В § 3.1 рассматривалась научная проблема как форма научного познания. Выход в научно-проблемный ракурс весьма полезен, ведь деятельность учёных концентрируется вокруг решения тех или иных научных проблем, и часто эти проблемы долго существуют. Научная проблема является той важной концептуальной структурой, которая оказывает существенное формирующее влияние на крупные образования в науке (более обширные, чем теория).
Американский философ Л. Лаудан предложил т.н. проблеморешающую модель (a problem-solving model) научного познания1. Л. Лаудан утверждает, что цель науки — получать теории с высокой проблеморешающей эффективностью. В этом случае прогресс науки просто означает, что новая теория может решать больше проблем, чем предыдущая.
Согласно этому подходу следует отличать эмпирические научные проблемы от концептуальных. Эмпирические связаны с объяснением фактов. Л. Лаудан говорит об эмпирических проблемах потенциальных (ещё не получивших решения), актуальных (решённых) и аномальных (не решённых в рамках какой-либо рассматриваемой теории, но решённых её конкурентом). Концептуальные же проблемы связаны с внутренней логикой развёртывания теории. Например, они обнаруживаются в случаях, когда выявляется противоречивость теории или двусмысленность её постулатов; когда теория выдвигает онтологические допущения, которые конфликтуют с другой теорией или базисными метафизическими концепциями, а также не поддерживаются базисными методологическими доктринами; когда теория нарушает принципы исследовательской традиции (см. ниже), частью которой она является, или когда в рамках теории затруднено использование
|
|
1 Laudan L. A problem-solving approach to scientific progress // Scientific Revolutions (ed. by I. Hacking). Oxford, 1992. P. 144-155.
понятий из более общих теорий, к которым она, по сути дела, должна быть логически субординантной.
Аномальные эмпирические и концептуальные проблемы весьма важны, т.к. они указывают на существенные недостатки теорий, на их неспособность проявить проблеморешающую эффективность.
Различение концептуальных и эмпирических проблем позволяет Лаудану ввести и более фундаментальное различение — когерентный и корреспондентный взгляды на научное познание. Когерентный подход ставит акцент на необходимости связей между научными убеждениями, а корреспондентами — на необходимости соответствия убеждений реальности. Каждый из этих подходов претендует на главенство и согласен лишь на минимум уступок другому. Лаудановский же подход (проблемо-решающая модель) эксплицитно признает, что эти перспективы должны сосуществовать. Так, концептуальные и эмпирические проблемы репрезентируют соответственно когерентные и корреспондентные ограничения, которые учёные налагают на теории. Когерентный подход требует, чтобы минимизировались концептуальные трудности; корреспондентный — чтобы теория решала максимальное число эмпирических проблем, одновременно генерируя минимальное число аномалий. Если предыдущие исследователи науки уделяли значительное внимание процессам эмпирического подтверждения и фальсифицируемости теорий, тем самым приписывая концептуальным факторам некую подчинённую роль, то проблеморешающая модель Л. Лаудана утверждает, что решение концептуальных трудностей в такой же мере значимо для прогрессивного продвижения науки, как и увеличение эмпирической поддержки теорий. Иными словами, научное продвижение представляет собой как бы одновременное движение сразу в двух плоскостях — эмпирических подтверждений и концептуального развития. Это приводит к представлению о достаточно сложных путях прогрессирующего развёртывания теорий. Модель Л. Лаудана предполагает вполне допустимым, чтобы переход от эмпирически хорошо поддержанной теории к теории, менее подкреплённой фактами, все же считался прогрессивным, при условии что вторая теория решает те существенные концептуальные трудности, которые были у первой.
|
|