана Батрак (SBatrak@sorosny.org)

Дизайн: Fúzygrafik (fuzygrafik@yahoo.com)

© Open Society Institute, 2004.

Все права защищены.


Активное обучение,

критическое мышление


оглавление

предисловие

раздел 1: Принципы активного обучения и критического мышления

Наиболее продуктивное преподавание

Организация преподавания для обеспечения активного обучения

Критическое мышление

Среда класса

Как получить максимум от этой программы обучения

РАЗДЕЛ 2: Методы и стратегии преподавания

Базовые уроки и как их читать

Первый базовый урок: Изучение информации на основе текста

Как читать этот урок

Урок: «Слоны и фермеры»

МЕТОДЫ

Структурированный обзор

Знаем /Хотим узнать /Узнали (З-Х-У)

Чтение в паре / Обобщение в паре

Линия ценностей

Сочинение-пятиминутка

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ЭТИХ МЕТОДОВ И МЕТОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ

Что?/Ну и что?/Что тогда?

Мозговой штурм

Мозговой штурм в парах

Доска вопросов

Поиск вопросов

ВТОРОЙ БАЗОВЫЙ УРОК: Понимание повествовательного текста

Как читать этот урок

Урок: «Шиллинг»

МЕТОДЫ

Направляемое чтение (НЧ)

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ЭТИХ МЕТОДОВ И МЕТОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ Направляемое чтение/ обдумывание и таблица (НЧ /О)

третий БАЗОВЫЙ УРОК: Обучение сообща

Как читать этот урок

Урок: « Вспоминаем Колумба»

МЕТОДЫ

Перемешайтесь /Замрите /Объединитесь в пары

Чтение с маркированием текста

Зигзаг II

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ЭТИХ МЕТОДОВ И МЕТОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ

Роли при работе в малых группах

Всеобщее соглашение

Ручки в центре

Ходим, как хочется – говорим с кем придется

Один остается /Три уходят

Учебная дискуссия

Обмен задачами /проблемами («Придумай задачу и передай другу»)

Специализированные роли при обсуждении

Роли при обсуждении на других предметах

Поочередные вопросы при чтении текста

Читаем и задаем вопросы

Взаимное обучение

разминочные задания /упражнения

Охота за «сокровищами»

Тайные таланты

Две правды и одна ложь

Паутина

Ты мне нравишься, дорогуша!

Поговори со мной!

Взгляни, ман!

четвертый БАЗОВЫЙ УРОК: Проведение дискуссии

Как читать этот урок

Урок: «Иван и тюленья шкура»

МЕТОДЫ

Предположения на основе предложенных слов

Направляемое слушание /обдумывание

Метод совместного опроса

Паутина дискуссии

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ЭТИХ МЕТОДОВ И МЕТОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ

Направляемое слушание /обдумывание и таблица

Дебаты

Оставьте последнее слово за мной

пятый БАЗОВЫЙ УРОК: Пишем и исследуем

Как читать этот урок

Урок: «Новый парк»

МЕТОДЫ

«Я исследую»

Формат проекта «Я исследую»

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ЭТИХ МЕТОДОВ И МЕТОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ

Обучение на основе общественно полезной работы

шестой БАЗОВЫЙ УРОК: Пишем, чтобы убедить

Как читать этот урок

Урок: «Школьная форма и утилизация отходов»

МЕТОДЫ

«Пишем, чтобы убедить»

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ЭТИХ МЕТОДОВ И МЕТОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ

РАФТ: Роль, Аудитория, Формат, Тема

ДРУГИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Сочинение-пятиминутка

Свободное письмо

Двойной дневник

Учебный ‘бортовой’ журнал

РАЗДЕЛ 3: Планирование урока и оценка

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА

ПОДЛИННОСТЬ, ВЫБОР И СООБЩЕСТВО КЛАССА

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО УРОКА

предварительные замечания

задания / ход работы

ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

ПРИМЕР ПЛАНА УРОКА

ТЕМАТИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ БЛОКИ

ПРИМЕР ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА

ОЦЕНКА

оценка процессов обучения, применяемых учащимися

оценка качества мышления учащихся

руководство для оценки сочинения по рассказу Дж.

Конрада «Тайный сообщник»

самооценка для учителей

стандарты для учителей

РАЗДЕЛ 4: Преподавание в рамках определенного предмета и интегративное преподавание

активное обучение и критическое мышление на занятиях по:

1. Литературе

2. Математике

3. Естествознанию

4. На уроках искусства

5. На интегрированных (тематических) уроках

6. Активное обучение во время самостоятельной работы: навыки учебы для

учащихся

терминологический словарь

литература

приложение 1: стандарты и рубрики для Учеников и учителей

1. Стандарты и рубрики для учеников

2. Стандарты и рубрики для учителей

приложение II: ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Слоны и фермеры

Шиллинг

Вспоминаем Колумба

Иван и тюленья шкура

Джек и бобовый стебель


ПРЕДИСЛОВИЕ

Многие педагоги понимают, как важно вовлекать учащихся в процесс обучения – чтобы обучение было активным. Если мы обучаем учеников, поощряя их задавать вопросы и искать ответы, применять получаемые знания для решения задач и проблем, а также слушать друг друга и обсуждать идеи вежливо и конструктивно, то такое обучение им пригодится в жизни. Однако одно дело знать, что это важно, а совсем другое – знать, что следует делать, чтобы все это получалось в классе в условиях, когда нужно выполнять учебную программу, время жестко ограничено, а классы переполнены.

Программа повышения квалификации педагогов «Активное обучение, критическое мышление» (АОКМ) была создана для удовлетворения потребности школ предоставлять более глубокое обучение, которое пригодилось бы ученикам на всю жизнь – обучение, которое было бы им полезно и которое не только позволяло бы ученикам лучше учиться, но и делало бы их более созидательными членами общества. Кроме того эта программа была создана для того, чтобы обучать, выражаясь словами одной учительницы, «маленьким идеям». «Большие идеи» – это высокопарные заявления о том, как важно активное обучение и критическое мышление. «Маленькие идеи» - это то, как в реальной жизни преподавать, обеспечивая активное обучение и критическое мышление в своем классе.

Программа АОКМ продолжает дело проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) и ее авторы давно работают в этом проекте. В проекте РКМЧП приняло участие 40 тысяч учителей в 30 странах. Программа проекта была разработана Джинни Стил, Чарльзом Темплом и Куртом Мередитом, и они руководили проектом совместно со Скоттом Вальтером. Набором педагогов-тренеров для РКМЧП и оказанием им административной поддержки занималась Международная ассоциация чтения (International Reading Association). Институт «Открытое общество» Джорджа Сороса предоставил финансовую поддержку, а 29 отделений Фонда Сороса в разных странах по всему миру создали условия для успешного функционирования проекта. Первые 70 педагогов-тренеров в проекте РКМЧП были добровольцами из США, Канады, Великобритании и Австралии. Их количество возросло в десятки раз за счет сертифицированных педагогов-тренеров в 29 странах-участницах. Информацию о проекте «Развитие критического мышления через чтение и письмо» можно получить на вебсайте: www.reading.org/rwct. Или можно связаться с Чарльзом Темплом (Temple@hws.edu) или Куртом Мередитом (Kurt.Meredith@uni.edu).

Педагогов-тренеров для проведения тренингов по программе «Активное обучение, критическое мышление» можно пригласить в любой уголок мира.

Для проведения тренингов в Европе и Средней Азии, пожалуйста, обращайтесь в Международную ассоциацию РКМЧП (International RWCT Association) к

Дайве Пенкаускене Daiva Penkauskiene (daiva.dc@vpu.lt) или к

Марии Ковач Maria Kovacs (mkovacs@edrc.osf.ro)

Для проведения тренингов в других частях мира, пожалуйста, обращайтесь к

Светлане Батрак Svetlana Batrak (Sbatrak@sorosny.org) или к

Чарльзу Темплу Charles Temple (Temple@hws.edu).


РАЗДЕЛ 1:

ПРИНЦИПЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: