В 60-70-е гг. XX в., з период крушения неопозитивистской программы, эпицентр обсуждения проблемы рациональности был обозначен дискуссиями между представителями «большой четвёрки», которую составляли Т. Кун — К. Поппер — Й. Лакатос — П. Фейерабенд. В позднейшее время эта тема развивалась во многом на пересечении тех сюжетных линий, которые были заданы указанными авторами.
Какие ориентиры наметила «большая четвёрка»?
Томас Кун. Под влиянием Т. Куна у исследователей науки сформировался устойчивый интерес к тому, как действительно ведут себя учёные, а не как должны были бы себя вести с точки зрения навязываемых им норм. Изучение научного сообщества — вот плодотворный проект, выдвинутый Т. Куном. Разработки Т.Куна стимулировали реформирование и значительное развитие в последние десятилетия социологии науки как самостоятельного направления (§ 7.1). В более широкой перспективе социологический поворот связан со становлением дескриптивного подхода в теории науки — анализ научного познания сосредоточивается не на разработке норм научной деятельности, а на описании действительного поведения сообщества и выявлении тех ориентиров, на которые оно равняется в ходе научного познания.
|
|
Но наблюдение поведения учёных поднимает тему разногласий. Действительно, если наука является рациональной деятельностью, то необходимо понять, на каких основаниях в ней периодически возникают разногласия и как они преодолеваются. Иными словами, это вопрос о конкретных механизмах как возникновения разногласий, так и достижения консенсуса в сообществе учёных. Надо признать, что здесь Т. Кун оставил нам больше проблем, чем. приемлемых решений. Именно он акцентировал и обострил проблему несоизмеримости научных парадигм и затруднённой коммуникации групп учёных в период научной революции. Тем не менее, он же задал и некоторое направление в анализе данного затруднения. Заслугой Т. Куна является то, что он указал на важность понятия ценности для исследований динамики науки. Т. Кун настаивает на том, что регулятивами научной деятельности, определяющими выбор среди конкурирующих теорий, являются не правила или критерии, а именно ценности. Примеры когнитивных ценностей — точность, непротиворечивость, область применения, простота. Деятельность учёных не является произвольной; но, регулируя в целом познавательные стратегии сооб-
10 - 1410 Ушаков 289
щества, ценности оставляют достаточный простор для вариаций: учёные, разделяя один и тот же набор когнитивных ценностей, могут значительно расходиться в интерпретации этих ценностей и их применении к конкретным ситуациям. Кроме того, исторически изменяется как способ реализации этих ценностей, так и их вес в общей ценностной структуре. Тем не менее, несмотря на то, что ценности являются гибкой и вариабельной системой управления, они существенно регулируют деятельность научного сообщества, накладывая весомые ограничения на принятие решений и задавая определённые эвристические указатели.
|
|
Таким образом, Т. Кун отвергает как сведение научной рациональности к сумме однозначных правил, так и другую крайность — признание иррационалистического характера науки, Предлагаемый им подход основывается на идее мягкой регуляции научной деятельности.
Карл Поппер. Как известно, К. Поппер был давним оппонентом неопозитивистов (работа «Логика научного исследования», в которой были изложены его основные идеи, была опубликована ещё в 1935 г.). К сожалению, многими критиками в его концепции науки было недопонято как раз главное положение, радикально отделяющее позицию К. Поппера от неопозитивистской платформы, — это решительное утверждение приоритета динамики над статикой. По мнению К. Поппера наука — это вообще не что иное, как «непрерывная революция», и тот, кто это не признает, не понимает самой сущности научного познания. Именно К. Поппер ввёл в оборот сам термин «рост научного знания». Наука остаётся наукой до той поры, пока она продолжает расти, двигаться вперёд. Рост научного знания сущностей для науки, и её устойчивость подобна устойчивости движущегося велосипеда. «Я утверждаю, что непрерывный рост является существенным для рационального и эмпирического характера научного знания, и если наука перестаёт расти, она теряет этот характер»,— заявляет К. Поппер1.
Однако в дискуссиях 1960-х гг. он оказался все-таки представителем старой парадигмы в философии науки; его взгляды, которые в неопозитивистский период выглядели бунтарскими, теперь приобрели изрядный налёт консерватизма. Дело в том, что К. Поппер продолжал в целом нормативистский подход: он настаивал на том, что динамика научного познания не произвольна, а нормативно детерминирована, а также что она имеет направленный характер и, конечно, рациональное содержание. Утверждая традиционный универсалистский рационализм и почти игнорируя исторические реалии научного познания, К. Поппер оказался несколько в стороне от общего «куновского» дескриптивно-социологи-
1 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 325.
ческого поворота. Тем не менее, высокий заряд попперовского рационализма оказал воздействие на постпозитивистские дискуссии, и определённое его влияние продолжается и сейчас.
В попперовской концепции рациональности главная идея, являющаяся
концентратом всего попперовского подхода, —это идея критицизма.
Сущностное качество рационального мышления — его критичность. Это
означает, что рациональность научного познания мы должны видеть не в теоретических достижениях, а в общем критическом настрое самого научного сообщества. Не утверждение своей позиции (и тем самым себя самого)
в науке является смыслом деятельности учёного, а предельный критицизм
и к себе, и к своим коллегам. Научно приемлемым оказывается лишь то, что
в итоге смогло выдержать строгий экзамен разнообразных перекрёстных
проверок. Поэтому критическая установка:— это исходное интеллектуальное «поле», порождающее саму возможность научного познания. Субъектом
критической установки может (по определению) служить только сообщество в целом. Таким образом, научное знание принципиально интерсубъективно, оно рождается в сложной и разветвлённой «сети» взаимных проверок и корректировок. Важно, что тезис «рационализм есть критицизм» вёл к расширению понятия рациональности, к признанию критико-рационалистической составляющей и в других областях человеческой деятельности — политике, юриспруденции, морали и др. Вторая важная идея, интенсивно развиваемая К. Поппером, — идея направленности научного познания. Наука, по К. Попперу, — это не просто динамика теорий, а динамика направленная, поступательная; К. Поппер пытается выразить её в терминах роста правдоподобности теорий. Идея направленности приводит нас к понятию прогресса, занимающему важное место в дискуссиях последнего времени.
|
|
Имре Лакатос. Подход Лакатоса представляет собой некоторую попытку синтеза позиций Т. Куна и К. Поппера. У И. Лакатоса мы видим попперовскую идею приоритета динамики. Картина науки, нарисованная им, — это картина развивающихся теоретических структур. Дать оценку научно-исследовательской программе мы можем только на основе её динамических характеристик: наблюдая соотношение её теоретического и эмпирического роста, мы оцениваем её как прогрессивную или вырождающуюся. Таким образом, И. Лакатос признает идею прогресса науки и ищет средства его измерения. Учение о научно-исследовательских программах является своеобразным ответом Т. Куну. Ведь концепция Т. Куна оставляет пространство для произвола в отношении оценки и выбора альтернативных парадигм. И. Лакатос же, признавая куновский тезис о затруднённом взаимопонимании сто-
ройников различных парадигм, утверждает, что, тем не менее, существует объективный критерий оценки конкурирующих теорий. Таким критерием является способность программ решать проблемы и эффективно управлять эмпирическим материалом. Если одна из программ обгоняет другую, то для наблюдателя это объективность, а не результат его субъективных пристрастий.
Кстати, важно заметить, что И. Лакатос — дескриптивист, как и Т. Кун. Хотя это многократно недопонималось: его обвиняли в том, что его методология не даёт учёному возможности приложить её к своей практике. Но Лакатос и не предлагал такой методологии; он не говорил, о том, как должно поступать учёному, а лишь разрабатывал средство для рациональной оценки уже сложившихся исследовательских течений.
|
|
Для аналитиков-науковедов работы И. Лакатоса определили существенные моменты рационалистических стратегий последующего периода. Прежде всего, принципиальной является сама идея рациональной реконструкции. Если история науки представляет нам факты, которые, как кажется, имеют совершенно иррационалистический характер, то задача рационалиста — пересказать ту же самую историю в рационалистической версии. С И. Лакатоса берет своё начало тенденция вытеснять иррационалистические толкования, оставляя им как можно меньше свободного места. Рациональная реконструкция — это предлагаемая историком науки возможная модель, укладывающая неудобные исторические факты в рационалистические рамки. Метод Лакатоса — это метод рациональных реконструкций. И. Лакатос подчёркивает, что историографическая реконструкция всегда отличается от реальной истории, исторические факты всегда сложнее, чем это представлено в каких-либо интерпретациях. Историки науки, как рационалисты, так и иррационалисты, всегда извлекают из исторического материала лишь определённые факты, которые им позволяют увидеть и выявить их собственные исходные установки. Поэтому полное воспроизведение реальной истории — недостижимый идеал; некоторое несовпадение реконструкции научного познания и каких-то исторических реалий останется всегда. Однако задача историка-рационалиста — продолжать корректировать и совершенствовать свои модели, искать наилучшие реконструкции.
Концепция Лакатоса подчёркивает принципиально политеоретический характер научного познания. Научное сообщество ищет не абсолютно правильную теорию, а работает в режиме сравнения, выбирая оптимальную, из спектра имеющихся. Ещё одна важная черта подхода И. Лакатоса, которую мы встретим в последующем периоде, — это стремление обойтись без использования истинностных параметров для оценки теорий. Вместо этого у И. Лакатоса, как известно, анализируется способность теории решать научные проблемы.
Пауль Фейерабенд. В дискуссиях «большой четвёрки» П. Фейерабенд, помимо пресловутого тезиса несоизмеримости, существенно акцентировал следующие два момента. Прежде всего, это радикальный антинормативизм. Позицию П. Фейерабенда называют даже методологическим анархизмом; она ярко изложена в его знаменитой работе «Против метода» (1975). Действительно, никто, пожалуй, не заходил дальше П. Фейерабенда в отрицании любых канонов и регулятивов научной деятельности. Его позицию можно выразить в следующем тезисе: «нет такой нормы, которая не была бы опровергнута». Он показывает, что реальная практика науки демонстрирует многочисленные случаи нарушения практически всех норм научного познания. Более того, многие продуктивные учёные, добивавшиеся значительных достижений, как раз систематически отвергали общепринятые нормы. Вероятно, следовало бы считать, что учёные в своём творчестве придерживаются но словам Фейерабенда принципа «все дозволено» (everything goes). П. Фейерабенд решительно выступает против каких-либо попыток навязать научному сообществу концептуальные каноны, ограничить свободу человеческого мышления. Он отвергает идею единства научного метода, стандарты рациональности, любые универсалистские стратегии, нацеленные на то, чтобы оценить и оказать предпочтение каким-то способам мышления.
Второй момент — принципиальный плюрализм теоретического знания. П. Фейерабенд утверждает принцип, «который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения», даже если те являются общепризнанными1. П. Фейерабенд защищает методологический плюрализм более решительно, чем Т. Кун. По мнению Т. Куна «размножение» конкурирующих теорий возникает тогда, когда обнаруживается неэффективность господствующей парадигмы, по П. Фейерабенду же, наоборот, компрометация парадигмы возможна, только если уже разработаны альтернативы; выдвижение альтернативных теорий — первичный фактор научного познания.
Современные сюжеты проблемы рациональности
Итак, усилиями названных и прочих авторов был в основном обрисован круг тем, касающихся проблемы рациональности и получивших развитие в-последующие годы:
1 развитие дескриптивного подхода к научному познанию (имеющее явный перевес над нормативными стратегиями) — отказ от универсалистских претензий навязать науке какие-либо стандарты и изучение текущих, конкретно-ситуационных параметров рациональности научной деятельности;
1 Фейерабенд П.К. Ответ на критику // Структура и развитие науки. С. 420.!
2) дальнейшее выявление и акцентирование роли историко-социологической плоскости научного познания;
3) изучение внутренних механизмов возникновения разногласий и достижения консенсуса в научном сообществе;
4) тема соотношения ценностей, норм, целей и других регулятивов научной деятельности, а также анализ их исторических вариаций;
5) тема направленности, или прогресса, научного продвижения;
6) изучение критико-аргументационных процедур, реально применяющихся в науке, и изучение рациональности других форм человеческой деятельности;
7) проблема использования истинностных параметров в анализе науки;
8) программа рациональных реконструкций — разработка и корректировка рациональных моделей науки;
9) тема принципиального плюрализма научного познания.
Постараемся обрисовать некоторые результаты изысканий из этой панорамы.