Л. Лаудан: проблеморешающий подход

В § 3.1 рассматривалась научная проблема как форма научного позна­ния. Выход в научно-проблемный ракурс весьма полезен, ведь деятель­ность учёных концентрируется вокруг решения тех или иных научных проблем, и часто эти проблемы долго существуют. Научная проблема является той важной концептуальной структурой, которая оказывает существенное формирующее влияние на крупные образования в науке (более обширные, чем теория).

Американский философ Л. Лаудан предложил т.н. проблеморешающую модель (a problem-solving model) научного познания1. Л. Лаудан утверждает, что цель науки — получать теории с высокой проблеморешающей эффективностью. В этом случае прогресс науки просто озна­чает, что новая теория может решать больше проблем, чем предыдущая.

Согласно этому подходу следует отличать эмпирические научные проб­лемы от концептуальных. Эмпирические связаны с объяснением фактов. Л. Лаудан говорит об эмпирических проблемах потенциальных (ещё не по­лучивших решения), актуальных (решённых) и аномальных (не решённых в рамках какой-либо рассматриваемой теории, но решённых её конкурен­том). Концептуальные же проблемы связаны с внутренней логикой развёр­тывания теории. Например, они обнаруживаются в случаях, когда выявля­ется противоречивость теории или двусмысленность её постулатов; когда теория выдвигает онтологические допущения, которые конфликтуют с дру­гой теорией или базисными метафизическими концепциями, а также не под­держиваются базисными методологическими доктринами; когда теория нарушает принципы исследовательской традиции (см. ниже), частью кото­рой она является, или когда в рамках теории затруднено использование

1 Laudan L. A problem-solving approach to scientific progress // Scientific Revolutions (ed. by I. Hacking). Oxford, 1992. P. 144-155.

понятий из более общих теорий, к которым она, по сути дела, должна быть логически субординантной.

Аномальные эмпирические и концептуальные проблемы весьма важ­ны, т.к. они указывают на существенные недостатки теорий, на их неспо­собность проявить проблеморешающую эффективность.

Различение концептуальных и эмпирических проблем позволяет Лаудану ввести и более фундаментальное различение — когерентный и корреспондентный взгляды на научное познание. Когерентный подход ста­вит акцент на необходимости связей между научными убеждениями, а корреспондентами — на необходимости соответствия убеждений реальности. Каждый из этих подходов претендует на главенство и согла­сен лишь на минимум уступок другому. Лаудановский же подход (про­блемо-решающая модель) эксплицитно признает, что эти перспективы должны сосуществовать. Так, концептуальные и эмпирические пробле­мы репрезентируют соответственно когерентные и корреспондентные ограничения, которые учёные налагают на теории. Когерентный подход требует, чтобы минимизировались концептуальные трудности; корреспондентный — чтобы теория решала максимальное число эмпирических проблем, одновременно генерируя минимальное число аномалий. Если предыдущие исследователи науки уделяли значительное внимание про­цессам эмпирического подтверждения и фальсифицируемости теорий, тем самым приписывая концептуальным факторам некую подчинённую роль, то проблеморешающая модель Л. Лаудана утверждает, что решение концептуальных трудностей в такой же мере значимо для прогрессивно­го продвижения науки, как и увеличение эмпирической поддержки тео­рий. Иными словами, научное продвижение представляет собой как бы одновременное движение сразу в двух плоскостях — эмпирических подт­верждений и концептуального развития. Это приводит к представлению о достаточно сложных путях прогрессирующего развёртывания теорий. Модель Л. Лаудана предполагает вполне допустимым, чтобы переход от эмпирически хорошо поддержанной теории к теории, менее подкреплён­ной фактами, все же считался прогрессивным, при условии что вторая теория решает те существенные концептуальные трудности, которые были у первой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: