Другие теоретико-методологические подходы

Помимо рассмотренных подходов, в научном познании существуют и иные методологические образования в рамках конкретных наук, тоже имеющие междисциплинарное значение в том или ином объёме. Назовём некоторые из них.

Конструктивный подход. (Синонимы: конструктивно-генетический, генетический; однако здесь следует остерегаться путаницы с терми­ном «генетический» как синонимом исторического подхода. К сожалению, понятие «генетический метод» употребляется в двух разных значениях.)

В общем смысле это способ построения научной теории, при котором осуществляется непосредственное конструирование теоретических объек­тов. Здесь теория структурируется явно видимыми связями, когда одни объекты в ходе содержательных рассуждений как бы возникают из других. При этом исходная база для конструирования выступает не как аксиомати­чески полагаемая (т.е. абстрактная и не предполагающая наглядности);

а как действительно существующая, как непосредственно данная, доступ­ная исследователю. Поэтому конструктивный способ развёртывания тео­рии гораздо более нагляден и естествен, чем аксиоматический. Методоло­гический идеал этого подхода состоит в том, что научная теория должна представлять собой упорядоченную совокупность теоретических объектов, ни один из которых не проник в неё произвольно, но все они были сконст­руированы с помощью доступных учёному операций.

Действительно, естественно-научные теории в процессе своего непосред­ственного неформального развития включают не только гипотетико-дедуктивные моменты, но и конструктивные (что наиболее ярко выступает в про­цедурах определений и введений новых понятий, а также в моделирующих действиях — подробнее см. § 4.1). Например, важную роль играет конструк­тивный способ в математике. Его последовательной реализацией является т.н. конструктивная математика, ведущая роль в создании которой принадле­жит отечественным учёным (А.Н. Колмогорову, А.А. Маркову, Н.А. Шани­ну). В этом направлении существующими признаются только такие матема­тические объекты, которые могут быть построены фиксированным набором операций; конструктивные объекты гораздо более реализуемы, чем объекты классической математики. Так, скажем, из конструктивного доказатель­ства возможно извлечь компьютерную программу; эта идея является основанием плодотворного взаимодействия в последние десятилетия программирования и методов математической логики.

Синергетический подход. Вполне возможно говорить о складывании в последние десятилетия нового междисциплинарного подхода, который часто расценивается как преемник системного направления. Его рассмат­ривают также как определённого рода синтез исторического и системного подходов. В его основе лежат понятия самоорганизации, нелинейности, порядкообразования. Существует обширная литература, в которой пыта­ются приложить общие принципы, сформированные в его рамках, к широкому кругу как природных, так и социальных явлений. К синергетическому подходу мы вернёмся в § 8.4.

Назовём также некоторые подходы в гуманитарных науках: т.н. фено­менологический подход (в социологии, психологии, психиатрии и др.), восходящий к идеям крупнейшего философа Э. Гуссерля; функциональ­ный подход (в социологии, антропологии и др.); структуральный подход, бывший весьма влиятельным в 60-е гг. XX в. Существует также множест­во других подходов, методологических принципов и течений.

Влиятельной и сознательной тенденцией в последние десятилетия. XX в. стало отчётливое стремление к методологическому синтезу. Многие слож­ные и сверхсложные объекты (экологические, технические, социальные) изучаются современной наукой не с помощью какого-то одного подхода,

а с помощью сочетании нескольких, часто взаимодополняющих подходов. Это явление можно назвать сдвигом от методологического монизма к мето­дологическому плюрализму.

Действительно, ведь различные методы акцентируют внимание иссле­дователя на различных аспектах изучаемого объекта (структурных, функ­циональных, каузальных, исторических и т.п.), поэтому выйти к более ин­тегральному пониманию сущности изучаемого объекта возможно лишь в сфере пересечения различных подходов — в полиметодологическом ра­курсе. Для Описания ситуации методологического синтеза нередко при­меняют термин «комплексный подход».

Комплексный подход —это осознанное и концептуально организо­ванное сочетание нескольких теоретико-методологических принципов и приёмов исследования. Часто такой подход используют в тех случаях, когда речь идёт о сложных научно-практических проблемах, имеющих как междисциплинарное научное значение, так и ряд прикладных аспек­тов (социальных, этических, технологических, административно-поли­тических и т.п.). В подобных ситуациях исследовательская стратегия формируется в виде упорядоченного комплекса действий представите­лей разных научных дисциплин и сфер общественной деятельности.

Итак, мы рассмотрели проблему структуры и содержания методологи­ческого арсенала научного познания. Для упорядочения изложенного ма­териала можно представить методы различных уровней в виде следую­щей обобщающей схемы (см. рис. 4).

Рис. 4. Состав методологического арсенала научного познания

Глава 3. Формы научного познания как единицы логико-методологического анализа

В этой главе будут рассмотрены те формы научного познания, кото­рые могут выступать единицами логико-методологического анализа. Не­которые критерии для выделения подобных единиц были введены нами в конце § 0.4. Важнейшим из них является самостоятельность формы: эти образования должны иметь самостоятельное значение в структуре на­учной деятельности. Иными словами, они могут (в определённом смысле) существовать автономно относительно других концептуальных форм. Например, какая-то научная проблема может длительное время вести соб­ственное существование, не перекрываясь содержанием и результатами тех или иных теорий.

К подобного рода формам, которые будут обсуждаться в этом разделе, относятся:

1) проблема;

2) факт;

3) гипотеза;

4) теория;

5) научно-исследовательская программа.

3.1. Проблема

В обыденной речи понятие «проблема» — синоним понятия «затрудне­ние». В научном употреблении оно приобретает специальный смысл.

Научная проблема — это одна из форм представления научного знания. Можно сказать, что научная проблема является специфической разновид­ностью вопроса; причём вопрос должен принадлежать теоретическому контексту той или иной научной области, т.е. должен быть поставлен самой наукой, осознан концептуально, а не просто задан научному сооб­ществу другими сферами общественной жизни (государственно-политиче­ской, военной, социальной и т.п.). Только в этом случае проблема может иметь статус научной;

Кроме того, вопрос, образующий научную проблему, является таким, Для решения которого не существует разработанного алгоритма. Если Же подобный алгоритм существует, и остаётся только правильно приме­нить его, то обычно говорят не о проблеме, а о задаче.

Ещё один необходимый признак проблемы состоит в том, что решение проблемы, в отличие от решения задачи, даёт существенную новизну, т.е. значительный прирост научного знания.

На практике не всегда возможно определить заранее, даст ли реше­ние данной задачи существенную новизну и существует ли для данной ситуации подходящий алгоритм или программа решения. Тогда о степе­ни проблемности подобной задачи судят лишь ретроспективно, т.е. после её разрешения. Так, если оказывается, что трудность, ранее казав­шаяся совершенно непобедимой, на самом деле поддаётся уже извест­ным способам решения, то здесь с преодолением данной трудности лишь совершенствуются методы применения наличного знания, но нет его прироста. В этом случае решение обладает лишь каким-то частным научным значением, и не следует говорить о преодолении собственно проблемы в теоретическом смысле. Если же в ходе; решения было от­крыто нечто принципиально новое, т.е. получена крупная теоретиче­ская новация, то решённая задача получает статус подлинной научной проблемы.

Итак, можно сформулировать следующее определение научной проб­лемы.

Научная проблема —это суждение (или система суждений), содержа­щее в себе теоретически осознанный вопрос, при этом не существует известного алгоритма его разрешения, а решение этого вопроса имеет (должно иметь) существенную новизну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: