Тенденции физического и психического здоровья детей

В настоящее время в ходе реформ 90-х годов на Дальнем Востоке происходят бурные социально-экономические преобразования, которые характеризуются снижением жизненного уровня большинства населения. Это отразилось на условиях воспитания, образе жизни и показателях здоровья детей всех возрастов. Прежде всего, в значительной мере изменились качественные и количественные характеристики питания детей, а как известно, питание – это один из ведущих факторов, обеспечивающих процессы роста. Естественно, что понижение социального статуса большинства семей, рост числа семей живущих за чертой бедности в течение последних лет явилось причиной ухудшения фактического питания детей. Эти процессы не могли не отразится на уровне физического развития детей разных возрастов.

Исследования физического развития детей в Хабаровском крае, проведенные в 1989 и 1999 гг. в семьях с различным уровнем доходов показали, что дети воспитывающиеся в семьях с доходом на 1 члена семьи ниже прожиточного минимума, как правило, имеют показатели физического развития ниже, чем в семьях с доходом на 1 члена семьи выше прожиточного минимума. Причем наибольший уровень различий физического развития у детей, воспитывающихся в семьях с низким и высоким доходом на 1 члена семьи наблюдался в возрасте от 10 до 14 лет.

У детей раннего и дошкольного возраста в ДВФО за период 90 годов процессов акселерации физического развития не наблюдалось. Что касается детей школьного возраста, особенно старше 10 лет, то нами были выявлены отчетливые признаки акселерации роста в сочетании с отсутствием ее в отношении массы тела и окружности грудной клетки в период с 1975 по 1999 гг. Следовательно, налицо дисбаланс соотношения различных признаков физического развития, тенденция к т.н. «грацильному телосложению». Наши данные указывают на уменьшение в последние годы числа подростков с нормальными ростовыми соотношениями, снижением распространенности избыточной массы тела, увеличения частоты низкой массы, свидетельствующих о существовании среди подростков тенденции к грацилизации телосложения.

Анализ данных по изучению физического развития детей на Дальнем Востоке показывает, что за 90-е годы у школьников уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и массы тела. Среди юношей с 86,7 % до 76,5 %, среди девушек – с 87,8 % до 82,5 %. Параллельно сократилось число подростков с избыточной массой тела с 12,6 % до 7,2 % среди юношей и с 10,3 % до 5,6 % среди девушек. За этот же период времени возросло число школьников с низкой массой тела: юношей с 5,8 % до 14,5 % и девушек с 4,2 % до 13,4 %. Данные приписных и призывных комиссий в Российскую Армию 1998 и 1999 гг. позволяют говорить о закреплении этих тенденций у подростков более старших возрастов. Дисгармоничное развитие чаще регистрируется у мальчиков, особенно в школьном возрасте. У девочек число вариантов дисгармоничного развития чаще регистрируется в раннем и дошкольном возрастах.

Половое развитие – процесс с особой силой влияющий на физическое развитие ребенка, определяющий его рост, массу тела и особенности поведения. Половое созревание отражает состояние гормонального гомеостаза и степень зрелости репродуктивной системы. Анализ ситуации в территориях ДВФО, связанной с половым созреванием детей и подростков, показывает, что у девочек менархе наступает в среднем в возрасте 12-14 лет, а у мальчиков спермархе – в возрасте 14-16 лет. Следует отметить, что существует определенная связь между динамикой физического и полового развития. Пубертатное ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте, у первых – в 13-15 лет, у вторых – в 11-13 лет. Девочки начинают обгонять в росте мальчиков с 10-летнего возраста (первый перекрест кривых роста детей различного пола), после 13-14 лет темп роста девочек замедляется и в последующем мальчики обгоняют в росте девочек (второй перекрест кривых роста).

Качество подрастающего поколения нельзя оценивать только с точки зрения физического развития. Вторым критерием, характеризующим здоровье, является уровень нервно-психического развития, необходимость исследования которого определяется особенностями возраста. Психическое развитие и степень его гармоничности определяются методами диагностики по избранным линиям в декретные возрасты и оцениваются по совокупности показателей. Из нозологических форм психических расстройств, концентрирующихся в статистической отчетности «О заболеваниях психическими расстройствами», на первом месте у детей и подростков в территориях ДВФО стоят психические расстройства непсихотического характера, на втором месте – умственная отсталость, на третьем месте – психотические расстройства. Зависимость несовершеннолетних от социально-экономического благополучия семьи, социальная высокая лабильность и ранимость детской и подростковой психики, ее тесная связь с соматическим состоянием растущего организма делают эти контингенты особо уязвимыми в плане нарушений психического здоровья в условиях социального неблагополучия, которое сформировалось в российском обществе в последние годы.

В Российской Федерации у детей с 1991 по 1999 годы общий рост психических расстройств составил 21 %. В территориях ДВФО рост психических расстройств у детей только с 1994 по 2000 гг. составил 14,9 %, а рост психических расстройств у подростков за этот же период времени - 21,6 %.

Как существенный фактор риска для психического здоровья детского населения следует рассматривать преждевременное рождение ребенка. Общий уровень психических расстройств у досрочно родившихся детей дошкольного возраста на Дальнем Востоке в 4,9 раза выше, чем у доношенных детей, а у детей школьного возраста – выше в 2,3 раза.

Среди психических отклонений у дошкольников основной группы доминирующее положение занимают поведенческие и эмоциональные расстройства (кусание ногтей, сосание пальцев рук, пугливость, заторможенность и пр.). Среди психических отклонений у школьников, родившихся недоношенными, преобладали нарушения невротического характера в виде неврастении, соматоформной вегетативной дисфункции, тревожно-фобических расстройств. При сравнении структуры распространенности психических и поведенческих расстройств у детей дошкольного и школьного возрастов, родившихся недоношенными, установлено, что у дошкольников чаще наблюдались нарушения поведения, а среди вторых – невротические проявления.

Дети, родившиеся недоношенными, в условиях первичной медико-санитарной помощи требуют особого внимания со стороны медицинского персонала, а в условиях специализированных учреждений – со стороны психологов, психотерапевтов и психоневрологов, и особенно при профориентационной работе. Для оказания таких видов помощи необходимо формирование соответствующих стандартов структуры и технологий службы ОЗМиР региона.

Масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании в России в течение последних 10 лет ставят под угрозу физическое и моральное здоровье молодежи, социальную стабильность общества уже в ближайшие годы. Соответствующие статистические сведения о детях регистрируются в России с 1991 года, за этот период наркологические расстройства у детей возросли более, чем в 6 раз. В территориях ДВФО рост регистрируемых наркологических расстройств значителен, однако, реальная картина еще более впечатляющая.

Наркологические расстройства у подростков (15-17 лет) охватывают значительно большее число случаев, чем у детей, однако темпы прироста наркологических расстройств у детей значительно выше. Что касается распространения алкогольных психозов и хронического алкоголизма, то у детей он практически не регистрируется, а у подростков в 1996-2000 гг. регистрировались единичные случаи алкогольных психозов и десятки случаев хронического алкоголизма.

Значительное число видов наркомании преобладает в городской местности. Самым опасным возрастом с точки зрения вовлечения в наркоманию является возраст 12-17 лет. С другой стороны следует отметить, что зависимость от наркотических веществ формируется значительно быстрее, чем от алкоголя.

Попытки сопоставления данных официальной статистики о психических и наркологических расстройствах у детей и подростков не дает ясной картины. Число психически здоровых, согласно этим данным, значительно меньше, поскольку часть больных выпадает из поля зрения специалистов. Число лиц с психическими расстройствами при проведении углубленного анализа различных контингентов детей и подростков (при поступлении в школу, средние и высшие учебные заведения, призыве в армию, поступлении на работу и пр.) увеличивается за счет нетяжелых расстройств, донозологических форм и функциональных отклонений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: