Методическая разработка

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Методическая разработка

Для проведения занятия со студентами

3 курса лечебного, медико-профилактического

факультета по «Общей хирургии»

Тема: Раневая инфекция

Время: 3 часа.

1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.

Проблема патогенеза и лечения ран относиться к числу наиболее старых разделов медицины и имеет многовековую историю. Интерес и постоянное внимание к этой старой проблеме объясняется, прежде всего, тем, что представление о раневом процессе постоянно меняется вместе с развитием медицины, биологии и технических наук. Успехи в изучении динамики раневого процесса имеют теоретическое и прикладное значение. Только имея точное понимание функции и механизмы взаимодействия каждой из клеток, участвующих в раневом процессе, можно разработать рациональные, высокоэффективные методы, лечения ран и предупреждения осложнений в их лечении.

Цель: Научить студентов основным правилам проведения первичной хирургической обработки ран и современным методам лечения их в зависимости от фазы раневого процесса.

Задачи:

1. Изучить морфологию и патогенез инфицированной раны.

2. Научить студентов распознавать инфекционные осложнения течения раневого процесса.

3. Научить студентов методике обследования больных и инфицированными осложнениями ран.

4. Научить студентов методике хирургической обработки раны.

Изучить консервативные методы лечения инфекционных осложнений ран.

В результате проведения занятия студент должен:

1) Знать: Патогенез и фазы раневого процесса, виды заживления ран, первичную и вторичную хирургическую обработку ран, инфекционные осложнения ран, общие и местные признаки нагноения ран, лечение гнойной раны в зависимости от фазы раневого процесса, современные признаки хирургического лечения гнойных ран, энзимотерапию и антибактериальную терапию.

2) Уметь: Давать характеристику ране (форма, края, дно, экссудат), определять фазу раневого процесса, перевязывать гнойную рану, брать посев раневого содержимого на флору и чувствительность к антибиотикам, назначать лечение в зависимости от фазы течения раневого процесса, пользоваться проточно-аспирационной системой, применять протеолитические ферменты во время перевязок.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

При подготовке к занятию повторить следующие темы:

· Фармакология (антибиотики).

· Патофизиологи. (воспаление).

3. Контрольные вопросы по теме занятия.

1. Заживление ран первичным натяжением и под струпом.

2. Заживление ран вторичным натяжением.

3. Инфекционные осложнения ран.

4. Первая помощь при ранении.

5. Первичная хирургическая обработка ран, виды. Первичный и вторичный шов ран.

4. Практическая часть занятия.

5. ход занятия.

№ п/п Этап занятия Время Мин. Место проведения и оснащения
       
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Организационный момент Контроль исходного уровня знаний Разбор и изучение таблиц, муляжей Опрос и обследование больных Посещение перевязочной, операционного блока Клинический разбор больных Контроль конечного уровня знаний, решение ситуационных задач Подведение итогов занятия и ознакомление с темой следующего занятия   Учебная комната, журнал посещаемости и успеваемости Учебная комната, тестовые вопросы Учебная комната, таблицы № 5.1 – 5.12 и муляжи Палаты и больные Перевязочная, операционный блок, больные Учебная комната, истории болезни Учебная комната, ситуационные задачи Учебная комната.

6. вопросы для самоконтроля знаний

1. У больного после вскрытия абсцесса в верхне-наружном квадрате правой ягодицы имеется рана размером 12х3 см. Края и дно раны покрыты яркими сочными грануляциями без гнойного отделяемого. Фиброзно-гнойный налет и отек раны отсутствуют.

В какой фазе раневого процесса находится рана? Какое местное лечение необходимо проводить больному?

Ответ: Рана находится в фазе регенерации (созревание грануляционной ткани). Местно целесообразно применять повязки.

2. Вам доставили ребенка 5 лет с множественными ссадинами кожи на обоих предплечьях.

Чем вы обработаете раны? Наложите ли повязок? Какие профилактические мероприятия следует провести?

Ответ: Ссадины следует обработать настойкой бриллиантовой зелени (йодоната и др.). Повязку накладывать не надо. Необходимо провести мероприятия по профилактике столбняка.

1. С именем К. Ландштейнера связан:

1) 1 период истории переливания крови;

2) 2 период истории переливания крови;

3) 3 период истории переливания крови.

2. Возможно переливание крови от умерших доноров:

1) с ВИЧ инфекцией;

2) с онкопатологией;

3) с лейкозом;

4) с туберкулезом;

5) инфицированных анатоксином St.aureus.

3. Срок использования свежей (нативной) плазмы:

1) до 2-3 ч;

2) до 12 ч;

3) до 24 ч;

4) до 48 ч;

5) до 72 ч.

4. При определении группы крови по системе АВО методом стандартных изогемагглютинирующих сывороток каплю физраствора добавляют:

1) на 1-й минуте при наличии агглютинации;

2) на 1-й минуте при отсутствии агглютинации;

3) на 3-й минуте при наличии агглютинации;

4) на 3-й минуте при отсутствии агглютинации;

5) на 5-й минуте при наличии агглютинации;

6) на 5-й минуте при отсутствии агглютинации.

7) верно 1,2;

8) верно 3,4;

9) верно 5,6.

5. Первой группе крови соответствует (АВО):

1) агглютиноген А, агглютинин £;

2) агглютиноген А, агглютинин β;

3) агглютиноген В, агглютинин £;

4) агглютиноген В, агглютинин β;

5) агглютиногены АВ, агглютинины £,β;

6) агглютиногены АВ, агглютинин £.

6. Первой группе крови по системе АВО при определении методом «целиклонов» соответствует результат:

1) агглютинация с анти-А отсутствует, с анти-В отсутствует;

2) агглютинация с анти-А – есть, с анти-В – отсутствует;

3) агглютинация с анти-А – отсутствует, с анти-В – есть;

4) агглютинация с анти-А – есть, с анти-В – есть.

7. Первой группе крови по системе АВО при определении методом стандартных эритроцитов соответствует результат:

1) агглютинация отсутствует с эритроцитами I(О) группы и определяется с эритроцитами II(А) и III(В) групп;

2) агглютинация отсутствует с эритроцитами I(О) и II(А) групп и определяется с эритроцитами III(В) группы;

3) агглютинация отсутствует с эритроцитами I(О) и III(В) групп и определяется с эритроцитами II(А);

4) агглютинация отсутствует с эритроцитами I(О), II(А) и III(В) группы крови;

5) агглютинация отсутствует с эритроцитами АВ (IV), А (II), В (III) и определяется с О (I).

8. Методы определения Rh-фактора в клинике:

1) экспресс-метод со стандартным универсальным реагентом в пробирке без подогрева;

2) экспресс-метод на плоскости без подогрева;

3) метод агглютинации в солевой среде;

4) метод конглютинации с желатином;

5) непрямой антиглобулиновый тест (реакция Кумбса);

6) верно 1,2;

7) верно 2,3;

8) верно 3,4;

9) верно 4,5;

10) верно 1,2,3;

11) верно 2,3,4;

12) верно 3,4,5.

9. Противопоказанием к переливанию крови относятся:

1) сепсис;

2) септический эндокардит;

3) панкреонекроз;

4) острый пиелонефрит.

10. Острое расширение сердца относится к осложнениям:

1) механического характера;

2) реактивного характера;

3) инфекционного характера.

7. литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: