Раствор реактива указанной концентрации стерилизуют кипячением. Одноразовым шприцем с тонкой инъекционной иглой вводят внутрикожно небольшое количество реактива до появления папулы размером с просяное зернышко. Время обесцвечения реактива при отсутствии гиповитаминоза С не превышает 5 минут.
4. Определение аскорбиновой кислоты в часовом количестве утренней мочи по Железняковой: утром, натощак, рекомендуют освободиться от ночной мочи, отмечают время до следующего мочеиспускания, измеряют количество мочи, рассчитывают, сколько мочи образуется за один час, и в этом объеме мочи химическим методом определяют содержание аскорбиновой кислоты.
Оценка: если за 1 час выделяется 0,8 мг – насыщенность организма витамином С достаточная; 0,4-0,79 мг – удовлетворительная; 0,39 мг и меньше – недостаточная.
При нарушении витаминного баланса в организме возникают патологические изменения, лежащие в основе авитаминозов, гиповитаминозов и гипервитаминозов.
Под авитаминозами понимаются заболевания, сопровождающиеся полным истощением витаминных запасов в организме.
|
|
Гиповитаминозы – заболевания, которые характеризуются резким снижением содержания витаминов в организме. В последние годы выделяют еще одну форму дефицита витаминов – субнормальную обеспеченность, обозначаемую как маргинальную (биохимическую) недостаточность. При субнормальной обеспеченности витаминами снижается устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, психоэмоциональному стрессу, действию неблагоприятных факторов окружающей среды. Субнормальная обеспеченность витаминами широко распространена в связи с падением уровня доходов, изменением структуры питания, широким использованием рафинированных продуктов, а также продуктов, потерявших витамины в процессе хранения, приготовления и кулинарной их обработки.
В условиях неблагоприятной экологической обстановки чаще возникают поли-гиповитаминозные состояния.
В результате неправильного избыточного применения синтетических витаминных препаратов с целью витаминизации, а также использование витаминов для профилактики и лечения ряда заболеваний могут возникать гипервитаминозы. Это заболевания, при которых отмечается избыточное накопление витаминов в организме.
Причины возникновения авита- и гиповитаминозных состояний:
I. Алиментарная недостаточность (низкое содержание витаминов в рационе, их разрушение при технологической переработке, антивитаминозные факторы в продуктах, малоусвояемая форма витаминов, несбалансированность, анорексия, пищевые извращения и религиозные запреты).
|
|
II. Угнетение нормальной кишечной микрофлоры, продуцирующей витамины (болезни ЖКТ, нерациональная химиотерапия).
III. Нарушения ассимиляции витаминов (нарушение всасывания, утилизация витаминов кишечными паразитами и патогенной кишечной микрофлорой, нарушения метаболизма при наследственных аномалиях, антивитаминозное действие лекарственных препаратов, ксенобиотиков).
IV. Повышенная потребность в витаминах (особые физиологические состояния, особые климатические условия, интенсивные физические и нервно-психические нагрузки, стрессы, инфекционные состояния и интоксикации, повышенная экскреция витаминов).
Таким образом, причины авитаминозов и гиповитаминозов экзо- и эндогенные. Причинами гипервитаминозов являются низкий уровень знаний медперсонала и низкая культура населения по использованию витаминных препаратов.
Основой профилактики авитаминозов и гиповитаминозов является покрытие физиологической потребности организма в витаминах. Это осуществляется в 3-х направлениях:
-максимальное сохранение витаминов в пищевых продуктах и готовой пище путем правильной заготовки, транспортировки, хранения и обработки пищевых продуктов, приготовления и реализации готовой пищи;
-обогащение рационов витаминами включением в рацион питания разнообразных продуктов, использованием витаминизированных продуктов, дикорастущей флоры, настоев из витаминоносителей;
-профилактика и лечение заболеваний, гельминтозов, нарушающих всасывание и утилизацию витаминов.
Для профилактики гипервитаминозов – проводить разъяснительную работу среди населения о правилах применения синтетических витаминных препаратов, соблюдение дозировки витаминов при медицинском использовании; хранение витаминных препаратов недоступно для детей.
7.Поступление витамина С в организм можно оптимизировать в следующем порядке:
-определить физиологическую потребность организма в конкретных ситуациях;
-включать в рацион питания продукты, богатые витамином С;
-обеспечить сохранность витаминов при кулинарной обработке овощей, заготовке овощей и фруктов впрок;
-ранней весной включать в рацион питания зелень, дикорастущую флору, содержащие большие количества аскорбиновой кислоты;
-сбалансировать в рационе питания соотношения питательных веществ и в том числе витаминов.
При кулинарной обработке продуктов питания следует избегать действия факторов, разрушающих витамин С и использовать стабилизаторы его содержания.
К факторам, разрушающим витамин С, относятся высокая температура при длительном воздействии, солнечные лучи, кислород воздуха, соприкосновение с металлической поверхностью, щелочная среда.
К стабилизаторам аскорбиновой кислоты относятся соль, сахар, пищевые кислоты, фитонциды.
Учитывая вышесказанное, при кулинарной обработке овощей следует соблюдать следующие правила:
-не очищать овощи за несколько часов до варки;
-варить овощи в эмалированной посуде или при наличии другого современного покрытия;
-овощи закладывать в кипящую, соленую воду, предварительно опустив в воду луковицу;
-варить в закрытой крышкой посуде;
-закладку овощей проводить в последовательности с учетом длительности термической обработки;
-соблюдать режим тепловой обработки – температуру и продолжительность обработки;
-исключить повторную термическую обработку готовой пищи, при которой пища может полностью лишиться витамина С;
-не готовить впрок пищу, так как длительное хранение также разрушает аскорбиновую кислоту.
Приложение 3
Определение темновой адаптации как признака гиповитаминозов А и В2
Наиболее ранним симптомом гиповитаминоза А и, частично, В2 является гемералопия – нарушения темновой адаптации и ощущения цветов, в первую очередь желтого, обусловленное обеднением палочек сетчатки глаза зрительным пурпуром, в образовании которого принимает участие витамин А.
|
|
Для определения темновой адаптации используют специальные приборы – адаптометры, среди которых наиболее часто используют адаптометр Кравкова-Вишневского и адаптометр медицинский АДМ (рис. 24.2). Адаптометр представляет собой прямоугольную или шаровидную камеру с зашторенными отверстиями для глаз исследуемого, белой расцветкой внутренней поверхности и окрашенными в разные цвета фигурами (квадраты, кресты, круги и тому подобное).
Адаптометрия основана на определении времени, необходимого зрительному анализатору для выполнения своей функции при переходе от высокого уровня освещенности (которое обеспечивается включением на 2 минуты специальной лампы при экранировании цветных фигур специальным белым экраном) к низкому (сумеречному). Для этого осветительная лампа выключается, а белый экран в адаптометре отводится в сторону, открывая цветные фигуры. При этом включается секундомер.
Подопытному предлагается фиксировать зрение на красной точке, которая светится в верхнем секторе адаптометра, и извещать, когда он увидит ту или иную цветную фигуру. Лица с нормальным сумеречным зрением видят цветную фигуру не позже 50-55 сек. (84% людей видят фигуру даже через 35-36 сек.). Увеличение этого времени свидетельствует о наличии гемералопии, а значит – гиповитаминоза А.
Детали работы с адаптометрами изложенны в инструкциях к ним.
Профилактика гиповитаминозов достигается обогащением рациона соответствующими продуктами – источниками витаминов или использованием витаминных препаратов натурального происхождения и синтетических, а относительно гиповитаминоза Д – пребыванием под открытым солнцем или использованием искусственного ультрафиолетового облучения тела.
Рис.. Манометр Матуссиса
(1 - Ртутный манометр на штативе; 2 - Резиновая трубка; 3 - Стеклянный тройник; 4 - Стеклянная воронка Бира; 5 - Шприц Жане)
|
|
Рис.. Адаптометр АДМ
(1 - Камера с лампой для ослепления глаз; 2 - Отверстия для глаз с резиновыми шторами; 3 - Цветные фигуры (крест, круг, квадрат) внутри камеры; 4 - Белый экран, закрывающий фигуры внутри камеры; 5 - Красная лампочка для фиксации зрения внутри камеры; 6 - Система управления прибором)