Своеобразное открытие историко-социологической плоскости научного познания философией науки было инициировано публикацией в 1962 г. ныне знаменитой книги «Структура научных революций». Ее автор — американский физик и историк науки Томас Кун. Конечно, Т. Кун не являлся абсолютным новатором в подобном подходе к науке. Примерно в эти годы (и даже несколько раньше) в этой же плоскости научную деятельность рассматривали М. Полани, С. Тулмин, Дж. Холтон. Кроме того, длительная и богатая традиция изучения науки в историческом ракурсе уже существовала к тому времени во Франции (Л. Брюнсвиг, Г. Башляр, Ж. Кангийем и др.)1. Однако получилось так, что именно работа Т. Куна смогла вызвать широкий интерес и решительно сместить акценты в анализе научного познания. Можно даже сказать, что эта книга, посвящённая проблеме революций в науке, сама произвела подобную революцию в философии и методологии науки.
Одним из опорных понятий концепции Т. Куна является понятие «научное сообщество». Выход Т. Куна за рамки узкологического подхода к проб-
|
|
1 См. обзор концепций французских исследователей науки: Соколова Л.Ю. Историческая эпистемология во Франции. СПб., 1995.
леме научного познания был связан с оригинальным решением им принципиального вопроса, о том, что мы должны понимать под понятием «субъект научного познания»? Концептуальные ориентиры, доставшиеся в наследство от неопозитивистской программы, нацеливали философов на процедуры анализа логического каркаса научного познания. С этих позиций субъектом научной деятельности являлся некий абстрактный интеллект как носитель и исполнитель логико-методологических процедур, как бы некая внеисторическая логическая машина. Т. Кун же исходит из того, что подлинным субъектом научного познания является научное сообщество. Сообщества учёных — это первичные структуры, которые выступают, по словам Т. Куна, как «зодчие и основатели научного знания»1.
Мы уже неоднократно употребляли термин «научное сообщество» в предыдущем изложении, предполагая его интуитивную понятность. Кун, используя это понятие, акцентирует внимание на некоторых существенных моментах. Он указывает на то, что науку «делают» группы получивших сходное образование и обладающих сходными профессиональными навыками специалистов. Это означает, что, грубо говоря, учёным становятся не в результате прочтения некоторого количества учебников, а непосредственно обучаясь научной практике под руководством более опытных учёных и непосредственно участвуя в научных разработках какой-то группы специалистов.
Это очень важный пункт. Т. Кун привлекает наше внимание к особому плану научного знания. Помимо логической плоскости знания, существует и плоскость деятельностная, оперативная. Например, если нам дан какой-то научный закон (скажем, физический закон сохранения импульса), то мы можем:
|
|
1) в логическом плане — вывести из него частные следствия, т.е. получить из него другие теоретические утверждения;
2) в деятельностном плане — применить его к определённым лабораторным ситуациям (экспериментам, разработке моделей) и вообще к решению различных конкретных физических задач.
Как справедливо указывает Т. Кун, что такое энергия, импульс, ускорение и т.п., учёный по-настоящему узнает только в контексте научно-практического применения этих понятий к решению различных задач. (Поэтому, например, одно дело — прочесть главу из учебника, и совсем другое — суметь решить задачи в конце этой главы.)
Сказанное означает, что научное знание (например, научная теория) не может быть сведено только к логической структуре как системе утверждений, в которой одни высказывания следуют из других. Научное знание —
1 Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С. 232.
это также и определённый контекст умений, оперативных паттернов, практических Смыслов. Специалистов из одной и той же определённой предметной области объединяет между собой не просто знание одних и тех же законов (которые может прочесть и любой посторонний), а именно работа над одними и теми же проблемами. В этом смысле учебники, как подчёркивает Т. Кун, дают несколько искажённое представление о науке и научных теориях. Они излагают научные представления в абстрактном, усреднённом виде и скрывают от читателя реальный контекст функционирования науки. На самом же деле научное знание изначально конкретизировано и разбросано по различным сообществам и группам. Один и тот же физический закон имеет для разных групп учёных (отличающихся специализацией, профессиональной компетенцией) совершенно разное значение. Поэтому за абстрактно-безликой научной теорией, как она изложена в учебнике, на самом деле скрывается огромное разнообразие смыслов, связанных с её реальным применением, решением задач и т.п.
Что объединяет учёных в сообщества? Это прежде всего общность их занятий. Так, учёные, занимающиеся одним и тем же кругом задач, составляют некое естественное единство; причём это объединение происходит довольно простым, неформальным способом: они общаются между собой, сообщают друг другу о своих результатах, обсуждают их и т.п. Конечно, в их деятельности много общего — общее видение проблем, навыки решения задач, используемые технические средства и т.п. Для описания этого естественного объединяющего начала, которое реально интегрирует учёных в сообщество, Т. Кун предлагает термин «дисциплинарная матрица».
Дисциплинарная матрица состоит из весьма разнородных элементов. Возможно, даже нет смысла пытаться составить их полный перечень. Среди важнейших компонентов матрицы К. Кун называет, прежде всего, научные положения (или символические обобщения), которые используются в группе без разногласий, общепризнанные положения и предписания метафизического характера, имеющие в т.ч. и эвристическое значение, а также общепринятые ценности. Кроме того, огромное значение для профессиональных групп имеют такие составляющие дисциплинарной матрицы, как определённые образцы научной деятельности, или парадигмы.
Парадигма
Понятие «парадигма» стало своего рода маркером концепции К. Куна и получило широчайшее распространение в связи с самыми разнообразными вопросами. Сейчас это понятие является весьма богатым по смыслу: его используют и как синоним мировоззрения, картины мира, стиля мышления и др. Даже в самой книге «Структура научных революций» оно имеет массу значений. Однако его первоначальный и точный смысл,
|
|
как подчёркивает Кун, связан со словом «образец» (греч. paradeigma — «образчик»).
Парадигма — это, вообще говоря, образец деятельности. Например, если, при изучении языка нам дан образец спряжения глаголов на каком-то конкретном примере, мы можем применить его и для других случаев. В научной деятельности тоже есть свои образцы: это конкретное решение проблемы, с которым сталкиваются студенты с самого начала своей учебной подготовки в лабораториях, на экзаменах или в конце глав используемых ими учебных пособий1. Научные знания (теории, законы) как бы оживают в конкретных парадигмах. Но при этом следует помнить, что научная парадигма — это не образец для простого копирования. Пример решения задачи служит базой для дальнейшего усовершенствования данного способа решения, его приложения к классу более трудных задач, его разработки как в сторону обобщения, так и конкретизации. Поэтому парадигма — это достаточно гибкая оперативная модель, динамичная и находящаяся в постоянном развитии.
В ряде случаев парадигма частично может быть уточнена с помощью некоторых явных правил, однако это возможно далеко не всегда, и тем более это не может исчерпать оперативного значения парадигмы как непосредственной модели самой деятельности. Ведь, как было замечено ещё И. Кантом, если у нас есть какое-то правило, то от нас требуется умение применять данное правило, причём само это умение является первичным и непосредственным, иначе пришлось бы давать новое «правило по применению правила» и так до бесконечности2. Парадигма не только не может быть сведена к ряду правил, но и сама может до некоторой степени служить источником правил решения конкретных задач. Это в общем случае не правило, а пример, прецедент.
Итак, научная парадигма — образец деятельности, который в своём применении варьирует, обогащается, уточняется, но важно то, что он действует как направляющее, структурирующее начало для дальнейших действий. Установившаяся парадигма управляет текущими научными разработками.
|
|
Важнейшим свойством научной парадигмы является её высокая эффективность в применении к определённому классу задач. Ведь парадигма созревает и оттачивается именно на примерах решения конкретных задач; она аккумулирует в себе все успехи, достигнутые этими усилиями, и становится действенным инструментом научной практики. В результате предметная область оказывается в значительной степени структурирована посредством специфичной для неё установившейся парадигмы.
1 Кун. Т. Структура научных революций. М., 1977. С. 244.
2 Кант И. Критика чистого разума: Сочинения в 6 т. Т. 3. С. 218-21.
Хотя само научное сообщество естественным образом объединяется ещё до образования парадигмы (т.е. в допарадигмальном периоде), только с установлением парадигмы как высокоэффективного, проверенного на обширном классе задач и совершенствующего инструмента сообщество приходит к состоянию существенного единства, а научная область приобретает черты зрелой науки.
Нормальная наука
Теперь мы подошли к интересному моменту в динамике научного познания. Установившаяся парадигма, или образец решения задач, оказывает на учёных двоякое действие. С одной стороны, она демонстрирует им, как действительно следует решать задачи в их предметной области. Предлагая им примеры вполне успешной деятельности, она тем самым обеспечивает их гарантированно эффективным методом. С другой стороны, она же и ограничивает учёного в его видении своей предметной области. Как образец для подражания и усовершенствования парадигма производит класс в целом достаточно однотипных решений. Учёные, заранее ожидая, что применение парадигмы будет плодотворным, подходят к задачам своей предметной области так, будто решение задачи сводится лишь к искусному применению некоего общего образца. Если сообщество располагает таким образцом, то от учёного требуется суметь использовать его в конкретных, порой весьма трудных случаях — как бы найти разгадку. Ведь вопросы, как конкретно применить парадигму в различных ситуациях, как скомбинировать по-новому её элементы, могут потребовать от учёного значительных усилий, мастерства и остроумия. Т. Кун называет такой подход решением задач-головоломок. Действительно, существует некоторое сходство между научными задачами, представленными посредством парадигмы, и задачами-головоломками (детскими составными картинками, кроссвордами и т.п.). Парадигма как бы сама отбирает и предлагает учёным такие проблемы, которые предполагаются заведомо разрешимыми. Но дело даже не в том, что применение парадигмы должно автоматически привести к успеху (на самом деле парадигма может и не срабатывать), а в том, что парадигма, подобно условиям задач-головоломок, накладывает определённые ограничения на возможные решения и на «те шаги, посредством которых достигаются эти решения»1.
В итоге установившаяся парадигма придаёт научной деятельности достаточно своеобразные черты. Т. Кун называет период в динамике научного познания, который характеризуется признанной, демонстрирующей
1 Кун Т. Структура научных революций. М, 1977. Указ. соч. С. 63.
высокую эффективность парадигмой, периодом нормальной науки. В это время учёные не ориентированы на какие-то крупные достижения, на получение принципиально новых результатов. Их основная цель — дальнейшая разработка и совершенствование самой же общепринятой парадигмы. Исследования становятся все более утончёнными, направленными на весьма специальные нюансы парадигмальной теории. Часто в этих исследованиях вообще все параметры ожидаемого результата вполне известны, за исключением лишь некоторых деталей, «так что спектр ожиданий оказывается лишь немного шире известной картины»1. Таким образом, научное познание в данный период свой динамики достаточно консервативно.
Принятая парадигма совершенствуется на обширном классе задач-головоломок, и результатом этого является обретение ею новых граней. Успехи парадигмального подхода накапливаются, её предыдущие достижения служат основой для последующих достижений. Тем самым осуществляется постепенное поступательное продвижение парадигмы ко все новым и все более изощрённым задачам-головоломкам. Накопление успехов и постоянное повышение эффективности парадигмы придают научному познанию в этот период кумулятивный характер.
Итак, научному познанию в период нормальной науки присущи черты кумулятивности и некоторого консерватизма.