В результате мы вынуждены рассматривать процесс принятия теории как многоплановый процесс, в котором происходит сложное столкновение альтернативных точек зрения и в котором приверженцы обеих концепций могут неопределённо долго защищаться от нападок и выстраивать защитные конструкции; логические основания для этого предоставляет, как говорилось выше, тезис Дюгема—Куайна. В таком столкновении понятие принятия теории приобретает динамический характер, выражающийся в процессах постепенного изменения численного соотношения сторонников конфликтующих концепций. Это означает, что понятие принятия теории мы вынуждены анализировать не только в логическом ракурсе, но в большей мере переносить акцент в своеобразную социологическую плоскость. Говорить о том, что теория является общепринятой, мы можем не тогда, когда располагаем неким логически неопровержимым подтверждением ее истинности, а лишь тогда, когда мы констатируем, что она действительно, стала преобладающей по числу членов профессионального научного сообщества, признающих её.
|
|
Таким образом, мы приходим к необходимости ввести в поле зрения социологический план анализа научного познания. Учитывая, что на процессы принятия научной теории огромное влияние оказывают исторически меняющиеся стандарты строгости, доказательности и вообще самой рациональности, следует принять во внимание важность также исторической плоскости рассмотрения научного познания. Эти плоскости и станут предметом следующего параграфа.
Резюме. Проверка и принятие теории — длительный и сложный процесс. Проверка теории включает как эмпирические, так и неэмпирические (межтеоретические, философские и др.) составляющие. Эмпирическая проверка, кроме того, существенно осложняется системным характером теории (тезис Дюгема‒Куайна)..В результате процесс принятия теории сообществом учёных не может быть описан в однозначных и универсальных логико-методологических терминах.
4.3. Социологическое и историческое измерения научного познания
Выход в социологическую плоскость анализа научного познания не означает того, что мы сводим философию и методологию науки к социологии как конкретной дисциплине, которая, т. о., расценивается как обладающая более адекватными средствами для анализа научного познания. Речь идёт не об этом. Социология (и социология науки как её раздел) — это отдельная наука со своими собственными задачами и методами. Речь
в данном случае идёт лишь о том, что процесс научного познания вообще должен рассматриваться в более широком ракурсе, чем это предполагает узкологическая ориентация.
|
|
Понимание того, что действительные процессы проверки и принятия научных теорий не могут быть исчерпывающе объяснены в рамках логического анализа научного познания, было достигнуто в основном благодаря повороту от идеализированной научной деятельности, трактуемой в терминах логических процедур и стратегий, к изучению истории науки. В результате этого поворота в поле зрения философов науки попали такие реалии научного познания, как длительные периоды разногласий учёных, сосуществование альтернативных точек зрения, запоздалые признания той или иной концепции, многочисленные случаи одновременных открытий и переоткрытий одного и того же, научные бумы и затишья. В итоге интерес сместился к изучению самой научной среды как определённой организационной структуры, подверженной историческим изменениям и различным социально-культурным влияниям и каждый раз принимающей решения по поводу того или иного вопроса в режиме реального времени. Выход к новому фронту философско-методологических исследований был достигнут во многом благодаря введению в философию науки таких терминов, как «научное сообщество» и «парадигма». Здесь мы выходим к перспективам, открытым работами Томаса Куна (1922-1996).