К курсу «Теоретическая педагогика»

1. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

2. Гуманитарный (франц. humanitaire – от лат. humanitas – человеческая природа, образованность) – обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека, напр. гуманитарные проблемы, гуманитарная помощь, гуманитарные науки (филология, искусство, история и т.п.).

3. Закон – необходимое, существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

4. Инновация – (лат. букв. – нововведение) - результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т.д

5. Классно-урочная система – организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок.

6. Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

7. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

8. Менталитет (от позднелат. mentalis – умственный) – образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

9. Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности.

10. Методика – технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Конкретное воплощение метода – выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

11. Обобщение опыта – процесс изучения путей и способов функционирования системы с целью выявления тенденций и того общего, что характерно для многих систем (однородных). Предполагается, что изучаемые системы однородны, принадлежат к одному аспекту реального мира.

12. Образовательный процесс – организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.

13. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

14. Педагогические технологии – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

15. Педагогический процесс – направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

16. Проблема – осознание возможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

17. Система – множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

18. Содержание обучения и воспитания – система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником С. о. и в. служит все многообразие культуры.

19. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

20. Структура (лат. structura – строение) процесса формирования духовно-нравственных качеств подростков складывается из периодов, стадий, этапов и подчинена цели воспитательного процесса, направленной на совершенствование человека и общества на основе духовно-нравственной реализации устойчивой, цельной личности.

21. Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических, интеллектуальных и иных различий.

22. Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач.

23. Учебный процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

24. Фактор (от лат. Factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

25. Фактор педагогический – любое педагогическое явление, выступающее в качестве движущей силы, источника или механизма изменения или развития другого педагогического явления или процесса.

26. Цель – то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конкретного результата деятельности.

27. Эффективность обучения, воспитания и развития личности – это степень совпадения реальных результатов учебно-воспитательного процесса с его целями.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины..

1. Бабанский Ю.С. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997.

3. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Среднее образование в современном мире – М., 1987.

4. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

5. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. – М.,1999.

6. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1970.

7. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 1982.

8. Инновационные процессы в образовании. – СПб., 1997. Ч. 1, 2.

9. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. – Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. – 165с.

10. Малькова З.А. Двенадцатилетняя американская школа: организация и особенности учебно-воспитательной деятельности. – М.: ИТОП, 2000.

11. Матис В.И. Диалог культур как методология формирования поликультурной личности // Социальное качество российской молодежи на рубеже веков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Теория и практика воспитательной работы в высшей школе" 21-23 марта 2000 года. / Под редакцией: Л.Г. Борисовой, Н.А. Матвеевой, Л.М. Растовой – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. – 154с.

12. Мухина В.С. На пути построения концепции воспитания подростков в условиях временных объединений: (Опыт Скаутинга, Гитлерюгенда, Пионер. орг. им. В.В. Ленина) // Развитие личности. – 2000. – № 3-4. – C.4-23.

13. Опыт реформирования систем образования в зарубежных странах//Под. ред. В.А. Мясникова, Н.М. Воскресенской. – М.: ИТИП РАО, 2004.

14. Особенности организации и учебно-воспитательной деятельности 12-летней школы в Восточно-Европейских странах /Под ред. З.А. Мальковой – М., 2002.

15. Оценка учебных успехов учащихся в школах за рубежом в контексте стандартов образования/ Под ред. В.А. Мясникова, Н.В. Воскресенской. – М., 2005.

16. Развитие современной педагогической науки в зарубежных странах /Под ред. Б.Л. Вульфсона, З.А. Мальковой, Н.М. Воскресенской – М., 2003

17. Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции./Под ред. Вульфсона Б. Л. – М., 1995.

18. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2004.

19. Таизова О.С. Модернизация содержания и структуры общего образования. Сущность, возможности, перспективы (опыт осмысления) [Электронный ресурс]: Пермский виртуальный педагогический совет. – Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru.

20. Толстой Л.Н. – Переиздание. М, 2002. – 224с. – (Антология гуманной педагогики)

21. Ушинский К.Д. – Переиздание. М, 2002. – 224с. – (Антология гуманной педагогики).

22. Федеральная программа развития образования №51-ФЗ // Вестник образования. – 2000. – № 12. – С.3-70.

23. Флэйк-Хобсон, Кэролл и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.

24. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 1999.

ТЕСТ – ЗАДАНИЯ по курсу «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

1. Педагогический процесс – это:

1) движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания;

2) исторический процесс развития педагогики;

3) процесс передачи знаний, умений и навыков;

4) процесс влияния учителя на ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: