Помимо рассмотренных подходов, в научном познании существуют и иные методологические образования в рамках конкретных наук, тоже имеющие междисциплинарное значение в том или ином объёме. Назовём некоторые из них.
Конструктивный подход. (Синонимы: конструктивно-генетический, генетический; однако здесь следует остерегаться путаницы с термином «генетический» как синонимом исторического подхода. К сожалению, понятие «генетический метод» употребляется в двух разных значениях.)
В общем смысле это способ построения научной теории, при котором осуществляется непосредственное конструирование теоретических объектов. Здесь теория структурируется явно видимыми связями, когда одни объекты в ходе содержательных рассуждений как бы возникают из других. При этом исходная база для конструирования выступает не как аксиоматически полагаемая (т.е. абстрактная и не предполагающая наглядности);
а как действительно существующая, как непосредственно данная, доступная исследователю. Поэтому конструктивный способ развёртывания теории гораздо более нагляден и естествен, чем аксиоматический. Методологический идеал этого подхода состоит в том, что научная теория должна представлять собой упорядоченную совокупность теоретических объектов, ни один из которых не проник в неё произвольно, но все они были сконструированы с помощью доступных учёному операций.
Действительно, естественно-научные теории в процессе своего непосредственного неформального развития включают не только гипотетико-дедуктивные моменты, но и конструктивные (что наиболее ярко выступает в процедурах определений и введений новых понятий, а также в моделирующих действиях — подробнее см. § 4.1). Например, важную роль играет конструктивный способ в математике. Его последовательной реализацией является т.н. конструктивная математика, ведущая роль в создании которой принадлежит отечественным учёным (А.Н. Колмогорову, А.А. Маркову, Н.А. Шанину). В этом направлении существующими признаются только такие математические объекты, которые могут быть построены фиксированным набором операций; конструктивные объекты гораздо более реализуемы, чем объекты классической математики. Так, скажем, из конструктивного доказательства возможно извлечь компьютерную программу; эта идея является основанием плодотворного взаимодействия в последние десятилетия программирования и методов математической логики.
Синергетический подход. Вполне возможно говорить о складывании в последние десятилетия нового междисциплинарного подхода, который часто расценивается как преемник системного направления. Его рассматривают также как определённого рода синтез исторического и системного подходов. В его основе лежат понятия самоорганизации, нелинейности, порядкообразования. Существует обширная литература, в которой пытаются приложить общие принципы, сформированные в его рамках, к широкому кругу как природных, так и социальных явлений. К синергетическому подходу мы вернёмся в § 8.4.
Назовём также некоторые подходы в гуманитарных науках: т.н. феноменологический подход (в социологии, психологии, психиатрии и др.), восходящий к идеям крупнейшего философа Э. Гуссерля; функциональный подход (в социологии, антропологии и др.); структуральный подход, бывший весьма влиятельным в 60-е гг. XX в. Существует также множество других подходов, методологических принципов и течений.
Влиятельной и сознательной тенденцией в последние десятилетия. XX в. стало отчётливое стремление к методологическому синтезу. Многие сложные и сверхсложные объекты (экологические, технические, социальные) изучаются современной наукой не с помощью какого-то одного подхода,
а с помощью сочетании нескольких, часто взаимодополняющих подходов. Это явление можно назвать сдвигом от методологического монизма к методологическому плюрализму.
Действительно, ведь различные методы акцентируют внимание исследователя на различных аспектах изучаемого объекта (структурных, функциональных, каузальных, исторических и т.п.), поэтому выйти к более интегральному пониманию сущности изучаемого объекта возможно лишь в сфере пересечения различных подходов — в полиметодологическом ракурсе. Для Описания ситуации методологического синтеза нередко применяют термин «комплексный подход».
Комплексный подход —это осознанное и концептуально организованное сочетание нескольких теоретико-методологических принципов и приёмов исследования. Часто такой подход используют в тех случаях, когда речь идёт о сложных научно-практических проблемах, имеющих как междисциплинарное научное значение, так и ряд прикладных аспектов (социальных, этических, технологических, административно-политических и т.п.). В подобных ситуациях исследовательская стратегия формируется в виде упорядоченного комплекса действий представителей разных научных дисциплин и сфер общественной деятельности.
Итак, мы рассмотрели проблему структуры и содержания методологического арсенала научного познания. Для упорядочения изложенного материала можно представить методы различных уровней в виде следующей обобщающей схемы (см. рис. 4).
Рис. 4. Состав методологического арсенала научного познания
Глава 3. Формы научного познания как единицы логико-методологического анализа
В этой главе будут рассмотрены те формы научного познания, которые могут выступать единицами логико-методологического анализа. Некоторые критерии для выделения подобных единиц были введены нами в конце § 0.4. Важнейшим из них является самостоятельность формы: эти образования должны иметь самостоятельное значение в структуре научной деятельности. Иными словами, они могут (в определённом смысле) существовать автономно относительно других концептуальных форм. Например, какая-то научная проблема может длительное время вести собственное существование, не перекрываясь содержанием и результатами тех или иных теорий.
К подобного рода формам, которые будут обсуждаться в этом разделе, относятся:
1) проблема;
2) факт;
3) гипотеза;
4) теория;
5) научно-исследовательская программа.
3.1. Проблема
В обыденной речи понятие «проблема» — синоним понятия «затруднение». В научном употреблении оно приобретает специальный смысл.
Научная проблема — это одна из форм представления научного знания. Можно сказать, что научная проблема является специфической разновидностью вопроса; причём вопрос должен принадлежать теоретическому контексту той или иной научной области, т.е. должен быть поставлен самой наукой, осознан концептуально, а не просто задан научному сообществу другими сферами общественной жизни (государственно-политической, военной, социальной и т.п.). Только в этом случае проблема может иметь статус научной;
Кроме того, вопрос, образующий научную проблему, является таким, Для решения которого не существует разработанного алгоритма. Если Же подобный алгоритм существует, и остаётся только правильно применить его, то обычно говорят не о проблеме, а о задаче.
Ещё один необходимый признак проблемы состоит в том, что решение проблемы, в отличие от решения задачи, даёт существенную новизну, т.е. значительный прирост научного знания.
На практике не всегда возможно определить заранее, даст ли решение данной задачи существенную новизну и существует ли для данной ситуации подходящий алгоритм или программа решения. Тогда о степени проблемности подобной задачи судят лишь ретроспективно, т.е. после её разрешения. Так, если оказывается, что трудность, ранее казавшаяся совершенно непобедимой, на самом деле поддаётся уже известным способам решения, то здесь с преодолением данной трудности лишь совершенствуются методы применения наличного знания, но нет его прироста. В этом случае решение обладает лишь каким-то частным научным значением, и не следует говорить о преодолении собственно проблемы в теоретическом смысле. Если же в ходе; решения было открыто нечто принципиально новое, т.е. получена крупная теоретическая новация, то решённая задача получает статус подлинной научной проблемы.
Итак, можно сформулировать следующее определение научной проблемы.
Научная проблема —это суждение (или система суждений), содержащее в себе теоретически осознанный вопрос, при этом не существует известного алгоритма его разрешения, а решение этого вопроса имеет (должно иметь) существенную новизну.