Не следует также смешивать понятия «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема — это определённое состояние научного знания; проблема должна быть осознана и поставлена именно теоретически. Что же касается проблемной ситуации, то данное понятие характеризует текущие научно-технические и практические потребности. Например, в медико-биологических науках говорят о проблемах профилактики того или, иного заболевания, но в данном случае речь идёт как раз о проблемной ситуации, в которую входит целая совокупность потребностей не только теоретического, но и организационного, социального, повседневно-психологического и прочих планов. Всякая научная проблема окружена собственным научно-практическим контекстом (т.е. проблемной ситуацией), в котором она вызревает. Но обратное неверно: далеко не всякая проблемная ситуация претворяется в осознанную научную проблему.
Формирование проблемной ситуации — сложный процесс, имеющий своими источниками внешние (объективные актуальные потребности общества) и внутренние моменты (потребности самой науки). Внутренний
|
|
стимул формирования проблемы часто выступает в виде несоответствия эмпирического базиса и теоретических ресурсов:
1) как реакция на открытие каких-то новых явлений, фактов, не укладывающихся в готовые концептуальные схемы, что требует активизации теоретического потенциала научной области;
2) как теоретическое опережение, когда теория развивается быстрее, чем появляются подкрепляющие её данные (скажем, данные предсказаний), т.е. существует некоторый недостаток фактического материала, который стимулирует эмпирические исследования.
Существуют также сугубо внутритеоретические стимулы1.
Проблема как научное утверждение
Итак, научная проблема включена в теоретический контекст. Это означает прежде всего то, что репрезентация проблемы осуществляется в определённом научном языке, в особом предпосылочном поле, в некоторой исходной интерпретации. Поэтому грамотно поставить научную проблему может только учёный-профессионал. История науки демонстрирует множество примеров, когда фундаментальные проблемы, поставленные её крупнейшими деятелями, стимулировали творческий поиск и определяли на многие годы вперёд исследовательские горизонты и научные программы. Например, вспомним о знаменитых двадцати трёх проблемах Гильберта, сформулированных великим учёным на II Международном математическом конгрессе 1900 г.; в перспективах, обозначенных Д. Гильбертом, был во многом предначертан ход математической мысли XX в.
С логической точки зрения проблема является особым вопросительным высказыванием. Любой вопрос включает в себя некоторое множество предпосылок — положений, содержащих определённую информацию о запрашиваемом объекте и задающих условия правильного ответа на данный вопрос. Кроме того, всякий вопрос относится к какому-либо прагматическому контексту: вопрос ставится в какой-то конкретной ситуации, имеет адресата, при необходимости подлежит процедурам уточнения, переформулировки, включения в диалог и т.п. Научная проблема как вопросительное высказывание должна основываться на истинных предпосылках, т.е. на надёжно установленных фактах и принятых научным сообществом теоретических положениях.
|
|
' Внутритеоретические стимулы подвергаются специальному разбору Л. Лауданом в его проблеморешающем подходе; Л. Лаудан придаёт важное значение возникновению специфически концептуальных проблем, решение которых является одной из необходимых составляющих научного прогресса. Мы касаемся этой темы в § 3.5 в связи с обсуждением подхода Лаудана.
Поэтому научные проблемы подлежат концептуальной оценке: говорят о проблемах действительных и мнимых, а также об адекватных и не-? адекватных формулировках. Например, мнимая проблема (или псевдопроблема) — это вопрос, который содержит какие-то неприемлемые предпосылки (ложные, вненаучные, недостоверные, отвергнутые ходом науки и т.п.). Неадекватная формулировка — это форма репрезентации проблемы, непригодная по каким-то причинам для дальнейшего развёртывания, обсуждения и решения.