сумма специфических, но равнополезных его описаний очевидцами и участниками — мужчинами и женщинами.
Говоря о возрасте допрашиваемых, различия в котором имеют тактическое значение, требуется учитывать особенности ряда возрастных групп: 1) малолетних (по закону до 14 лет); 2) несовершеннолетних; 3) молодых людей (примерно до 30-35 лет); 4) людей зрелого возраста (35-60 лет); 5) пожилых людей (примерно от 60-75 лет) и 6) стариков (старше 75 лет). Небольшое смещение показателей между перечисленными группами не имеет принципиального значения для исследования тактических проблем допроса.
В самом общем плане тактическое значение возраста допрашиваемого определяется степенью социальной зрелости субъекта той или иной возрастной группы, его жизненным опытом (большим, достаточным или малым, а то и вообще отсутствующим — у малолетних), через призму которых они оценивают жизненные коллизии, включая и противоправные конфликты, и дают о них показания.
Что касается особенностей психологии несовершеннолетних, учитывающихся при судебном допросе последних, то в наибольшей мере они известны государственным обвинителям, специализирующимся на рассмотрении в суде дел о преступлениях субъектов этой возрастной группы. Однако столкнуться с необходимостью допросить в суде несовершеннолетнего или малолетнего может любой прокурор, судья.
|
|
Допросу малолетнего, в том числе и в суде, присуща масса особенностей. Одна из них состоит в том, что ребенку в возрасте 7-8 лет еще не «по силам» (знаниям) всесторонне охватить и связно описать увиденное. Поэтому в структуре его допроса нет фазы свободного рассказа (в допросах 8-10-летних она лишь едва намечает-
110 ____ __ Глава 3. Тактические особенности допроса в суде
ся), он проводится в вопросно-ответной форме. Отсюда ясно, что всесторонность и полнота допроса малолетнего целиком определяется суммой заданных ему вопросов.
Всем известна и характерная для детей этого возраста фантазийность, эмоциональная гиперболизация увиденного. Не понимая или упрощенно понимая социальное значение увиденного, а также то, о чем необходимо говорить при публичном судебном допросе, ребенок может твердо, уверенно, а посему и убедительно отвечать на важнейшие для судьбы дела вопросы, но его ответы при всем этом будут неверными — либо сфантазированными, либо приспособленными, «вписывающимися» в тему того или иного вопроса в силу наводящего характера последнего. Заметим сразу же, что наводящие вопросы предельно опасны именно при допросе малолетних и лиц с отставанием в сфере психического развития, так как оказывают максимальное внушающее и управляющее воздействие.
|
|
И еще один существенный момент. Совершенно непривычный и удивительный для малолетнего антураж публичного судебного допроса подавляет его, мешает сосредоточиться и понять, чего от него хотят и что он должен говорить. Поэтому одной из самых сложных задач, возникающих перед прокурором в таких ситуациях, является снятие стресса у малолетнего допрашиваемого и установление с ним психологического контакта. Очевидно, что допрос малолетнего должен проводиться в очень упрощенной «игровой» форме, причем, по возможности, на его лексиконе. Только в этом случае можно будет считать, что вопрос правильно понят малолетним, а это — залог адекватного ответа. В ее решении прокурору может и в соответствии с законом должен помочь педагог (воспитатель) как специалист в