Проблема и проблемная ситуация

Не следует также смешивать понятия «проблема» и «проблемная си­туация». Проблема — это определённое состояние научного знания; проб­лема должна быть осознана и поставлена именно теоретически. Что же касается проблемной ситуации, то данное понятие характеризует теку­щие научно-технические и практические потребности. Например, в ме­дико-биологических науках говорят о проблемах профилактики того или, иного заболевания, но в данном случае речь идёт как раз о проблемной ситуации, в которую входит целая совокупность потребностей не только теоретического, но и организационного, социального, повседневно-пси­хологического и прочих планов. Всякая научная проблема окружена соб­ственным научно-практическим контекстом (т.е. проблемной ситуаци­ей), в котором она вызревает. Но обратное неверно: далеко не всякая проблемная ситуация претворяется в осознанную научную проблему.

Формирование проблемной ситуации — сложный процесс, имеющий своими источниками внешние (объективные актуальные потребности общества) и внутренние моменты (потребности самой науки). Внутренний

стимул формирования проблемы часто выступает в виде несоответствия эмпирического базиса и теоретических ресурсов:

1) как реакция на открытие каких-то новых явлений, фактов, не укладываю­щихся в готовые концептуальные схемы, что требует активизации теоретического потенциала научной области;

2) как теоретическое опережение, когда теория развивается быстрее, чем появляются подкрепляющие её данные (скажем, данные предсказа­ний), т.е. существует некоторый недостаток фактического материала, который стимулирует эмпирические исследования.

Существуют также сугубо внутритеоретические стимулы1.

Проблема как научное утверждение

Итак, научная проблема включена в теоретический контекст. Это озна­чает прежде всего то, что репрезентация проблемы осуществляется в опре­делённом научном языке, в особом предпосылочном поле, в некоторой исходной интерпретации. Поэтому грамотно поставить научную проблему может только учёный-профессионал. История науки демонстрирует множество примеров, когда фундаментальные проблемы, поставленные её крупнейшими деятелями, стимулировали творческий поиск и определяли на многие годы вперёд исследовательские горизонты и научные программы. Например, вспомним о знаменитых двадцати трёх проблемах Гильбер­та, сформулированных великим учёным на II Международном математи­ческом конгрессе 1900 г.; в перспективах, обозначенных Д. Гильбертом, был во многом предначертан ход математической мысли XX в.

С логической точки зрения проблема является особым вопроситель­ным высказыванием. Любой вопрос включает в себя некоторое множест­во предпосылок — положений, содержащих определённую информацию о запрашиваемом объекте и задающих условия правильного ответа на данный вопрос. Кроме того, всякий вопрос относится к какому-либо праг­матическому контексту: вопрос ставится в какой-то конкретной ситуа­ции, имеет адресата, при необходимости подлежит процедурам уточне­ния, переформулировки, включения в диалог и т.п. Научная проблема как вопросительное высказывание должна основываться на истинных пред­посылках, т.е. на надёжно установленных фактах и принятых научным сообществом теоретических положениях.

' Внутритеоретические стимулы подвергаются специальному разбору Л. Лауданом в его проблеморешающем подходе; Л. Лаудан придаёт важное значение возникновению специфи­чески концептуальных проблем, решение которых является одной из необходимых состав­ляющих научного прогресса. Мы касаемся этой темы в § 3.5 в связи с обсуждением подхода Лаудана.

Поэтому научные проблемы подлежат концептуальной оценке: гово­рят о проблемах действительных и мнимых, а также об адекватных и не-? адекватных формулировках. Например, мнимая проблема (или псевдо­проблема) — это вопрос, который содержит какие-то неприемлемые предпосылки (ложные, вненаучные, недостоверные, отвергнутые ходом науки и т.п.). Неадекватная формулировка — это форма репрезентации проблемы, непригодная по каким-то причинам для дальнейшего развёрты­вания, обсуждения и решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: