Характеризуя воспитание, социальные и педагогические науки прежде всего подчеркивают его социальную основу. Воспитание человека возникает и осуществляется только в человеческом обществе и находится в глубокой зависимости от особенностей и уровня развития общества. Человек не только биологическое существо, но и социальное, значит, его формирование зависит от организации общества, от системы образования страны. Структура и характер системы так или иначе обусловливаются состоянием, тенденциями развития общества. Государство, органы власти выражают эти тенденции и создают соответствующие системы образования, условия для воспитания.
Исследуя формирование высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи), советский ученый Л. С. Выготский и его последователи создали теорию развития личности, часто называемую культурно-исторической школой в психологии. Эта теория объясняет процесс воспитания как процесс наращения, приращения психических новообразований личности в ходе овладения ребенком предметно-знаковой средой вместе и
|
|
под руководством, при помощи взрослого. Тезис Л. С. Выготского всем известен: обучение влечет за собой развитие. Это в полной мере относится к процессу воспитания. Учение Л. С. Выготского помогает понять психологический механизм процесса воспитания.
Начиная с XX в. педагогика и психология понимают процесс воспитания не только как воздействие, руководство взрослого, но преимущественно как взаимодействие воспитанника и воспитателя. Заметим, речь идет о воспитании как педагогическом процессе, педагогической деятельности 1) рамках определенных педагогических систем. Это значит, что собственно педагогический процесс как некоторая последовательность действий протекает организованно, целенаправленно, является профессиональной деятельностью, т. е. осуществляется специально подготовленными людьми в учебно-воспитательных учреждениях: детских садах, школах, детских домах и интернатах, училищах, институтах и др.
Таким образом, организации и учреждения, непосредственно не занятые в сфере образования, включены в педагогическую работу, вовлечены в решение задач воспитания детей, молодежи, взрослых. Такое явление связи профессионального процесса воспитания с «сопутствующим» давно изучается и получило отражение в понятии «педагогизация среды». С этим явлением связаны и такие характеристики процесса воспитания, как многофакторность и непрерывность: процесс воспитания осуществляется постоянно, и все может быть источником воздействия на личность.
Процесс воспитания (как педагогический) — целенаправленная, организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках педагогической системы (учреждения).
|
|
Воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения, являясь педагогическим процессом, рассматривается как система. Понятие «система» в педагогике закреплено в разных терминах: педагогическая система, воспитательная система, система образования, воспитательная система школы, система воспитательной работы и некоторые другие.
Структуру педагогической системы составляют компоненты, в которых отражены основные категории педагогики, в том числе теории воспитания, а именно: цель воспитания, содержание, методы, средства, формы воспитания. Структурные компоненты педагогической системы и их функциональные связи описаны нашими ведущими специалистами: Т. Ильиной, Н. Кузьминой, В. П. Беспалько, В. П. Симоновым и др.
Педагогический процесс и педагогическая система составляют единство, поскольку процессы — это свойство систем. Можно сказать, что педагогические процессы — это последовательная смена состояний педагогической системы.
Рассматривать педагогический процесс системно — значит выделить структурные компоненты системы и процесса и функциональные связи между ними. Это, напомним, помогает осознать специфику, сущность каждого компонента, их взаимодействие, изменение одного от изменения другого, например: от цели меняется содержание, а определенное качественное состояние ученика, его воспитанность меняют методы воспитания и т. д.
В. П. Симонов представляет педагогическую систему в схеме, которая позволяет лучше увидеть компоненты педагогического процесса.
Структура педагогического процесса — это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического (воспитательного) процесса таковы:
— целевой — определение целей воспитания;
— содержательный — разработка содержания воспитания;
— операционно-деятельностный — организация воспитывающей деятельности и взаимодействия участников процесса;
— оценочно-результативный — проверка, оценка и анализ результатов носпитания, суждение об эффективности процесса.
Есть еще один компонент деятельности — коммуникативный, он отражает наличие в воспитательной системе субъекта и объекта воспитания, проще — воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка и означает общение, взаимодействие их в процессе воспитания.
В соответствии со структурой педагогического процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности, анализ и оценка результатов.
Определение целей требует педагогической диагностики — изучения состояния педагогического процесса, в первую очередь воспитанности и обу-ченности школьников, а также других условий процесса. Этапы педагогического процесса приводят к мысли о цикличности, повторяемости педагогической деятельности: диагностика, проектирование, реализация, контроль. Ученый Б. П. Битинас, анализируя педагогический процесс, выделил единицу анализа — педагогическую ситуацию. Это определенное качественное состояние педагогического процесса в какое-то время. Поскольку процесс — это движение, изменение состояния системы, то он представляет цепь педагогических ситуаций, в каждой из которых есть педагогическая задача. Решение задачи и осуществляется в описанном выше цикле. Непрерывная спираль этих циклов составляет процесс воспитания.
В жизни это означает, что воспитатель всегда имеет проблемы в воспитании и развитии учеников и должен уметь решать свои профессиональные задачи, опираясь не только на здравый ум и доброе сердце, но и на научное знание о воспитании, в частности на системно-структурный анализ процесса воспитания.
|
|
Эти структурные компоненты могут образовывать воспитательную систему любого уровня (и не только воспитательную: цель, средства, результат — компоненты любой деятельностной системы). Верхний уровень — педагогическая система страны, позволяющая описывать, представлять концепцию воспитания на уровне общества, государства, что мы частично показали в предыдущей главе. Уровнем ниже — то же самое для региона или для какого-либо направления работы, например, социально-педагогической работы. Еще ниже уровень — воспитательная система учебно-воспитательного учреждения. Состав компонентов на всех уровнях будет один, в вот их наполнение, характеристики должны отличаться.
Структурные элементы (части) системы определяют и структуру, составные части деятельности воспитателя, процесса воспитания. Надо обратить при этом внимание на то, что в системно-структурном анализе процесса воспитания проявляется влияние науки об управлении на педагогику.
Основное следствие использования системного подхода, теории управления в педагогике состоит в том, что процесс воспитания рассматривается как процесс управления и деятельность педагога как деятельность по управлению деятельностью воспитанника. Некоторые ученые (В. П. Симонов и др.) говорят даже о педагогическом менеджменте, имея в виду работу современного педагога, учителя, а не специалиста по управлению. Не будем спорить, насколько это правомерно. Важно другое: системный подход как методологический принцип и теории об управлении сложными динамическими системами, к которым можно отнести процесс воспитания, позволяют интерпретировать его в терминах управления. Еще немецкий педагог И. Ф. Гербарт в начале XIX в. выделил в своей теории, педагогической концепции отдельную часть — управление поведением ребенка, наряду с теорией обучения и теорией нравственного воспитания, но трактовал управление исключительно в педагогических терминах. Сегодняшний подход к пониманию процесса воспитания расширяет взгляд: процесс воспитания протекает в рамках педагогической системы, воспитательная работа носит характер управления, регулирования процесса, т. е. имеется отслеживание его состояния, принятие решений, оказание воздействия, проверка и корректировка результатов — все то, что характеризует систему управления. Однако, если идти последовательно и неуклонно по такому пути переноса управленческой работы на педагогическую, можно оказаться на крайних технократических позициях в педагогике и воспитании. (Технократия — власть управляющих специалистов.) Вероятно, на уровне образовательной политики, органов управления образованием такой подход правомерен и даже необходим, но на уровне работы педагога, классного руководителя, воспитателя детского сада, интерната его применение должно быть ограничено прежде всего гуманистическими соображениями. Нельзя управлять людьми, в особенности растущими детьми, как бездушными объектами, чтобы они, как, впрочем, и воспитатели, действовали подобно роботам. Правда, на уровне воспитателя, находящегося в непосредственном контакте с детьми, такая технократическая, управленческая работа и невозможна практически, по крайней мере, в нашей, отечественной системе образования: она, система, слишком нетехнологична, высокие технологии с участием человека еще очень далеки от системы образования, воспитания, хотя технологический подход в образовании имеется.
|
|
Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстой, отстаивавшие свободное воспитание, их продолжатель Дж. Дьюи и их современные последователи, детоцент-ристы, сторонники гуманистического воспитания, педагогики ненасилия, любви и свободы, могут не очень волноваться о нашествии технократического или авторитарного воспитания. Биотехнологические организмы, руководимые компьютерной программой, есть пока только в американском кино вроде «Матрицы». Развитый мир сегодня исповедует гуманизм как мировоззрение, как основополагающий принцип и критерий общественного прогресса. Это напрямую отражается на процессе воспитания, который строится на основе гуманного отношения к личности ученика, ко всем участниками процесса воспитания. Для этого учреждение образования создает благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, к которым относятся не только цели и содержание воспитания, но и методы воспитательного воздействия. Современная теория воспитания предпочитает, как было сказано, взаимодействие воспитателя и воспитанника. В этом случае особое значение имеет характер их отношений.
В социальной психологии еще в ЗО-е гг. были выделены типы профессионального поведения в управлении, общении: авторитарный, демократический и либеральный. Сегодня в педагогике с их помощью характеризуют стиль поведения учителя, родителей, характер отношения учителя к ученикам и, пожалуй, тип или модель воспитания, который избирает учитель или учебное заведение. Авторитарный стиль воспитания, отношений означает, что учитель как бы стоит над учениками, сам, без обсуждений с ними, принимает решения о том, что и как им делать, требует подчинения и безоговорочного выполнения. Демократический стиль общения учителя предполагает обсуждение и совместное принятие решений, распределение дел, поручения, опору на инициативу, самостоятельность воспитанников, органы самоуправления и т. д. Либеральный стиль воспитательских отношений характеризуется тем, что педагоги предоставляют почти неограниченную свободу воспитанникам, право самим выбирать вид занятий, деятельности и способы их организации, устанавливать отношения, правила общежития и многое другое.
Как видно, есть тесная связь между общими концепциями воспитания, характером процесса воспитания, поведением учителя, отношениями между участниками процесса воспитания. Конечно, редко встречаются люди, придерживающиеся одного стиля в чистом виде. Как правило, в поведении педагога есть черты нескольких стилей общения с преобладанием какого-либо из них, что обусловлено не только индивидуальными профессиональными особенностями учителя, но не в последнюю очередь принятой в обществе, школе концепцией воспитания. Сегодняшняя концепция утверждает, что воспитание — это двусторонний процесс, это демократические, гуманистические отношения. Личность воспитанника понимается как субъект процесса воспитания, субъект собственной деятельности, направленной на развитие и становление себя как человека и члена общества. И в этой деятельности воспитанник, ученик вступает во взаимодействие с учителем, который занимает соответствующую позицию.
В понимании процесса воспитания, принимая идею и принцип гуманизма, следует, очевидно, опасаться крайностей: детоцентризма, безграничной свободы, вплоть до отказа от влияния школы на становление ребенка, с одной стороны, и авторитаризма, принуждения, ограничения, вплоть до подавления индивидуальности, всех прав ребенка и человека, с другой стороны.